Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
имц.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
933.74 Кб
Скачать

2.5 Мир повседневности

Патернализм

Образ жизни в латиноамериканских странах формировался под вли­янием испанских, португальских традиций, и в отношениях между людьми всегда присутствовала иерархия. Каждый должен был знать свое место, определяемое принадлежностью к тому или иному кла­ну, каждый связывал свое благополучие с большим или малым по­кровителем — каудильо. Наследие патриархально-патерналистских отношений, сформировавшееся еще в колониальный период, про­являлось в доминировании клановых связей, над связями социально­классовыми, Отношениями между патроном (хозяином) или каудильо (вождем), с одной стороны, и клиентелой (находящимися под покро­вительством) — с другой, всегда господствовали в латиноамерикан­ском обществе.

Праздники

Особенности национального образа жизни нагляднее всего проявля­ются в празднике, поскольку, как отмечал О. Пас, «на празднике об­щество приобщается к самому себе». Любой латиноамериканец любит праздничные даты и людные места: главное собраться, по какому поводу — неважно. Тихий в повседневной жизни латиноамериканец во время праздника «разряжается», как пишет О. Пас, он свистит, горланит, поет, взрывает хлопушки. Люди, которые в обычное время только обмениваются вежливьзми фразами, на празднике могут от­крыть друг другу душу, поклясться в братских чувствах, а затем и схва­титься за ножи. Таким образом, праздник для латиноамериканцев — это не просто время отдыха, а особое время раскрепощения.

Существуют общеконтинентальные праздники и праздники от­дельных стран. К числу первых относятся, прежде всего, различные светские праздники. Во всей Латинской Америке отмечают 1 янва­ря. — Новый год, 1 мая — День труда (кроме Пуэрто-Рико), 12 октя­бря — День Колумба. Среди религиозных праздников, общих для все- < го католического мира, следует выделить День Непорочного зачатия, Рождество, Великий четверг, Великую пятницу, Праздник тела Хри­стова. Ряд праздников отмечается только в определенных странах. Так, в Аргентине, Колумбии, Мексике, Перу и некоторых других странах 1 ноября — День всех святых; в Боливии, Эквадоре, Мексике, Уруг­вае 2 ноября — День поминовения усопших; в Чили, Колумбии, Перу и Пуэрто-Рико 29 июня — День святых Петра и Павла; в Колумбии и Чили 15 августа — Успение и т.д. Неделя карнавалов (перед Великим постом) является праздничной в Аргентине, Уругвае и Венесуэле.

К категории национальных праздников принадлежат Дни неза­висимости и Дни Конституции, отмечаемые в каждой стране в свою дату, а также дни рождения национальных героев, революционные даты, памятные события. Так, в Мексике празднуют День рождения Бенито Хуареса, в Венесуэле и Эквадоре — Симона Боливара, в Арген­тине — День генерала Сан-Мартина — Освободителя. В Пуэрто-Рико торжественно отмечают День отмены рабства, в Аргентине — празд­ник Майской революции.

В основе латиноамериканского праздника лежат различные, взаи­модействующие между собой культурные традиции. Это взаимодей­ствие совершается на уровнях противостояния, симбиоза, синтеза. ' В колониальный период противостояние зачастую выражалось в обо­юдном неприятии сторонами праздничных традиций другого народа. Несмотря на усилия миссионеров искоренить язычество, в колони­альную эпоху продолжали существовать местные праздники. Многие индейские празднично-обрядовые традиции оказались жизнестойки­ми и сохранились до наших дней, прежде всего в странах с большим процентом коренного населения — Мексике, Гватемале, Боливии, Перу. К ним относятся «пороговые» обряды, связанные с рождением, наступлением половой зрелости, заключением брака и т.д. Для боль­шинства соплеменников и сегодня традиционные праздники выступа­ют одной из основных форм поддержания общинного единства.

Еще большее распространение получили синкретичные праздники, в которых переплелись европейские, индейские и африканские тради­ции. Примером могут служить афро-бразильские кандомбле (традиции поклонения духам), которые уже на протяжении двух столетий бытуют в городах Бразилии, Кубы, Гаити. Праздничные ритуалы, стали едва ли нс единственной сферой, где африканцы смогли поддерживать свои традиции и воспроизводить исконные элементы культуры. Синкре­тичный характер имеют многие традиционные празднества индейцев Боливии и Перу, сохранившиеся благодаря изоляции в горных райо­нах и патерналистской политике некоторых правительств. Так, торже­ственно отмечая Страстную неделю, перуанские индейцы не забывают о древних божествах плодородия и воды. Характерно, что в празднич­ных ритуалах наряду с персонажами автохтонных (аборигенных) ми­стерий участвуют и католические священники.

Христианство, элементы европейской праздничной культуры, ор­ганически сплетаясь с традициями индейцев и африканце», сделали возможным появление и собственно латиноамериканского праздни­ка. «Эмблемами национальной самобытности» являются латиноаме­риканский карнавал и мексиканский День мертвых (А.Ф. Кофмап).

Карнавал уходит своими корнями в греко-римское прошлое. В Средние века в Европе церковь включила карнавал в свой кален­дарь под названием «Праздник благодарения». В Латинской Амери­ке на христианскую основу наложились местные ритуалы и празд­ничные действа. Так, важным африканским элементом, вошедшим в карнавал, стала самба, звуки которой сопровождают все праздне­ство. В целом карнавал воспроизвел не только классические формы европейского праздничного действа, но и актуализировал древней­шие архетипы социального бытия. В латиноамериканском карнавале превалирует главный смысл праздника как мистерии — быть обря­дом коллективного.

