Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Тема №6 Дни воинской славы – летопись героическ...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
88.97 Кб
Скачать

Морской бой у мыса Тендра, 1790 год.

В войне 1787-1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал и Черноморский флот под командованием контр-адмирала Ф.Ф. Ушакова. Для оказания помощи войскам у Измаила на Дунай должна была перебазироваться Днепровская флотилия. Однако турецкий флот, расположившись у мыса Тендра, запирал выход судам нашей флотилии. Против турок была отправлена эскадра Ушакова.

28 августа 1790 г. русские корабли неожиданно появились перед противником, спокойно стоявшим на якоре. "Неприятельский флот, - записано во флагманском журнале Ушакова, - обрубая якоря, будучи в беспорядке, вступил под паруса и побежал к стороне Дуная". Проигрывая в скорости, турки вынуждены были принять бой в невыгодных для себя условиях. После часовой схватки противник пришёл в замешательство, а когда Ушаков ввёл в сражение резервные фрегаты, линия турецких судов окончательно расстроилась и они стали спешно уходить к Дунаю. Наш флот гнал неприятеля подо всеми парусами и бил его беспрестанно. Только ночная темнота спасла турецкую эскадру.

На следующий день Ушаков возобновил преследование. Экипажи черноморских кораблей проявили высокое мастерство, смело и решительно атакуя противника, поражая его меткой орудийной стрельбой. Открывая огонь, Ушаков спешил сблизиться с противником. "Дистанция ружейного, даже пистолетного выстрела - и в картечь!" - таков был его обычный приём, приводивший врага в замешательство. В итоге - 7 турецких кораблей сдались, остальные спасались бегством. Потери турок превысили 2 тысячи человек, у русских - 21 человек погиб и 25 ранено.

Блестящая победа русского флота обеспечила прорыв к Измаилу Днепровской флотилии, оказавшей большую помощь сухопутной армии во взятии крепости. Активность вражеского флота была парализована.

Потерпев поражение на море и на суше, Турция запросила мира. По мирному договору, заключённому в Яссах 29 декабря 1791 г., были подтверждены условия Кючук-Кайнарджийского договора. Турция признала новую границу России по Днестру, а также присоединение Крыма к России. В результате завершилась многовековая борьба России за выход к Черному морю, столь необходимому для её экономического развития.

Бородинское сражение, 1812 год.

Война 1812 года с наполеоновской Францией занимает особое место в истории России. Весь мир узнал, на какие подвиги способны народы нашей страны, отстаивая свою свободу и национальную независимость. Любовь к Отчизне, мужество, готовность к самопожертвованию во имя победы, несокрушимый моральный дух сплотили в едином порыве все слои населения нашего многонационального государства. Для россиян это была Отечественная война.

12 (24) июня 1812 года французские войска перешли реку Неман и вступили на территорию России. Война началась. Наполеон, верный своим принципам, действовал стремительно. Тремя группами его армия двинулась от Немана на восток, рассекая русские войска. Основную группировку в направлении на Вильно против армии Барклая–де–Толли вёл сам Наполеон, надеясь отрезать ее от армии Багратиона, перекрыть дороги, ведущие в глубь страны, и уничтожить главные силы русских. За три дня было пройдено около 100 км. Но Наполеон все же опоздал. За час до того, как польские уланы ворвались в Вильно, арьергард русской армии оставил древнюю литовскую столицу. Барклай, зная о двойном преимуществе французов, уклонился от сражения, стремясь во что бы то ни стало сохранить армию и соединиться с Багратионом, чтобы не дать неприятелю разбить войска по частям.

Обе русские армии отступали, ведя упорные арьергардные бои. Так, у селения Мир донские казаки генерала М.И. Платова наголову разгромили дивизию польских улан. Корпус генерала Н.Н. Раевского, отбросив наседавший авангард неприятеля, атаковал французов под Салтановкой и на два дня сковал движение противника. В бою под Клястицами было остановлено продвижение французов на Санкт-Петербург. Задуманный Наполеоном как двухмесячный, поход явно затягивался. Русские, не ввязываясь в генеральное сражение, наносили врагу удары и отходили. На пути от Немана до Смоленска неприятель потерял более 100 тысяч человек.

Наполеон задумал осуществить один из тех блестящих манёвров, которые удавались ему прежде. Он рассчитывал зайти в тыл русских армий, взять Смоленск и отрезать противнику путь к отступлению. Но 2 (14) августа под Красным французы натолкнулись на отряд генерала Д.П. Неверовского. Три кавалерийских корпуса одного из лучших маршалов Франции - И. Мюрата - целые сутки ничего не могли поделать с дивизией новобранцев, сражавшихся с невероятной храбростью и упорством. Такого французы еще никогда не видели и были просто ошеломлены.

