
- •Райотдел дворянского гнезда
- •1. Порховская крепость, которую — заодно с Московским Кремлём — мечтает приватизировать один из Рюриковичей.
- •О макарове
- •История усадьбы
- •Усадьба сегодня
- •Памятники и имущество
- •Милиция и крылатые львы
- •Список литературы
- •Список иллюстраций
- •1. Порховская крепость, которую — заодно с Московским Кремлём — мечтает приватизировать один из Рюриковичей. 3 предметный указатель
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова
Факультет архитектуры
Райотдел дворянского гнезда
Выполнил: Студент 2 курса
Григорьев В.А.
Проверил: проф. Лукьяненко В.В.
Москва 2014
Оглавление
О МАКАРОВЕ 4
ИСТОРИЯ УСАДЬБЫ 5
УСАДЬБА СЕГОДНЯ 6
ПАМЯТНИКИ И ИМУЩЕСТВО 8
МИЛИЦИЯ И КРЫЛАТЫЕ ЛЬВЫ 10
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 12
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 13
Иногда, чтобы уберечься от мародеров, памятники истории в российской глубинке обретают очень неожиданных хозяев
1. Порховская крепость, которую — заодно с Московским Кремлём — мечтает приватизировать один из Рюриковичей.
Порховская крепость, которую — заодно с Московским Кремлём — мечтает приватизировать один из Рюриковичей.
С подъятой лапой, как живые, Стояли львы сторожевые… (Александр Пушкин. «Медный всадник»)
На карте России силуэтом своим Псковская область напоминает медвежонка. Он встал на задние лапы, тянется выпить Чудское озеро, а Псковское — стекает с нижней губы. Там, где у него сердце, — город Порхов. В сердце Порхова — древнерусская сторожевая крепость XIV века. Ныне минуло сорок лет с того времени, когда я стал проводить отпуск в этом зелёном уездном городе, через край переполненном интереснейшими людьми и историческими реликвиями. Вот история всего одной из них. Почти детективная или, во всяком случае, имеющая отношение к охране общественного порядка и… культурных ценностей.
В Порхове, у входа в довольно стандартное кирпичное здание райотдела милиции, стоят великолепные сторожевые крылатые львы — грифоны. Правда, без подъятых лап. Но всё же не чета тем дешёвым поделкам, что «охраняют» порталы банков и вилл новорусских «хозяев жизни». Тут — подлинное творение высокого классического искусства, достойное сопряжения и с пушкинскими строками, и с другими грифонами, теми, что удерживают на весу Банковский мостик в Питере. Откуда они тут, в провинциальной глубинке России? Рассказ придётся начать издалека.
Жемчужное изваяние Растрелли, Строгановский дворец на перекрестье Невского проспекта и Мойки, ныне переданный во владение Русскому музею, знают все. Менее известно, что у него есть двойник. Как в древности на Руси принято было двузвучие тёплого (зимнего) и холодного (летнего) храмов, так позже, уже в XVIII и XIX веках, у знатнейших дворянских родов были свои зимние и летние дворцы. У Строгановых, вестимо, зимним был тот самый, растреллиевский. Но был ещё и летний. На Псковщине. В Волышёве Порховского уезда. Возведённый в XVIII веке, в 1857 — 1862 годах он был основательно реконструирован, фактически построен заново. Естественно, для этой цели Строгановы архитектора выбирали среди самых лучших столичных зодчих и обратились прежде всего к Монферану, автору Исаакиевского собора, но получили от того совет доверить проектирование и строительство молодому многообещающему зодчему М.А. Макарову.