Другим чрезвычайно популярным праздником является День всех святых (День мертвых), особенно популярный в Мексике, Своеобраз­ными символами этого праздника выступают смеющиеся кала вера (череп) и канака (скелет). Смеховая стихия делает мексиканский День мертвых уникальным праздником. Влюбленные дарят друг другу са­харные черепа, дети получают игрушки под названием «веселые по­койнички», продаются кондитерские изделия в виде скелетон, черепов и мертвецов и т.д. В этом празднике на христианскую матрицу наслои­лось отношение к смерти афроиндейских народов, их обычаи изобра­жать черепа и скелеты. Вместе с тем, как отмечает А.Ф. Кофмап, здесь прослеживается и один из устоев мачистского комплекса — презрение к смерти. Надругательство над смертью, помимо жизнеутверждающе­го смысла, заключает в себе элемент демонстрации силы, утверждения мужской ипостаси нации.

Образование

До прихода европейцев у народов, населявших Латинскую Америку, существовала развитая система религиозного и светского образова­ния. В колониальный период решение задач образования взяла на себя церковь. Для ведения религиозной проповеди монахи-миссионеры вынуждены были изучать языки коренного населения, что не могло не способствовать их сохранению. С дидактическими целями они пе­реводили на индейские языки тексты Священного Писания, публико­вали многочисленные труды на религиозные темы, особенно на язы­ках науатль и. кечуа, наиболее распространенных в Мексике и Перу. В 1547 году появилась первая грамматика языка науатль, а в 1560 г. — грамматика языка кечуа.

Церковь фактически контролировала образование в течение всего колониального периода. Начальное образование дети получали в мо­настырских школах, среднее — в религиозных колледжах (коллегиях), высшее — в университетах. Кроме того, существовали частные образо­вательные заведения. Дети индейской элиты учились и воспитывались в специальных коллегиях, среди которых образцовой считалась колле­гия Санта-Крус де Тлателояко, основанная в 1536 г. в Мехико еписко­пом Хуаном де Зумаррага.

Метрополия, преследуя цель «оказать честь и благоприятствовать Индиям в искоренении в них темноты и невежества», способствова­ла созданию университетов. Первым из них стал Университет Святою Фомы Аквинского в Санто-Доминго (1538). Вслед за ним появились университеты Святого Марка в Лиме и Мехико (1551). В конце XVII в. в Испанской Америке существовало уже 26 университетов, еще 12 было основано в XVIII в., два новых университета появились в начале XIX столетия. Моделью служили устав и университетская система Са­ламанки. Обязательными дисциплинами, изучавшимися во всех уни­верситетах, были право, философия, искусство, теология и медицина. Серьезным подспорьем системе образования стало развитие книгопе­чатания и издательского дела.

В XVIII столетии в Латинскую Америку проникли идеи европейско­го Просвещения. Они легли в основание доктрины, проповедовавшей отделение церкви от государства и национализацию собственности религиозных орденов. Реформаторы-просветители добились высылки иезуитов из Португалии и ее колоний в 3 759 г., из Испании и ее амери­канских колоний — в 1767 г. Это не могло не нанести вреда образованию, особенно начальному. В целом на протяжении XVI—XVII вв. всеми видами образования было охвачено всего около 2% латиноа­мериканского населения.

Вместе с тем просветители е их верой в науку, разум, и образо­вание, как двигатели прогресса, способствовали основанию мно­гочисленных образовательных и научных центров. Университеты в Гаване, Сантьяго-де-Чили, Кито, Ботанический сад в Мехико, Обсерватория в Боготе, Королевская академия Сан-Карлоса в Ме­хико и др. были созданы именно в этот период. Постепенно все более заметное место в учебных планах университетов стали зани­мать науки о природе. Во второй половине XIX в. появились первые технические университеты, инженерно-технические факультеты и школы (инженерный, факультет при Университете Буэнос-Айреса, Технический университет в Оруро в Боливии, факультет инженеров и землемеров при Университете Сальвадора и др.)

На протяжении всего XIX столетия усиливался светский харак­тер либеральной политики. В Мексике президент Бенито Суарес в 1867 г. ввел бесплатное светское образование. Его примеру вскоре последовали руководители других стран.

В XX веке в странах Латинской Америки сложилась система об­разования, которая, несмотря на имеющиеся различия, содержит и общие черты. Ее структура складывается из дошкольного образова­ния, начальной, средней общеобразовательной, профессионально- технической и высшей школ, которые могут быть государственными, частными или церковными. Начальная школа является обязательной и бесплатной для детей в возрасте до 14 лет. В школы второй сту­пени поступает примерно треть детей, окончивших обучение в на­чальной школе. Средняя школа в целом подразделяется на обще­образовательную, включающую лицеи, колледжи (бакалавриат), и профессионально-техническую, охватывающую коммерческие, педагогические, реальные и прочие училища. Система высшего об­разования в регионе неоднородна. Ее основу составляют университе­ты, которых в странах Латинской Америки насчитывается свыше 250. За период с 1945 по 1975 г. вузов было открыто больше, чем за всю предыдущую историю Латинской Америки. Финансирование систе­мы высшего образования осуществляется как за счет государства, так и за счет поступлений от частных лиц, международных фондов и соб­ственных средств учебных заведений.