- •Моделирование сочинения на тему: «Идейно-художественное своеобразие произведения малой формы» (по повести а.С. Пушкина «Метель»)
- •I. Беседа. Заполнение таблицы «Моделирование текстов сочинений»
- •II. Слово учителя
- •Замысел, история создания (рассказывает консультант)
- •III. Беседа. Заполнение таблицы «Тезисы сочинения»
- •IV. Работа в группах
- •V. Продолжение беседы
- •VI. Домашнее задание
- •Сочинение Идейно-художественное своеобразие повести а. С. Пушкина «Метель»
IV. Работа в группах
Итоги работы 1-й группы, «фаталистов».
Пушкин берёт эпиграфом к новелле стихи из поэмы Жуковского «Светлана». Баллада фабулой совпадает с «Метелью». Схожа и тема судьбы. Но у Жуковского судьба для всех едина – она поощряет добрых и наказывает злых, а в повести люди добрые страдают, а счастливы те, за кем особые заслуги не числятся.
Эпиграф же отсылает нас к «Леноре» Бюргера, «Светлане» Жуковского и новелле В. Ирвинга «Жених-призрак», в которых судьба разрешает все события. Владимир заблудился на крохотном клочке земли, пятивёрстный путь до Жадрина превращается в нескончаемое кружение по снегу и метели. Узкая площадь внезапно расширяется, и общим законам «судьбы» дано достаточно места. Три раза возникает образ метели в повести, объединяя все события в ней, объясняя всё в судьбах героев.
Образ метели-судьбы тесно связан с образом божьего храма. Нет божьего благословления – нет пути, вот почему Владимир обречён блуждать в жизненной метели и потерпеть неудачу.
Марью Гавриловну же судьба оберегает от романтизма и ведёт её верной дорогой, то есть соединяет с суженым, «которого конём не объедешь». Впоследствии она чувствует симпатию к своему неизвестному мужу (ведь таинство брака свершилось – они муж и жена перед Богом).
Бурмин тоже следует по Божьему промыслу, он тоже «заблудился в метели и оказался у известной церкви. Пройдя через испытания отечественной войны, он стал по-иному относиться к своему непростительному поступку, но судьба всё расставила по своим местам.
Главное значение образа метели – в том, что автор приводит повесть в разряд произведений о человеческой судьбе, о благости Божьего промысла, о способности слышать глас судьбы. Как сказал Н. Баратынский, «Всех благ возможных тот достиг, кто дух судьбы своей постиг». С. Кибальник справедливо утверждает, что «мотив случая у зрелого Пушкина вообще связан с темой «судьбы», и «именно случай, как мощное мгновенное орудие Провидения» является одним из сквозных мотивов пушкинского творчества 1830-х годов.
Итоги работы 2-й группы, считающей, что «метель-судьба» – это метафора господствующего порядка вещей, быта.
Уже сами уездные имена, уездная топография – Ненарадово, Жадрино, имена и подробности о друзьях и соседях – корнете Дравине, землемере Шмите «в усах и шпорах», упоминание о Терёшке-кучере – всё это как бы предвещает нежелательность романтического побега влюблённых.
Кроме того, Марья Гавриловна была не такой уж романтичной – вспомним, как она собирала узлы накануне побега.
Эпизод с ночной деревней является настоящим приговором Владимиру Николаевичу, который стремительно старался найти дорогу в Жадрино, а ему противопоставлено время крестьянское, солидное, трудовое, с мелкими действиями (читается сцена разговора с крестьянином).
Пушкин вводит крестьянский диалект как убийственное возражение герою-романтику. Со своими литературными приключениями Владимир поставлен лоб ко лбу с прозой жизни, «массовым русским миром».
Не метель соединила Марью Гавриловну и Бурмина, они просто оставались верными долгу, не нарушили обета. Долг и привёл их в конце концов к настоящей любви, высвободил из круговерти. Ничего фатального нет в этой истории. Она закончилась так счастливо, потому что в ней участвовали воля и верность.
Это объясняется ещё и тем, что в преддверии своей свадьбы Пушкин сознавал силу нравственного долга.