Перевес в силах был на стороне французов. Барклай, справедливо сочтя свои силы недостаточными, а позицию невыгодной, отдал приказ отступать. Главные силы так и не приняли участия в сражении. Наполеон был вне себя. Призрак решающей победы вновь ускользнул от него. Барклай вел армию, не поддаваясь уговорам и нажиму, вопреки настроениям войска, Багратиона и всего генералитета, против воли царя. Воины глухо роптали, поговаривали об измене "немцев". Мало кто в тех условиях мог понять и оценить заботу о сохранении армии. Петербург требовал сменить военного министра и назначить главнокомандующего, который бы пользовался уважением и всеобщим доверием. Многие говорили в пользу М.И. Голенищева-Кутузова. Он являлся самым старшим по возрасту и по службе из всех "полных" генералов, участником трех русско-турецких войн, мудрым стратегом, блестящим дипломатом, педагогом и администратором, опытным царедворцем. С его именем связаны многие победы. И с Наполеоном он уже сталкивался на полях Австрии.

Назначение М.И. Кутузова 8 (20) августа 1812 г. главнокомандующим всеми армиями было встречено с ликованием. Ждали боевых дел, битв. Оставить Москву без боя Кутузов не мог. Сражения требовали царь, дворянство, армия, народ - вся Россия. Тот, кто предложил бы сдать Москву без выстрела, несомненно, прослыл бы изменником в глазах всего народа.

22 августа армия остановилась у малоизвестного до того дня села Бородино и повернулась лицом к врагу. Позиция, выбранная М.И. Кутузовым, прикрывала оба пути на Москву - Новую и Старую смоленские дороги. Войска и ополченцы спешно возводили укрепления. Отряд генерала П.П. Коновницина, про которого говорили, что "он спокоен среди битв, как у себя в комнате", сдерживал врага. Французская армия к началу сражения насчитывала 134 тысячи человек и 589 орудия. Это были кадровые, регулярные войска. Кутузов же располагал 155-157 тысячами при 624 орудиях. Несмотря на общий численный перевес, наши регулярные части имели около 116 тысяч человек. Оставшуюся часть составляли 11 тысяч казаков и немногим более 28 тысяч ополченцев.

Первыми приняли бой 24 августа защитники Шевардинского редута - передовой позиции русских войск. Ценой невероятных усилий нескольких корпусов французам лишь в полночь удалось сломить сопротивление отряда А.И. Горчакова, племянника самого А.В. Суворова.

И вот ранним утром 26 августа на Бородинском поле сошлись две лучшие армии того времени. Главный удар французы направили против левого фланга русских войск, которым командовал П.И. Багратион. Под шквальным огнем русских батарей французы бешено атаковали, но всякий раз наталкивались на стойкость и мужество защитников укреплений - Семеновских (Багратионовы) флеши. Лишь после восьмой атаки враг занял укрепление. Однако прорвать оборону русских ему не удалось.

Наполеон перенес главный удар в центр русской позиции на корпус генерала Н.Н. Раевского. Ценой больших потерь французам удалось захватить высоту с батареей Раевского, но пройти дальше они не смогли. В критический момент командующий правым флангом и центром Барклай–де–Толли сам повел вперед гвардейскую конницу. Светлые мундиры кавалергардов в жестокой схватке покраснели от своей и чужой крови. И там враг был остановлен. Попытки обойти русские войска с фланга также потерпели неудачу.

Когда Наполеон, чувствуя перелом в сражении, был готов направить в бой свою гвардию, на левом фланге появилась русская конница. Донские казаки М.И. Платова и кавалерийские полки Ф.П. Уварова, обойдя французов, внезапно атаковали противника. Кутузов перегруппировал войска. Наполеон, лично осмотрев позицию в центре, вновь увидел перед собой сплошной, как в начале дня, фронт русских войск. К вечеру бой постепенно затих.

Потери французов составили около 50 тысяч. В том числе 10 генералов погибли в бою, еще четверо скончались от ран. Среди них - Л.-П. Монберн и О.Ж. Коленкур, два лучших кавалерийских генерала, так и не успевших стать маршалами Франции. «Из всех моих сражений, - говорил Наполеон, - самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу; русские стяжали право быть непобежденными».

Потери русских были тоже велики: около 44 тысяч. Сложили головы талантливый артиллерийский генерал А.И. Кутайсов, два из четырех братьев Тучковых. В том бою был смертельно ранен Багратион. Однако русская армия сохранила свои основные силы и боеспособность, высокий моральный дух и веру в победу, доказав свою способность успешно противостоять врагу.

Бородино стало символом стойкости и мужества русского солдата. Но впереди были еще более суровые испытания. Отступление продолжалось. Кутузов вынужден был оставить Москву, чтобы сохранить армию.