- •Глава III Метр и ритм
- •§ 1. Общее понятие о метре и ритме. Их взаимоотношение
- •§ 2. Предпосылки и основные проявления музыкального метра
- •§ 3. Стопы высшего порядка
- •§ 4. Внутритактовые стопы
- •§ 5. Ритмические рисунки
- •§ 6. Ритмическое развитие
- •§ 7. Некоторые вопросы ритма вокальной мелодии
- •§ 8. Краткие сведения об историческом развитии метро-ритма и мелодики
§ 3. Стопы высшего порядка
В большинстве наших примеров тяжелые такты были четными, в примерах 168 и 175 — нечетными. Это значит, что метрическое движение было в обоих случаях противоположным— либо от легкого такта к тяжелому, либо наоборот. Определенная метрическая направленность в музыке образует — по аналогии с поэзией — стопу. Направленность «легкое-тяжелое» создает ямб, а «тяжелое-легкое» — хорей. Такие стопы мы и обнаруживаем в области метра высшего порядка; назовем их «стопами высшего порядка».
<стр. 153>
Более детальная их классификация учитывает не только общую направленность метрического движения, но и количество тактов в стопе. В этом случае ямб и хорей остаются на долю двутактных стоп; трехтактные получают наименования — «дактиль» ( ), амфибрахий ( ) и «анапест» ( ) 1; четырехтактные именуются пеонами — четырех видов, в зависимости от положения тяжелого такта: 1-й пеон ( ), 2-й пеон ( ), 3-й пеон ( ) и 4-й пеон ( ) 2.
Приведем образцы пеонов высшего порядка.
1-й пеон:
2-й пеон
1 Роль трехдольных стоп высшего порядка очень невелика. Назовем характерный пример дактиля высшего порядка — трехтактный вариант скерцо из 9-й симфонии Бетховена, обозначенный как «Ritmo di tre battute». Образцы анапеста и амфибрахия в «Камаринской» Глинки см. в примере 186. Анапест с расширением тяжелого такта — в скерцо из 2-го квартета Чайковского.
2 Для простоты мы условно приравниваем в этих схемах относительно тяжелый такт (как бы третья доля в такте высшего порядка) легкому такту.
<стр. 154>
3-й пеон:
(см. также пример 178).
4-й пеон
Распространенность стоп высшего порядка далеко не одинакова. Наиболее обычен среди них ямб (к которому, удвоив масштабы, можно присоединить и 3-й пеон, как движение от легкого двутакта к тяжелому). Преобладание ямба не случайно. Оно прежде всего объясняется особо тесной связью высшего метра с гармоническим движением типа «предъикт—икт», о чем уже была речь. Трактуя легкие моменты как метрически неустойчивые, а тяжелые как устойчивые, мы поймем, почему легкие такты преимущественно связываются с последующими, а не предыдущими тяжелыми (подобно тому, как доминанта теснее свяжется с последующей тоникой, чем с предыдущей).
В более широком смысле ямб обладает преимуществом в динамической устремленности, и этот динамизм нужно рассматривать (наряду со сказанным на стр. 150), как одно из важнейших значений высшего метра. Ямбическая направ-
<стр. 155>
ленность более или менее крупного масштаба естественно связывается с процессом поступательного движения в музыке, как искусстве, развертывающемся во времени.
Метр высшего порядка значительно менее постоянен по действию и менее периодичен по регулярности возврата тяжелых моментов, нежели простой метр. Сравнительно долгая неизменность стопы встречается главным образом в моторных жанрах (марш, танец); но и здесь она рано или поздно может быть нарушена1. Как мы видели, изменения в периодичности могут быть связаны с процессами масштабного развития (см. пример 178). В простейшем виде это можно наблюдать при суммировании типа «1, 1, 2». Процесс движения вперед, к объединению очень часто подчеркивается появлением единственного тяжелого такта в пределах суммирующего построения (см. пример 183).
Важно знать, что сходство небольших построений обычно нивелирует метр высшего порядка. Когда в этих построениях сходно все, то, следовательно, сходна и степень тяжести; поэтому в повторяющихся однотактных мотивах стопа высшего порядка мало или вовсе не различима (см. в примерах 160 и 183 начальные мотивы), если только она не была ясно показана ранее и может поэтому сохраняться «по инерции».
