
- •Часть 1
- •Часть 2 психофизика цветового зрения
- •Глава 2.1 основные принципы психофизики
- •Глава 2.2
- •Глава 2.3 цветовой стимул и цвет
- •2.3.1. Ощущение и восприятие цвета
- •2.3.3. Взаимоотношение апертурных и предметных цветов
- •Глава 2.4
- •2.4.1. Спектральная чувствительность зрения
- •Глава 2.5 цветоразличение
- •2.5.1. Дифференциальная чувствительность к цветовым
- •Часть 3
- •Глава 3.1
- •Глава 3.2
- •3.2.2. Биполярные клетки
- •3.2.3. Амакриновые клетки
- •Глава 3.3
- •3.3.4. Корреляция спектральных характеристик нейронов нкт
- •Глава 3.4 корковые механизмы цветового зрения
- •Часть 4
- •Глава 4.1 одностадийные модели
- •4.1.3. Модель Стайлса
- •Глава 4.2 двухстадийная теория и ее модели
- •4.2.2. Модель Boca и Уолравена
- •Глава 4.3
- •4.3.1. Достижения и недостатки одно- и двухстадийных теорий
- •4.3.3. Трехстадийная модель ахроматического зрения
- •4.3.4. Трехстадийиая модель хроматического зрения
- •4.3.5. Общая трехстадийная модель цветового зрения
Глава 4.3
ТРЕХСТАДИЙНАЯ МОДЕЛЬ ЦВЕТОВОГО ЗРЕНИЯ
4.3.1. Достижения и недостатки одно- и двухстадийных теорий
Главным достижением XIX в. в исследовании цветового зрения явилась математическая модель смешения цветов, основанная на трехкомпонентной теории Юнга–Гельмгольца. Ее теоретическое значение состояло в установлении прямой связи между феноменами цветового смешения и тремя светочувствительными приемниками сетчатки, а практическое – в разработке системы спецификации цвета по спектральному составу излучения (Стандартный Наблюдатель МКО-31) [7; 222].
Последующая работа исследователей была направлена на попытку расширить эту модель за счет включения в нее феноменов цветоразличения. Конец XIX в. и первая половина XX в. отмечены многочисленными, но неудачными попытками решить эту проблему в рамках трехкомпонентной теории. Эти неудачи привели к пересмотру теоретических позиций и разработке новой, двухстадийной теории цветового зрения, в которой периферическое рецепторпое звено анализа спектрального состава излучения было дополнено центральной системой двух цветооппонентных и одного яркостного неоппонентного механизмов. Частичный обзор этих подходов, изложенный в двух первых главах этой части, и ранее, в историческом экскурсе, дает некоторое представление о проблемах. Более полный и подробный обзор можно найти в работах Грехема [92], Джадда и Вышецки [7], а также Вышецки и Стайлса [222].
Наиболее распространенная математическая модель двухстадийной теории представляет собой трехмерное цветовое пространство, в котором три декартовы координаты характеризуют один неоппонентный яркостный канал и два цветооппонентных – хроматических канала зрительной системы. Субъективные психофизические характеристики цвета в такой модели определяются цилиндрическими координатами так, что горизонтальный угол в плоскости хроматических координат представляет цветовой тон, вертикальная относительно этой плоскости ось – воспринимаемую яркость (светлоту), а радиальное расстояние от вертикальной оси – насыщенность цвета (рис. 4.3.1). В предыдущей главе рассматривалась одна из первых моделей такого типа (модель Хар-вича и Джемсон), но аналогичные модели предлагаются и в других работах (см., например, Де Валуа [209] или Бертулис и Глезер [5; 54].
Другой тип двухстадийной модели представляет модель Boca и Уолравена, где три евклидовы координаты интерпретируются как три рецепторных приемника, а две цветооппонентные и яркостная системы представлены шаровыми координатами этого пространства (двумя углами и радиусом соответственно). Цветовой тон и насыщенность при фиксированной яркости определяются соотвег-
181
-ственно долготой и широтой на поверхности шара определенного радиуса (рис. 4.2.2).
Математические модели цветового зрения, основанные на двух-стадийной теории, успешно решили задачу описания в единых терминах как смешения цветов, так и дифференциальной чувствительности к яркостным и цветовым характеристикам излучения.
Материалы части II этой книги показывают, что двухста-дийная теория получает существенное подтверждение со стороны нейрофизиологии цветового зрения. Методами микроспектрофо-тометрии и методами регистрации электрической активности одиночных рецепторных и нервных клеток было доказано существование трех типов рецепторов в сетчатке человека и животных с трихроматическим зрением, а также наличие в сетчатке, НКТ и коре нейронов с различными цветооппонентными характеристиками.
Благодаря этим достижениям психофизические и нейрофизиологические исследования цветового зрения не только расширялись, но и углублялись, и в результате были получены новые данные по различению яркости и цвета, показывающие что цветовое зрение характеризуется более сложной организацией, чем это следует из двухстадийной теории. Психофизические исследования выявили две такие существенные особенности цветового зрения: во-первых – обнаружилась неаддитивность цветоразличения, что поставило проблему согласования шкал малых и больших различий в рамках одной метрической модели; во-вторых – было показано, что ахроматическое зрение не ограничивается светлотой, т. е. собственно яркостной характеристикой излучения, а включает в себя другую ахроматическую составляющую, которая совместно с хроматической составляющей формирует насыщенность цвета.
