Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
6 Курс лекций.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
550.4 Кб
Скачать

4.2. Усиление роли исполкомов, централизация власти.

В 1993 г. в Закон о местном самоуправлении и местном хозяйстве были внесены изменения, направленные на усиление полномочий исполкомов и обеспечивающие централизацию власти. Исполкомы получили право самостоятельно утверж­дать свои штаты, назначать на должности руководителей по­дотчетных Совету органов управления, устанавливать и изменять правовой режим объектов коммунальной собственно­сти. При назначении на должности руководителей структурных подразделений их кандидатуры согласовывались с соот­ветствующими службами вышестоящих исполнительно-распо­рядительных органов. Председатели вышестоящих Сонетов (которые по должности одновременно являлись председателя­ми исполкомов) получили право отстранять от выполнения обя­занностей должностных лиц исполкомов нижестоящих Советов в случае нарушения ими законодательства либо неисполнения решений вышестоящих органов государственной власти и уп­равления.

Материальной предпосылкой централизации власти было преобладание в Беларуси государственной собственности. В условиях ее доминирования чрезмерная автономия регионов представлялась ошибочной конструкцией. Поэтому подсозна­тельно изменения в Законе о местном самоуправлении были направлены на восстановление влияния правительства на ре­гиональную политику и соподчинения Советов на принципах «демократического централизма». Для этого были даже разра­ботаны законопроекты о местных представительных органах власти и о местных исполнительно-распорядительных органах власти. Таким образом, создание правовой базы местного са­моуправления не было поступательным процессом, в ходе которого шаг за шагом накапливался законодательный потен­циал данного общественно-политического института. Этот путь был скорее извилистым, имелись свои «подъемы и отка­ты». Периодически сказывалось влияние противоречивого за­рубежного опыта. Главное внимание, как правило, уделялось не столько сущности местного самоуправления, содержанию его функций, сколько его организационным формам. При этом наибольшую привлекательность получала модель «сильный исполком - слабый Совет», что проявилось в наделении испол­нительных органов полномочиями, принадлежащими по при­роде представительным органам.

Проблема местного самоуправления оказалась настолько сложной, что даже не получила надлежащего разрешения в ходе конституционного процесса, продолжавшегося в течение четырех лет. На различных этапах в разных проектах, разра­ботанных обеими конституционными рабочими группами, те­матика местного самоуправления была одной из наиболее запутанных, и разработчики проектов конституции не могли определиться с местом и ролью местного самоуправления в системе институтов государства. Как следствие, раздел о мест­ном самоуправлении был наиболее слабым местом во всех проектах и функционально не увязывался с общим текстом Ос­новного Закона.

Н.В. Сильченко полагает, что официальные власти в лице Верховного Совета 12-го созыва - полновластного в то время органа государственной власти в Республике Беларусь - про­сто не имели, да и не желали иметь какого-нибудь ясно сфор­мулированного представления о самоуправлении вообще и о необходимости его введения в государстве. Власть попросту не имела ни концепции, ни каких-либо ориентиров в деле ре­формирования местных органов власти и управления. Поэто­му пятый раздел Конституции Республики Беларусь 1994 г., посвященный вопросам местного управления и самоуправле­ния, резко диссонировал с содержанием и духом Основного Закона. Он был почти дословно, с небольшими косметическими правками перенесен из Конституции Белорусской ССР 1978 г.