
- •3 Нерсесянц b.C. Право и закон. М., 1983.
- •8 Гомеров и.Н. Государство и государственная власть. М., 2002.
- •Ie характеризуются композиционной разно-
- •Проф. М.Н. Марченко (Юрфак мгу). Правовые теории и проблемы правоионимцния
- •3. Право и права человека
- •4. Право и государство
- •Доктор юрид. Наук в.Н. Лопатин (нии проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре рф). Проблемы правопони-мания в информационном обществе
- •12 Дар уразуменья, соображенья и заключенья .
- •21 Гоббс т. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1991. С. 93-101,129-143.
- •Канд. Юрид. Наук н.В. Варламова (игп ран). О различиях типов правопонимания
- •Канд. Юрид. Наук н.Н. Ефремова (иго ран). О связи права и справедливости
- •Доктор юрид. Наук л.Е. Лаптева (игп ра Юридическая антропология и правопониманш
- •Асп. А.С. Мирзаев (игп ран). Правовые взгляды к.А. Неволина
Проф. М.Н. Марченко (Юрфак мгу). Правовые теории и проблемы правоионимцния
1. Подобно тому, как идеологическая сфера жизни современной России характеризуется кон ституционно закрепленным "идеологическим многообразием", а политическая - политическим плюрализмом, правовая сфера жизни российско го общества отличается разнообразием правовых теорий и идей.
Наличие их в объективном плане обусловлено потребностью самой жизни и, отчасти, - юридической практики. В субъективном плане - разнообразием существующих среди различных слоев общества представлений о праве, законности и правопорядке, различным уровнем правового сознания населения, а также далеко не одинаковым восприятием проводимых в стране экономических, социально-политических и иных "реформ".
2. Среди правовых теорий, получивших наи большее распространение в постсоветской Рос сии, несомненно, являются позитивистская кон цепция и теория естественного права. Доминиру ющим в отечественной правовой идеологии,
впрочем, как и в правовой теории и практике р
других стран , был и, к сожалению, остается ю дический позитивизм: "к сожалению", поскол понятие и роль права при этом зачастую своди к элементарным "приказам" государства, а п. вовой статус человека и гражданина - к "право му статусу" верноподданного.
3. Предпринимавшиеся в последнее десяти тие попытки "облагородить" позитивистскую орию права путем "скрещивания" ее с естеств но-правовой теорией пока к сколько-нибудь з чимым положительным результатам не приве Ибо в одних случаях повторяли неудавшийся с летней давности опыт закрепления естествен правовых положений в позитивном праве и $ смотрения естественного права в виде "синощ нравственно-должного в праве", в качес "нравственной основы всякого конкретного п
вопорядка"10.
В то же время другие попытки "внедрен элементов естественного права в позитивное п во носили механический характер. Ярким прю ром подобного негативного опыта "скрещива} ежа и ужа" может служить Конституция 1993 Будучи по своей природе и характеру сугубо зитивистским политико-правовым актом, она ханически включает в себя ряд разрозненн: концептуально не связанных между собой есте венно-правовых положений.
4. Дальнейшее развитие правовой теории в шей стране видится в органическом сочетай жизненно важных и практически значимых по жений теории естественного и позитивного п ва, в последовательном наполнении содержав позитивного права духом и принципами еста венного права. Конечным результатом подоб^ го синтеза может стать в обозримом будущем
ория "мягкого позитивизма"11.
5. Не следует, как представляется, возводит фетиш, как это иногда делается в отечественн литературе, те или иные дефиниции права, р личные, притом весьма многочисленные опре ления понятия права. Игра в дефиниции к доб общую теорию права не приведет.
Более продуктивным представляется сосред точение внимания на выявлении и раскрытии си, цифических черт и особенностей правовой мат рии, на анализе всего того, что выделяет пра среди всех иных социальных феноменов, вклю мораль, акты, исходящие от негосударствен органов, и др.
9 См.: Harris J. Legal Philosophies. Dublin, 1997. P. 28- McLeod I. Legal Theory. L., 1999. P. 54-67.