С этим положением согласуются результаты нейрофизиологических исследований, которые показывают, что в зрительной системе передача информации не только о спектральном составе излучения, но и об интенсивности излучения идет по двум реципрок-ным каналам: при усилении яркости излучения одни клетки моно-
Рис. 4.3.1. Трехмерная двухстадий-ная модель цветового зрения. Декартовы координаты представляют две хроматические R–G, Ь–у н одну яркостную Wh–Bl составляющие цвета (точка О или М). Цилиндрические координаты точки в этом же пространстве представляют психофизические характеристики цвета (тон, насыщенность, светлоту)
182
тонно увеличивают свою активность, а другие – так же монотонно уменьшают свою активность, а при ослаблении наоборот – активируется второй тип нейронов, а первый тип инактивируется. Перекрытие рецептивных полей этих клеток дает возможность рассматривать их как одну двухканальную систему, функционирующую по реципрокному принципу Юнга.
Эти данные позволяют отнестись критически к двум важнейшим априорным положениям двухстадийной концепции цветового зрения, которые входят во все ее математические модели. Первое положение касается тождественности метрических структур порогового и надпорогового цветоразличения в том смысле, что над-пороговое различие есть просто интеграл пороговых различий. Второе положение – о сохранении так называемой трехмерности цветовых характеристик на разных стадиях анализа сигналов. На рецепторном уровне – это три светочувствительных приемника, на клеточном уровне – три нейронных механизма: красно-зеленый, сине-желтый и яркостный. Этому соответствуют трехкомпонент-ность цветового смешения и трехмерность сенсорного образа – цветовой тон, насыщенность и светлота.
Рассмотрим для примера трудности, которые возникают в трехмерной модели при описании насыщенности цвета. Поскольку в кодировании цветового тона участвуют оба цветооппонентных канала, а третий канал передает только яркостную информацию, то для насыщенности не остается независимого механизма. То есть либо информация о насыщенности передается только в системе цветооппонентных каналов (это позволяет представить ее в трехмерной модели независимой характеристикой, но не согласуется с психофизическими данными, показывающими, что насыщенность определяется не только хроматической, но и ахроматической составляющей цветового зрения), либо в кодировании насыщенности участвует яркостный каиал цветового зрения, но тогда насыщенность не может быть представлена в трехмерной модели независимо от светлоты, что опять же противоречит психофизической феноменологии.
Принципиально новый подход к построению математической модели цветового зрения, который в этой книге обозначен как трехстадийная концепция, открывает нейрофизиологическая теория детекторов и психофизический метод многомерного шкалирования больших, надпороговых различий. Примеры таких подходов моделей рассматриваются в последующих разделах этой главы.
4.3.2. Модель Гуса
В последние несколько лет внимание исследователей привлекает модель, разрабатываемая Гусом и его сотрудниками [96; 98; 99]. Она основывается на концепции Мюллера, которую иногда называют трехстадийной, поскольку оппонентные каналы в этой концепции подвергаются двухкратному преобразованию. Од-
183
нако, поскольку эти преобразования не меняют качественно оппо-нентный характер функций, а служат лишь количественным уточняющим фактором, теория Мюллера относится по существу к двухстадийным концепциям, в которых первая стадия характерна зует рецепторный уровень, а вторая стадия – систему оппонент-ных каналов, передающих информацию прямо в центральные ме* ханизмы восприятия, только здесь она интерпретируется совместно с другими сенсорными качествами в виде отдельных характеристик целостного предметного образа.
О)
X
>3
■о
D = B-R
Детектор
•А
-С 41
T=R-G
-с
г
3-я стадия
(детекция и ■га интерпретация)
ex
A = R+G
2-я стадия
(нейронное кодирование)
1-я стадия
(колбочкоВые пигменты)
Рис. 4.3.2. Блок-схема «трехстадийиой» модели Гуса и др. [98; 99]. (описание в тексте)
Это хорошо видно на рис. 4.3.2, где изображена блок-схема нейронной сети, реализующей цветовой анализ излучений в соответствии с моделью Гуса, Месиффа и Бенцшавеля [99]. Рецеп-торная стадия в этой модели характеризуется тремя функциями спектральной чувствительности г, g и В, соответствующими функциям рецепторных пигментов, найденным Смитом и Покорни (1975). На второй стадии активность рецепторов преобразуется в два оппонентных (Г, D) и один неоппонентный (А) каналы следующим образом:
184
Г=тг(0,955r–1,284Ј),
D = m2- (–0,025r+0,0485), (4.2.1)
A = mz- (0,597r-f0,365g).
От трех каналов 7\ D и А информация передается к детекторам цвета, представляющим «третью» стадию в модели Гуса и соавторов. Однако в модели не рассматривается, какая именно переработка информации происходит на этом уровне, т. е. в чем специфичность этого уровня.