Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
part4.doc
Скачиваний:
3
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
691.71 Кб
Скачать

В. Гармония как динамический фактор

Обратимся теперь к явлениям гармонии, наиболее непосредственно связанным с динамикой — устремленностью, напряжением и его ростом, чертами конфликтности. Напомним, прежде всего, о динамической природе самых основных понятий в области лада и гармонии.

Противопоставление неустойчивой и устойчивой сторон лада, различное по интенсивности тяготение первой во вторую и, наоборот, то резкое, то мягкое нарушение устойчивости, взаимодействие различных по степени напряжения неустойчивых функций, которые либо родственны, либо отрицают с большей или меньшей силой друг друга,— эти элементарные и вместе с тем основополагающие факты полны динамизма. Мы понимаем лад не как застывшую структуру, для определения которой достаточно первого звука или аккорда произведения. Лад — закономерность, основанная на становлении, внутреннем развитии; в нем происходят столкновения ладовых элементов, в этих борениях и противоречиях утверждается тоника или главная тональность.

Заметим, что динамика гармоний зависит не только от них самих (т. е. от их строения и соотношений между собой), но и от их положения в синтаксисе музыкальной мысли, в форме целого. В частности, она зависит от большей или меньшей частоты гармонических смен. Закономерное учащение смен представляет один из видов динамического сжатия и играет существенную роль в общем развитии. В главе VII мы узнаем, как учащение или замедление «гармонической пульсации» связывается с действием масштабно-тематических структур.

Роль гармонической пульсации очень неодинакова в различных стилях. Активная и, в общем, достаточно частая смена гармоний характеризует музыку примерно до середины XIX столетия. Усилившееся внимание к звучности гармонии как таковой, очень часто связанное с требованиями музыкальной живописи, привело к появлению длительно протянутых созвучий или к многократному повторению одной и той же смены гармонии (вступление к «Золоту Рейна», вступление «Ночь на горе Триглаве» из «Млады» Римского-Корсакова, изображение колокольного звона в русской музыке). Другая причина замедляющейся смены функций — постепенное усложнение аккордики; можно сказать, что темпы гармонических смен в общем обратно пропорциональны простоте гармоний. Обе указанные причины в большой мере сказываются в импрессионистской музыке Дебюсси и позднего Скрябина.

Еще более замедляется гармоническая пульсация в некоторых направлениях музыки 20—30-х годов нашего века. Ме-

<стр. 273>

лодико-тематическое развитие проходит нередко на фоне долго выдержанной сложной (реже — простой) гармонии.

Динамическая природа лада сказывается уже в самой простой и лаконичной формуле, сочетающей основные функции — в кадансе Т—S—D—Т. С точки зрения статической этот каданс есть лишь последование основных ступеней лада, открываемое и завершаемое тоникой. Точно так же было бы недостаточно характеризовать каданс как уравновешенную и замкнутую симметрию функций, ибо в нем происходят активные динамические процессы. Сперва тоника «ставится под сомнение» субдоминантой, поскольку отношение Т к S подобно отношению D к Т1. Так возникает первый конфликт в кадансе. Следующий момент—появление доминанты — вдвойне значителен. Во-первых, доминанта, будучи по акустическим отношениям неродственна субдоминанте, разрушает начавшую формироваться тональную сферу S; D решительно отрицает претензии S быть тональным центром. Благодаря вмешательству D первый конфликт снимается; но его место занял новый конфликт D и S, более сильный в сравнении с первым 2. Во-вторых, острое противоречие S и D предопределяет дальнейший путь развития, ведет каданс к тонике, снимающей это противоречие. Заключительное появление тоники, таким образом, обусловлено предшествующим развитием. Тоника возникает теперь на новой, высшей основе, как конечный и необходимый вывод из первоначального нарушения, вызванного субдоминантой, и последующего столкновения S и D. Тоника содержит в себе потенцию доминанты и стремление к субдоминанте; в тонике заключены связи с обеими неустойчивыми функциями.

Такова логика развития; из нее вытекает логика напряжения. Динамический профиль каданса связан с тем, что второй конфликт (S и D), как сказано, острее первого; потому напряжение растет от Т через S к D и спадает лишь в последний момент. К тому же выводу мы придем, рассуждая иначе: от тонической устойчивости мы переходим к относительно слабой неустойчивости S, чье тяготение в Т не может быть активным (поскольку существует и обратное тяго-

1 Возможность тяготения Т в S обосновывается теоретиками по-разному, но признается как существенный факт. О реальности его говорит хотя бы то, что в классической музыке начальная Т часто превращается путем прибавления малой септимы в D к S (см., например, начало Пасторальной сонаты или 1-й симфонии Бетховена, начало главной темы квинтета Шумана); благодаря этому тяготение Т в S значительно усиливается, становясь вполне «откровенным».

2 Он более силен, так как соотношение S и D более далекое, чем соотношение Т и S.

тение Т в S) ; от S мы переходим к сильной, открытой, прямо тяготеющей неустойчивости D, содержащей вводный тон. Итак, динамический профиль каданса дает значительное преобладание росту напряжения перед спадом: .

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]