10 Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. Издано по запис студентов. Киев, 1906. С. 50.
11 McLeod I. Legal Theory. P. 18.
ОСНОВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 19
Среди подобного рода признаков и черт права жно назвать такие, как: а) системность и упо-^оченность; б) нормативность; в) императив-1Й, чаще - государственно-волевой, властный рактер; г) общеобязательность и общедоступ->сть; д) формальная определенность; е) прояв-:ние в качестве всеобщего масштаба и равной ;ры по отношению ко всем индивидам; ж) обла-щие регулятивным характером и з) всесторон-1Я (с помощью государственных и негосударст-нных институтов) обеспеченность и гарантиро-нность.
; Разумеется, исходя из сложности, многослой-рсти и противоречивости такого явления, как раво, трудно говорить об исчерпаемости и бес-сорности названных признаков и черт. Однако, гм не менее, они дают, как представляется, об-jee и вместе с тем довольно четкое представле-ие о праве и помогают решать традиционные роблемы правопонимания. Канд. юрид. наук В.А. Четвернин (ИГП РАН). сновы либертарного правопонимания Противоположность либертарного правопо-имания и правопонимания позитивистского типа гротивоположные решения основного вопроса еории и философии права) выражается в том, то они расходятся по четырем принципиальным озициям. 1. Право и свобода
Либертарное правопонимание начинается с тверждения, что право и государство суть необ-одимые формы всеобщей свободы: правовые ормы - это нормативно выраженная свобода, а осударство - властная организация субъектов рава, обеспечивающая правовую свободу. ,мысл государственно-правового регулирования тношений между людьми - установить такие (ормы и обеспечить такой порядок отношений, [ри которых обеспечивается всеобщая свобода свобода для всех индивидов, которые признают-я субъектами права и государства в определен-:ом обществе в определенную историческую поху).
Всеобщая свобода, или свобода всех субъек-рв одного круга общения, возможна лишь постольку, поскольку все они равны в своем выбо-е. Из этого утверждения вытекает, что право, равовое общение предполагают равную свободу сех субъектов правовых отношений (равную вободу всех субъектов, относящихся к одному и ому же кругу правового общения). Правовые ормы, правовые запреты, обязывания и дозво-ения одинаковы для всех.
Равная свобода, равенство в свободе или фор-альное равенство - это основополагающий ринцип права, правового общения. Правовые эрмы устанавливают меру свободы в обществе государстве по принципу формального равенст-
ва. С позиции юридического либертаризма можно определить право как систему общеобязательных норм, которые устанавливают равную свободу всех участников правового общения.
Позитивисты не отрицают, что правовые нормы определяют меру свободы. Ибо общепризнано, что любые социальные регуляторы (а право -это особый социальный регулятор), любые социальные нормы так или иначе устанавливают пределы свободы или меру свободы людей. Но позитивистская трактовка соотношения права и свободы принципиально отличается от либертарно-юридической.
Во-первых, позитивисты утверждают, что свобода не может быть признана в качестве высшей цели правового регулирования. В частности, они полагают, что свобода может быть не только полезной, но и вредной для достижения целей общества, и что ради более высокой цели "право" может произвольно ограничивать свободу в той мере, в которой это угодно властным субъектам. Напротив, с точки зрения юридического либертаризма свобода - высшая ценность для человека, общества и государства. Важно отметить, что с провозглашения этой аксиомы фактически начинается Российская Конституция: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст. 2 Конституции РФ).
Во-вторых, если юридический либертаризм объясняет правовое регулирование как обеспечение свободы, то позитивисты, наоборот, представляют правовое регулирование как режим несвободы. Правда, при этом они путают правовую свободу и произвол. Правовое регулирование, нормативное установление меры правовой свободы можно представить как ограничение свободы посредством общеобязательных правил. Можно сказать, что право с его запретами, обя-зываниями и санкциями очерчивает пределы пользования свободой. Но отсюда позитивисты делают вывод, будто бы право - это несвобода, принудительные нормы, отнимающие свободу, что свобода остается за пределами правового регулирования и что сущность государственно-правового принуждения - установление режима несвободы.
