Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экон. соц. Канашевич.rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.85 Mб
Скачать
  1. Средний класс и его роль в социально- экономических процессах общества

Важную роль в социально-экономической и политической жизни развитых индустриальных стран играют социальные группы, объединенные общим названием «средний класс» («мидл»), со­ставляющие сегодня порядка 60% экономически активного на­селения ведущих западных стран («общества среднего класса»). Социальные функции среднего класса усматривают в «уравно­вешивании» противоположных социальных полюсов общества, обеспечении в нем социального порядка и стабильности.

Какие социальные слои развитых индустриальных обществ можно отнести к среднему классу? Социальное содержание по­нятия «средний класс» изменялось в процессе развития индуст­риальной цивилизации. Социальную основу средних слоев кон­ца XIX - начала XX вв. составляли мелкие частные собственники, мелкие предприниматели, торговцы, ремесленники, крестьяне. Сегодня это, так называемый, «старый средний класс». В середи­не XX в. в результате научно-технической революции в запад­ных странах возник «новый средний класс». В него вошли: пред­ставители интеллигенции и служащих, утратившие в своей мас­се статус высшего класса. Значительная часть рабочего класса также переместилась в средние (по доходам) слои населения и, как показывают опросы, относит себя к среднему классу.

Сегодня, в соответствии с распространенным в социологии определением социального статуса (доход, образование, престиж), к среднему классу относят экономически активные слои населе­ния, обладающие устойчивым доходом, высокими профессиональ­ными знаниями, являющиеся конструктивной силой развития про­изводства и гражданского общества. По критериям американс­кой статистики, в средний класс включают семьи с доходом от 20 до 56 тыс. долларов в год (1,5-4,5 тыс. в месяц) на семью из 4-х человек. Высокое качество жизни выступает у представителей среднего класса и как результат высокоэффективного труда, и как необходимая предпосылка к такому труду. Однако главное - не сам уровень материального благосостояния, а способ его достиже­ния. А достигается он высокоэффективной производительной деятельностью на основе высокого уровня не только профессио­нальной, но и общей культуры. Условия информационно-техноло­гической революции заставляют представителей среднего клас­са несколько раз на протяжении жизни переучиваться

.В современных условиях возникла и углубляется новая ли­ния социальной стратификации: информационно-коммуникатив­ная революция резко отделила экономически активную и заня­тую часть населения от незанятой. Первая - все более приобре­тает черты «среднего класса» (хотя и остается внутренне стра­тифицированной). Вторая же (фактически 1/3 населения) - те­ряет временные черты и превращается в стабильно маргиналь­ную общность, вытесненную из социальных связей и находящу­юся в оппозиции к процессам современного развития.

  1. Проблема бедности, ее виды и способы измерения

Для постиндустриального общества характерно обеспече­ние благосостояния для значительной части населения и увели­чение доли среднеобеспеченных групп, т.е. определенное тор­можение социальной поляризации (расслоения общества на бедных и богатых). Вместе с тем, социальное неравенство и бед­ность, хотя изменили свои формы, продолжают оставаться важ­нейшей социально-экономической проблемой. Если неравенство характеризует общество в целом, то бедность касается только определенных групп населения. Для выявления этих состояний используют понятия «абсолютная» и «относительная» бедность.

Неравенство в распределении доходов между группами на­селения - относительную бедность, иллюстрируют посредством кривой Лоренца (по имени американского статистика М. Лорен­ца) и индекса Джини (по имени итальянского статистика и эко­номиста К. Джини). Этот индекс показывает, насколько факти­ческое распределение доходов между группами населения от­личается от их равномерного распределения (если 20% населе­ния имеет 20% доходов). Итальянский экономист и социолог В.Парето считал, что в рыночной экономике 20% населения при­сваивает порядка 80% доходов (закон 80/20). Критический пре­дел индекса Джини равен 0,410-0,412 (в Японии - 0,291, Швеции -295,в США - 0,329, Беларуси - 0,258).

Дифференциация в доходах населения измеряется и посред­ством децильного (или квинтильного) коэффициентов - соотно­шение доходов 10% (20%) наиболее и наименее обеспеченного населения. Чаще используется децильный коэффициент, позво­ляющий определить, во сколько раз среднедушевые располага- емые доходы 10% наиболее обеспеченной группы населения выше, чем 10% наименее обеспеченной. Предельно критическое значение этого показателя, угрожающее потерей социальной стабильности, - 10 раз.

Применяя понятие «абсолютная бедность», можно выявить группы населения с доходами ниже прожиточного минимума. «Порог бедности» - понятие, введенное еще в XIX в. британским социологом и статистиком Ч. Бутом, сегодня определяют посред­ством минимального потребительского бюджета {потребитель­ская корзина), обеспечивающего воспроизводство индивида как работника, и бюджета прожиточного минимума, обеспечивающе­го лишь удовлетворение его элементарных физиологических и социальных потребностей (в нашей республике БПМ составляет 60% от МПБ).

Российский социолог Л.А. Гордон предложил различать в условиях постсоветского общества три вида абсолютной бедно­сти: нищета - доходы ниже БПМ; нужда - от БПМ до МПБ; нео­беспеченность - в пределах МПБ. В нашей республике адрес­ная социальная помощь предоставлялась тем семьям (гражда­нам), среднедушевой доход которых был ниже 60% БПМ (с 1.02.2008 - ниже 100% БПМ, что на этот период составляло 200 080 руб.).

В нашей республике удалось избежать резкой социальной поляризации населения по доходам и уровню материального достатка. Децильный коэффициент дифференциации по данным национальной статистики составлял в Беларуси в 1990 г. - 3,0, в 1995 г. - 5,8, в 2005 г. - 5,2 раза. Это один из самых низких показателей дифференциации населения по уровню материаль­ного благосостояния среди бывших союзных республик и нахо­дится на уровне развитых стран Западной Европы, где он со­ставляет 5-6 раз, в США -11.