Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
part6.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
529.92 Кб
Скачать

<стр. 343>

Глава VI Вопросы расчлененности

§ 1. Роль расчлененности в музыке. Построения и цезуры

Сравнивая музыкальное искусство с родственным ему искусством размеренной словесной речи — поэзией, мы видим и сходные и отличающие их друг от друга черты. Самое существенное отличие музыки в том, что в ней нет слов, каждое из которых обладает своим конкретным значением и служит для выражения определенных понятий. Однако, несмотря на это коренное различие, существует большая общность в строении поэтической, шире — словесной речи и музыки.

Для того, чтобы быть гибкой, выразительной, понятной, льющаяся речь должна разбиваться на части; это относится и к музыке. Нашу речь делает понятной само существование слов и выражаемых ими мыслей, но все же требуется подчеркивать расчленение ее на части посредством интонаций или остановок в произнесении; в письме для этой же цели служат знаки препинания. Отрывок из литературного произведения, прочитанный без знаков препинания, может стать непонятным1. В музыке, особенно инструментальной, где нет слов, которые понятны сами по себе, расчленение приобретает еще большее значение для ясности восприятия, для «доведения музыки до слушателя», для понимания смысла музыки. Расчлененность представляет одно из первичных, простейших проявлений закономерности, организованности в музыке.

Чем яснее расчленяется любое крупное целое, которое нам предстоит охватить, тем более облегчается работа нашего

1 Представим себе, например, следующий литературный текст, прочитанный без интонационных оттенков и без соблюдения знаков препинания: «Светает ах как скоро ночь минула вчера просилась спать отказ ждем друга нужен глаз да глаз не спи покудова не скатишься со стула теперь нот только что вздремнула уж день сказать им господа». Эти начальные шесть стихов «Горя от ума» в таком виде звучат почти бессмыслицей.

<стр. 344>

восприятия и осмысливание воспринимаемых явлений1. Так, «последние известия» по радио читаются обычно в виде последовательного «диалога» дикторов. Различие между женским и мужским голосом подчеркивает расчленение, яснее отделяя одну мысль от другой. Герой Советского Союза летчик Мазурук так говорил о важности членения трассы на этапы для облегчения труда пилота: «Всякое однообразие утомительно. Хорошо лететь над местностью, имеющей разнообразный характер... Это... делит весь длинный путь на какие-то легко выравниваемые этапы»2.

Расчленение в музыке глубоко связано с общими основами музыкальной формы. В музыкальной форме объединены, как мы знаем, два противоположных, но не антагонистичных взаимодополняющих начала: конструктивное, архитектурное, и динамическое, процессуальное. Конструктивное начало требует ясности очертаний, определенности граней и в связи с этим — прерывности; динамическое же начало выражает непрерывность, присущую процессам развития в музыке.

Расчленение является простейшим проявлением конструктивного начала, одной из элементарных сторон музыкальной формы.

В результате расчленения музыкальное произведение делится на части, которые называются «построениями» (на практике это название применяется преимущественно для обозначения небольших частей).

В музыке нет общепринятых знаков расчленения, подобных знакам препинания. Можно ли считать таким» знаками тактовые черты, паузы, лиги? — Тактовая черта выполняет такую роль только в тех случаях, когда построение начинается с сильной доли и соответственно заканчивается перед сильной долей, то есть при хореическом строении. Во всех остальных случаях тактовая черта оказывается внутри построений и, таким образом, она отнюдь не совпадает с моментом расчленения.

Паузы, действительно, часто находятся там, где есть раздел между музыкальными построениями. Однако паузы сплошь да рядом находятся и внутри построения.

Как мы вскоре увидим, паузы могут являться одним из средств расчленения, но они не могут служить знаком расчленения.

1 Разумеется, расчлененность есть лишь одно из условий, способствующих удобовоспринимаемости; поэтому большая расчлененность сама по себе не всегда дает преимущество в сравнении с расчлененностью, менее выраженной. Цельность, единство развития есть также очень важное для восприятия условие.

2 «Известия» от 6 октября 1938 г.

<стр. 345>

Лиги являются показателями членения в тех случаях, когда они тянутся от первого и до последнего звука построения. Но лиги могут служить показателями исполнительского штриха, отнюдь не всегда совпадающего с границами построений. Приходится также считаться с тем, что лиги во многих изданиях расставлены вразрез с действительным расчленением. Нередко и авторские лиги, связанные, по-видимому, со штрихами, не дают картины действительного расчленения:

Таким образом, ни тактовые черты, ни паузы, ни лиги не могут рассматриваться как специальные и универсальные знаки расчленения1.

В теории музыки за последние десятилетия широко применяется заимствованное из поэзии понятие цезуры, которому было придано значение раздела между музыкальными построениями2. Применяется термин «цезура» по отношению к разделам как между крупными, так и самыми малыми частями произведения.

В нотном письме цезуры лишь в редких случаях получают специальное обозначение (например, в виде запятых, помещенных в точках членения; чтоб оттенить различную значимость цезур в музыкально-теоретических работах, иногда прибегают к простым и двойным запятым, см. пример 318).

1 Знаками расчленения являются две вертикальные черточки; но ониразделяют лишь более крупные построения (разделы, темы, эпизодыи т. д.).

2 Латинское «caesura» означает «рассечение».

<стр. 346>

Степень глубины цезур в музыкальном произведении различна; она зависит от многих причин. На степень цезурности влияют и общие особенности стиля композитора, и род музыки, и масштаб, и значительность разделяемых частей. Так, в произведениях композиторов венского классического стиля расчлененность в общем яснее, чем, например, в произведениях Вагнера. В музыке полифонического склада с одновременным движением голосов по сравнению с музыкой гомофонного склада преобладает непрерывность. В музыке танцевальной расчленение обычно ясно, напротив, в музыке певучей, протяжной расчлененность часто менее ощутима. Цезуры тем значительнее, чем крупнее и законченнее части, между которыми они находятся.

Понимание цезурности, ее значения в музыке, способность правильно воспринимать цезуры крайне важны для исполнителя. В зависимости от различной трактовки расчленения может меняться интерпретация данной мысли. Так, в теме сонаты Моцарта A-dur возможны три различных варианта расчленения. Один из них целиком хореичен; для этого имеются объективные основания в полном сходстве мотивов, начинающихся с сильной доли. Другой вариант, напротив, почти целиком ямбичен (за исключением крайних моментов предложения — его начала и конца); известные основания для такой трактовки лежат в тяготении кратких звуков на слабых долях к более протяженным звукам на сильных и относительно сильных долях (тяготение это более ощутимо во второй половине предложения). Наконец, третий вариант до некоторой степени объединяет два предыдущих: сохраняя хореическую основу, он в момент наибольшей активизации музыки (такт 3) уступает место ямбу 1 по известному нам принципу «хореически начинать, ямбически продолжать»:

1 Этот вариант — в силу его большого соответствия характеру музыки — можно считать предпочтительным. Однако категорически отвергать два других варианта (особенно — первый) нет оснований.

<стр. 347>

Помимо цезур, разделяющих построения и крупные разделы, существуют цезуры между частями циклического произведения. Они должны соблюдаться исполнителями во всех случаях, где композитор не предписывает перехода attacca l.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]