Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экон. соц. Канашевич.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.85 Mб
Скачать
  1. Способы социального измерения экономической деятельности и качества жизни

Для анализа и планирования качества жизни с 1980-х годов используются специальные показатели - социальные индика­торы, которые представляют собой критерии оценки как объек­тивных характеристик качества жизни (потребление материаль­ных благ, продолжительность жизни, состояние системы образо­вания и др.), так и субъективного восприятия людьми условий своего существования.

Был предложен ряд индикаторов качества жизни, в числе которых: комплексный индекс социального развития, разрабо­танный ООН (16 показателей), индекс физического качества жизни, разработанный американским ученым М. Моррисом (три основ­ных показателя - ожидаемая продолжительность жизни после года жизни, уровень младенческой смертности, грамотность взрослого населения); индекс неблагополучия (уровень беднос­ти, уровень инфляции, спрос на рабочие вакансии, степень пере­населенности городов, наличие чистой питьевой воды, степень свободы личности).

Социальные индикаторы, предложенные Организацией эко­номического содействия развитию (ОЭСР) включают в себя це­лый ряд показателей оценки качества жизни в различных её про­явлениях: продолжительность предстоящей жизни, уровень ма­теринской смертности, качество трудовой жизни, временная не­трудоспособность, длительная нетрудоспособность, непрерывное образование, обучение взрослых, уровень грамотности, свобод­ное время, использование свободного времени, распределение дохода, низкий доход, материальная необеспеченность, распре­деление богатства, внутренняя жилая площадь, владение приле­гающей территорией, основные удобства, доступность опреде­ленных видов услуг, воздействие загрязнения атмосферы, воз­действие шума, уровень самоубийств, смертельные случаи, серьезные травмы, страх за личную безопасность.

Качество же трудовой жизни в системе социальных индика­торов, разработанных ОЭСР, характеризуют следующие показа­тели: уровень безработицы, вынужденная неполная занятость, отчаявшиеся искать работу, средняя продолжительность рабо­чего времени, время на дорогу к месту работы, оплачиваемый ежегодный отпуск, гибкий рабочий график, распределение зара­ботков, смертность на рабочем месте, нарушение нормальных условий труда.

С 1990 г. в рамках Программы развития ООН, разрабатыва­лась концепция человеческого развития. В 2000 г. для комплек­сного социального измерения качества жизни ООН принят Ин­декс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который ис­пользуется для анализа социальных аспектов развития эконо­мики и сопоставления уровня развития стран.

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) представляет собой среднее арифметическое суммы ряда ин­дексов: 1) ожидаемой продолжительности жизни при рождении; 2) достигнутого уровня образования-, 3) реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупательной силы.

По этому важнейшему показателю ООН наша республика, несмотря на последствия острейшего социально-экономического кризиса первой половины 1990-х гг., занимает достойное место в мире. Программа развития ООН (ПРООН) сделала пересчет ИРЧП для Беларуси, начиная с 1990 г. по новой методологии, применяемой с 2004 г. В докризисном 1990 г. уточненный пока­затель ИРЧП составлял 0,790, затем упал в 1995 г. до значения 0,755, а во второй половине 90-х гг. началось его стабильное повышение.

В соответствии с докладом ПРООН о развитии человека за 2007 г. (использовались данные за 2005 г.) показатель ИРЧП для Беларуси, по сравнению с данными предыдущего доклада, вырос с 0,794 до 0,804. Преодолев пороговый показатель 0,800, Рес­публика Беларусь перешла из категории стран со средним уров­нем развития человеческого потенциала в категорию стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала. По это­му показателю наша страна переместилась с 67 на 64 место в мире и, опередив Российскую Федерацию (67 место с показате­лем ИРЧП 0,802), стала лидером среди стран-участников СНГ.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении явля­ется важнейшим показателем качества жизни в стране. В 2007 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Беларус

исоставила у мужчин - 64,5 года, у женщин - 75 лет (в 1995 г. соответственно 62,9 и 74,3 года). В России в 2007 г. ожидаемая продолжительность жизни у мужчин составила 64,5 года, у жен­щин - 73 года, в Казахстане - соответственно 60,7 и 72,6 [41, с. 540]. Следует отметить, что в странах с развитой рыночной эко­номикой продолжительность жизни существенно выше. Так, в 2006 г. ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Швей­царии составляла у мужчин 79,1 года,, у женщин - 84,0 лет, в Японии - соответственно 79,0 и 85,8; в Германии - 77,2 и 82,4; во Франции - 77,2 и 84,2; в Соединённом Королевстве - 77,1 и 81,1; США - 74,8 и 80,2 года [41, с. 590].