Помимо учащения или разрежения тяжелых тактов, есть и иные формы изменяемости стоп, взаимно противоположные по художественному результату. Чаще встречается активизация, при которой тяжелый такт смещается «вправо», к концу построения, например, 3-й пеон переходит в 4-й:
В теме сегидильи из «Кармен» господствуют хореические стопы; но перед концом мелодия приостанавливается на звуке fis, метр высшего порядка ненадолго затушевывается, и вслед за этим моментом колебания весь куплет завершается
1 Так, в марше из сонаты ор. 26 Бетховена первый период (16 тактов) вставляет 8 ямбов; но середина уже нарушает эту периодичность.
<стр. 156>
блестящим и задорным ямбическим взлетом, который звучит подобно капризной выходке:
Реже встречается смещение «влево». В следующем примере оно дается для образования интонаций певуче-лирического характера1.
Таким образом, передвижка акцентов высшего порядка обладает реальным художественным значением.
Если в приведенных примерах смещения носили «индивидуальный» характер, связанный с особенностями данной темы, то наряду с такими отдельными случаями существует и определенная закономерность перехода хорея в ямб.
Принцип преимущественного тяготения легких моментов «вперед», к последующему выражается в своего рода «отслоении» легких тактов от предшествующих им тяжелых. В наиболее законченном процессе такого рода все легкие такты отслаиваются, оставляя начальный тяжелый такт в
1 В трехтактных фразах «Камаринской» тяжелыми тактами являются последние, третьи (анапест). Но в репризе Глинка образует слабые окончания от вторых тактов к третьим и таким путем создает плавно-протяжные метрические волны (амфибрахий).
<стр. 157>
одиночестве:
1. Стопа, по своим общим
очертаниям хореическая, оказывается
«взорванной» изнутри ямбическими
тяготениями; постоянное вторжение
легких моментов в последующие тяжелые
(и, в частности, вторгающаяся каденция
8-го такта) придает данной структуре
свойства непрерывности и большие
динамические возможности, особенно
использованные Бетховеном.
Построение, где внутри хорея все фразы являются ямбическими, Г. Л. Катуар назвал «трохеем второго рода»2. Примеры активной его трактовки можно видеть в главной партии сонаты Бетховена ор. 10 № 1 (с 22-го такта), в «Ночной пьесе» № 3 Шумана (начальная тема), пример спокойно лирической трактовки — в скрипичном концерте Брамса (начальные 8 тактов).
Как бы разнообразны и во многих случаях существенны ни были функции метра и стоп высшего порядка, не следует преувеличивать их роль — она далеко не универсальна. Дифференциация тактов на тяжелые и легкие сплошь да рядом отсутствует3. Высшие проявления метра не обладают ни всеобщностью, ни крайней отчетливостью простого метра. Поэтому при определении их необходимы и осторожность и доказательность.
Понятие о тяжелых и легких тактах отсутствовало в теории музыки до появления трудов функциональной школы. Напротив, эта последняя (Риман, Праут, Катуар) абсолютизировала метр высшего порядка, т. е. усматривала его повсюду, что в анализе приводило к бесчисленным натяжкам.
Простая, тактовая метрика намного превосходит метрику межтактовую по явности и распространенности. В такой же мере стопы высшего порядка уступают стопам простым, внутритактовым.
1
Стрелки указывают на вторжение легких
тактов в последующие тяжелые. Последний
— восьмой такт вторгается в первый такт
следующей части. Иногда восьмитакт
завершен без вторгающейся каденции, и
в этом случае образуется восходящая
структура: 1+2+2 + 3 с амфибрахической
фразой в конце (
) ; см. вторую тему вальса Шопена ор. 34 №
3.
2. Г. Катуар. Музыкальная форма, ч. I. M., 1934, стр. 37. «Трохей» — синоним хорея, «трохей первого рода» означает обычный хорей.
3 Сильные доли тяжелых тактов далеко не всегда разнятся от сильных долей легких тактов столь же явно, как дифференцируются доли внутри такта. Кроме того, различные факторы, содействующие тяжести, нередко вступают в противоречие друг с другом, и в этих случаях установление стопы оказывается спорным или совсем неосновательным.
<стр. 158>
