- •2.6 Мастера модерна: а. Ван де Вельде и ч. Р. Макинтош
- •10. Конструктивизм и функционализм. Школы промышленного конструирования в начале XX века.
- •Чикагская архитектурная школа
- •Фрэнк Ллойд Райт
- •Новая эстетика
- •Истоки стиля
- •Продвижение стиля
- •В центре внимания
- •Функциональность превыше всего
- •В соответствии с требованиями времени
- •«Минусы» конструктивизма
- •Последовательный конструктивизм
- •Дизайн мебели сегодня
Последовательный конструктивизм
Наиболее выдающиеся мастера того времени Мисван дер Роэ, Ле Корбюзье, Г. Рунге и др., создали образцы мебели последовательного конструктивизма, его, так сказать, классики. Они пришли к такому пониманию конструкции: конструкция — это средство обеспечить максимум удобства в использовании вещи и в то же время в ее изготовлении. Современность конструкции и всего облика изделия понималось ими как следствие, а не причина такого удобства. Эта линия конструктивизма — генеральная. И она получила наименование «функционализм».
В данном направлении развивалось и творчество двух финских архитекторов: Э. Сааринена («романтический конструктивизм») и А. Аалто, который много и успешно работал уже в 30-х годах над созданием мебели для массового производства. Кроме заслуг первопроходца в области проектирования и производства мебели из гнутоклее-ной фанеры, А. Аалто можно считать первым, кто поставил в архитектуре и мебельном дизайне проблему экологии среды обитания (правда, не столько в медико-физиологическом, сколько в психологическом ее аспекте). В частности, он говорил, что изделия, наполняющие дом, должны становиться «символами естественных элементов, представлять своей текстурой, цветом и формой природный ландшафт, которого лишен человек больших городов». Его многочисленные изделия из гнуток-лееной фанеры полностью отвечали этому требованию. Конструктивисты положили начало преобразованию облика европейских городов. Их воззрения восприняли и развили мастера архитектуры и дизайна второй половины XX века. Пожалуй, только в нашей стране сложилось так.что конструктивизм мало повлиял на реальную среду обитания, хотя у нас были выдающиеся, всемирно известные мастера архитектуры, такие как: В. Мельников. И. Леонидов, М. Гинзбург, братья А. и Л. Веснины. Причиной этому была государственная политика травли всякого «формализма» в искусстве на протяжении долгих 30-70-х годов. Не в последнюю очередь эта политика стала причиной серьезного отставания нашей школы дизайна, а также недопонимания его подлинных роли и значения со стороны деятелей производства, увы, и мебельного.
Дизайн мебели сегодня
Сегодня стилевая ситуация в мировом дизайне сложна и противоречива. Однако господствующим остается направление, базирующееся на принципах, выработанных в конструктивизме (функционализме) 20-30-х годов и развитых в теории (технической эстетике) и практике индустриального дизайна 40-70-х годов. Нам представляется, что это положение будет сохраняться еще долгое время. Вместе с тем жизнь никогда не стоит на месте, и очевидно, что «уже вчера» простые повторения наработок второй половины XX века не могли нас удовлетворить.
Ощущается явное отсутствие ответов на вопросы: Каков же сегодня стиль на дворе? Есть ли он вообще? Не снято ли отныне с повестки дня то единство стиля, которое так свойственно прошлым эпохам? По нашему мнению, уже конструктивизм, а может быть, даже модерн и эклектика XIX века, — это всего лишь составная часть, одна из ипостасей некоего единого стилевого процесса. Другую его часть, и вовсе не антагонистическую, представляет стилизаторское направление. Ведь в нем очевидны многие черты, родственные, смежные конструктивизму, например следование тем же требованиям высокой технологичности массового производства. Возможно, декоративная система постантичной эпохи заимствуется нынешними стилизаторами не для «украшения» и "Оживления» изделий, не для компенсации их сухости, излишней техничности. Уверен, что она отвечает какой-то новой эстетической потребности, свойственной только нашей эпохе. Может быть, это потребность современного человека встать, наконец, выше вещей, начав «играть» с их формами по своему произволу, преодолевая их «черствую инструментальную серьезность». Во всяком случае, такие черты явно прослеживаются в творческих результатах и эклектики, и модерна, и конструктивизма, причем не только в архитектуре и дизайне бытовых изделий, но также в одежде и во всем изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, начиная с последней четверти XIX века. Так что стилевой процесс последних полутора веков нуждается еще в серьезном осмыслении. Важно оно отнюдь не только ради нашей любознательности, но прежде всего для ведения наиболее успешной проектной и производственной деятельности.