Уровень развития человеческого потенциала оценивается и качеством образования. Высокий уровень образования населения - одно из конкурентных преимуществ Беларуси относительно мно­гих других стран. Согласно Докладу о развитии человека 2007, Бе­ларусь занимает седьмое место в мире по уровню грамотности взрослого населения (99,6%) и 33 позицию по охвату населения начальным, средним и высшим образованием (88,7%), опережая такие высокоразвитые страны, как Германия, Япония, Швейцария и др. По удельному весу государственных расходов на образование (6% от ВВП) Беларусь остается одним из лидеров на постсоветс­ком пространстве, опережая ряд высокоразвитых стран - Австрию, Канаду, Ирландию, Японию, Нидерланды, Францию, США, Испанию, Австрию, Великобританию, Италию, Германию, Португалию.

В качестве важнейшего показателя, характеризующего дос­тигнутый уровень качества жизни, выступает реальный ВВП на душу населения. Согласно Докладу о развитии человека 2007 (использовались данные за 2005 г.), этот показатель для Белару­си определен в размере 7918 долларов США? что пока в 3,5-4,5 раза меньше, чем в странах ОЭСР.

В современном развитом обществе постиндустриального типа важнейшим элементом производительных сил общества становится человеческий капитал. Подобно тому как затраты на сооружения и оборудование создают капитал физический, инвестиции в человека (расходы на здравоохранение, образова­ние, науку) создают человеческий капитал, представляющий со­бой сформированные в виде инвестиций и накопленные чело­веком определенный запас здоровья, научно-образовательных знаний и мотиваций.

Теория человеческого капитала получила развитие в 60-гг. XX ст. в работах Гэри Беккера, Якоба Минсера, Теодора Шульца

и других экономистов. Эта теория основывалась на простых иде­ях. Труд здорового, образованного и профессионально подго­товленного человека намного производительнее, а люди как по требители заинтересованы в максимизации доходов всей своей жизни, а не отдельного периода или года. Эти идеи оказались весьма значимы в условиях информационно-технологической революции, когда конкурентоспособность страны в решающей степени стала определяться ее человеческим капиталом - на­копленными капиталом здоровья, капиталом образования и ка­питалом культуры работников.

Основным формам инвестиций в человеческий капитал со­ответствуют основные активы человеческого потенциала, изме­ряемые показателями средней продолжительности жизни насе­ления, уровнем его образования и объемом реального душевого валового внутреннего продукта (ВВП).

Индекс потребительских настроений (ИПН) как способ субъективной оценки качества жизни. Этот метод социологи­ческого зондирования общественного мнения был предложен в 1946 г. учеными университета штата Мичиган (США) и сегодня вхо­дит в число одиннадцати важнейших макроэкономических показа­телей, на основании которых исчисляет прогнозы Бюро экономи­ческого анализа при правительстве США (публикуются в первую пятницу каждого месяца). С 70-х гг. ИПН активно используется в экономической и политической жизни стран Западной Европы.

В нашей республике мониторинг ИПН проводится учеными Могилевского института региональных социально-политических исследований, которые зафиксировали два его «обвала» - в на­чале 1990-х и во время российского дефолта 1998 г. Методика ИПН основана на использовании социологического инструмен­тария. Респондентов в анонимной анкете просят оценить мате­риальное положение своей семьи в ретроспективе и перспекти­ве. ИПН исчисляется таким образом: от процента положитель­ных оценок своего материального положения вычитается про­цент отрицательных и прибавляется 100 (чтобы исключить знак «-»). Сто баллов - точка равновесия отрицательных и положи­тельных оценок экономического самочувствия. Результат в ин­тервале от 0 до 100 баллов составляет «зону пессимизма», в которой процент отрицательных ответов на вопросы анкеты пре­вышает долю положительных. «Зона оптимизма», в которой, на­оборот, доля положительных ответов больше доли отрицатель­ных, представлена интервалом от 100 до 200 баллов [2, с. 10].ИПН считают эффективным способом изучения обществен­ного мнения по ряду причин: 1) этот метод обеспечивает реше­ние чисто утилитарных маркетинговых задач - измерение емко­сти потребительского рынка; 2) позволяет определить мораль­но-психологический «тонус» общества, уровень его оптимизма относительно перспектив экономического и политического раз­вития; 3) ИПН является эффективным средством прогноза воз­можных социальных эксцессов, которые, постепенно вызревают в недрах общественного сознания [тамже].