В действительности же правовые нормы, ограничивая произвольное пользование свободой, запрещают не свободу как таковую, а лишь такую деятельность, которая нарушает свободу других, противоречит всеобщей свободе. Право запрещает произвол, не совместимый с требованием равной для всех свободы, запрещает каждому то, что нарушает свободу других участников правового общения. Поэтому правовые запреты, обязывания и санкции следует расценивать как обеспечи-
20
ГРАФСКИЙ
вающие режим всеобщей свободы, равной для всех, кто признается субъектом права. Правовая свобода возможна только при условии запрета всего того, что не может быть всеобщей нормой свободы.
2. Право и закон
Позитивистское отождествление права и закона (в собирательном смысле) означает, что закон, властное веление является мерой права. В позитивистских конструкциях права (закона) подразумевается, что люди, обладающие достаточной силой для того, чтобы диктовать свою волю другим, устанавливают общеобязательные, принудительные нормы, исходя из своих, по существу произвольных, представлений о целях общества и государства. В конечном счете позитивизм в этом вопросе приходит к выводу, что в качестве "позитивного права" устанавливаются такие принудительные нормы, какие выгодны тем, кто их устанавливает.
Напротив, юридический либертаризм подчеркивает, что сила сама по себе не порождает право. Сущность права - это равенство в свободе, а не силовое навязывание правил поведения. Государственное принуждение в той или иной мере всегда присутствует в сфере права, но оно выполняет чисто инструментальную функцию. Оно необходимо ради защиты права от нарушений, т.е. ради защиты правовой свободы, а не для того, чтобы установить произвольный силовой порядок. Законы называются "позитивным правом" не потому, что они подкреплены властным принуждением, а потому, что они обладают правовым содержанием. Так называемое позитивное ("установленное") право - это правовые законы и другие официальные юридические акты. Позитивное право, равно как и обычное право, является правом, а не чем-то другим постольку, поскольку оно нормативно определяет меру свободы по принципу формального равенства, т.е. по принципу равной свободы для всех участников правового общения. Согласно действующей Конституции РФ, критерием различения правовых и правонарушающих законов выступают естественные и неотчуждаемые права человека. Законы, нарушающие права человека, - это не "позитивное право", а противоправные, правонаруша-ющие законы.
Либертарно-юридическая теория никоим образом не противопоставляет право и закон, а формулирует требование правовых законов, не отвергает ценность закона и законности для права, но требует правовой законности. Законы должны быть правовыми и не должны быть пра-вонарушающими. Позитивизм допускает произвольное содержание "позитивного права". Поэтому он отрицает, что право - это нормы, которые общезначимы и общеобязательны в силу их
особого содержания, а не просто в силу их офи альной формы. Позитивисты выводят обязате ность правовых норм исключительно из властр обязательности закона. Они отождествляют щеобязательность права с официальной силой кона - силой, которая делает обязательными бые законные установления. В позитивистск силовой парадигме нормы права обязатель лишь потому, что они официально установлен подкреплены властно-принудительной силой сударства. Напротив, юридический либертарв утверждает, что общеобязательность зако обусловлена его правовой природой. Только п вовые законы могут быть общеобязательным
Принцип формального (правового) равено означает, что нормы права общезначимы. Он равной мере адресованы разным людям (субъ там права) независимо от их фактических раз чий или каждому, любому, кто окажется в оп деленной правовой роли или ситуации. Они пр назначены для всех и поэтому обязательны д всех. Наоборот, законы, нарушающие принц формального равенства, не могут быть общез! чимыми и не могут действовать без принужден к их соблюдению. Такие законы устанавлива] разные требования, предписания, нормы, стату для разных лиц, групп, коллективов, корпорац: профессий, должностей, территорий, поселешп т.д. Разумеется, эти законы обязательны для полнения их адресатами, но исключительно стольку, поскольку они подкреплены властнь принуждением.