Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Документ зори.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
133.63 Кб
Скачать

Действующие лица: Васков – Рассказчик –

Женька Комелькова – Рита Осянина – Лиза Бричкина – Соня Гурвич – Галя Четвертак –

Кирьянова – Товарищ третий –

ДЕЙСТВИЕ 1.Вступление. Рассказчик: Шел май 1942 года. На западе обе стороны, окончательно завязли в позиционной войне; на востоке немцы день и ночь бомбили канал и Мурманскую дорогу; на севере шла ожесточенная борьба за морские пути; на юге продолжал упорную борьбу блокированный Ленинград. А здесь на 171-м разъезде был курорт. Немцы прекратили налёты, но кружили над разъездом ежедневно, и командование на всякий случай держало для прикрытия 2 зенитных орудия.

От тишины и безделья солдаты млели, отсыпались, праздновали чьи-то именины и над разъездом уже давно не выветривался липкий запах местного самогона. Комендант разъезда, старшина Васков, писал рапорты по команде с просьбами прислать непьющих. Начальство вкатывало Васкову выговор и меняло опухший от веселья полувзвод. Через неделю все повторялось снова, и старшина, в конце концов, приладился переписывать прежние рапорты, меняя в них лишь числа да фамилии. Товарищ третий: Что вы тут, писанину развели! Чепухой занимаетесь! Не комендант, а писатель какой-то! Васков: А вы шлите непьющих… Непьющих, и чтобы это… Насчет женского полу… Товарищ третий: Евнухов, что ли? Васков: Ну, начальству виднее… Товарищ третий: Ладно, Васков. Будут тебе непьющие. И насчет женщин, будет, как положено. Но гляди, старшина, если ты и с ними не справишься! Васков: Справлюсь, товарищ третий! Васков: Вопрос сложный… Два отделения – это ж почти двадцать человек

2

непьющих. Фронт перетряси – и то сомневаюсь… Где он найдет таких… Рассказчик: Спокойно служилось старшине Васкову. Почти до сегодня спокойно… ДЕЙСТВИЕ 2. Зенитчицы приехали!

Рассказчик: Федот Евграфыч! Зенитчики прибыли! Федот Евграфыч: С командиром прибыли? Рассказчик: Так точно. Становись, равняйсь, смирно. Федот Евграфыч: Это хорошо! Ну, где там, это чудо природы? (выходит из-за кулис). Кирьянова: Товарищ старшина, первое отделение третьего взвода пятой роты отдельного зенитно-пулеметного батальона прибыли в ваше распоряжение для охраны объекта. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова. Васков: Так, нашли значит…непьющих… Спасибо за заботу товарищ Третий. Значит так. Жить будете в пожарном сарае. Нары я сколочу. Лично. Матрацы набьёте соломой. Из расположения без моего слова ни ногой… Бричкина: Даже за ягодами?

Васков: ягод ещё нет. Кирьянова: А щавель собирать можно? Нам без приварка трудно, товарищ старшина. Отощаем… Васков: Не дальше речки! Аккурат в пойме прорва его! Располагайтесь. Не гостиница, конечно, ну, да и вы не на курорте… Рита Осянина: Товарищ, старшина, нам бы в баньку с дороги, и бельишко постирать

Васков: организуем. Но сушить только в помещении.

Комелькова: почему? Васков: демаскирует. (Девочки хохочут) Гурвич: а есть приказ.

Васков: какой приказ?

Четвертак: соответствующий. В нём сказано, что военнослужащим женского пола разрешается сушить бельё на всех фронтах.

3

Васков: Все! Все свободны! Кирьянова (командует): Разойдись

Рассказчик: зенитчицы оказались девахами шумными и задиристыми, и старшина чувствовал себя не в своей тарелке. Он боялся ляпнуть не то, сделать не так, а уж о том, чтобы войти куда без стука, не могло теперь быть и речи. Он страшился намёков и шуточек насчёт возможных ухаживаний и поэтому всегда ходил, уставясь в землю, словно потерял денежное довольствие. Третий: Да будет вам, старшина. Они вас сухарём величают, а вы же командир, так что ведите себя соответственно. А девчонки хорошие.

Кирьянова (из-за кулис): Люба, Рита, Катенька, в караул! Рита – разводящая! Четвертак: Я не хочу, я вчера была!

Васков: ну, разве это солдаты! Катенька! Разве это команда? Развод караула полагается по всей строгости делать, по уставу. А это – насмешка полная. Ну, этих девок, к ляду! Только свяжись – хихикать будут до осени. (Выбегают Кирьянова, Четвертак, Бричкина, с тазиком) Кирьянова: Держите, девчонки, веревку, растягивайте! (Вешают одежду) Васков: вот это что? Демаскирует же. Ты понимаешь, разрешения у них на все. От командующего, говорят…лично. А меня они, ни во что не ставят. Четвертак: Девчата, Айда, загорать! (смех) Васков: видишь, как веселятся? Рассказчик: да, ты не сильно утруждайся. Пусть смеются. Война то вон куда укатилась. Тихо…

Васков: да, зори здесь тихие.. Я ведь из дремучего угла в коменданты выполз. А они – не гляди, что рядовые, – наука. «Упреждение, квадрат, угол сноса». Классов семь, а то и все девять: по разговору видно. А у меня только 4. Вот так. (уходит) Третий: дни стояли тёплые и безветренные. Ночами зенитчицы азартно лупили из всех стволов по пролетающим немецким самолётам. А днём, старшина трижды обходил свой объект, пробовал замки и в книге , которую сам же завёл, делал одну и ту же запись: «Объект осмотрен. Нарушений нет».

4

Действие 3. Девочки в казарме.

Рита - Из всех довоенных событий Рита Муштакова ярче всего помнила школьный вечер: встречу с героями-пограничниками. Рита помнила его так, словно он только-только окончился и застенчивый лейтенант Осянин всё ещё шагал рядом по гулким деревянным тротуарам маленького приграничного городка.

Рита тоже была не из бойких. Случайно оказавшись рядом с лейтенантом она сидела, боясь шевельнуться, глядя строго перед собой. А потом был общий вальс: и они станцевали. А потом стояли у окна. А потом… да, потом он пошёл её провожать.

И Рита страшно схитрила: повела его самой дальней дорогой. А он всё равно молчал и только курил. Они даже простились не за руку: просто кивнули друг другу и всё. Лейтенант уехал на заставу и каждую субботу писал ей очень короткое письмо. Она каждое воскресенье отвечала длинным. Рита была первой из класса, кто вышел замуж. И не за кого-нибудь, а за красного командира пограничника. И более счастливой девушки на свете просто не могло быть.

Рассказчик – старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны в утренней атаке.

Комелькова – (ПОЁТ) ночь пришла, и тьма границу скрыла, но её никто не перейдёт. И врагу мы не позволим рыло, сунуть в наш советский огород

1 – Женька, ты русалка. На сцену бы тебя Женька

2 – Женька, с тебя скульптуру лепить. Такая девушка пропадает

3 – тебя в музей нужно. Под стекло на чёрном бархате

4 – такую фигуру в гимнастёрку паковать – это ж умереть легче.

5 – красивые, редко бывают счастливыми

6 – на себя намекаешь?

5

Женька – начинаем передачу «Писатели и современность», у микрофона, народная артистка Советского Союза Любовь Орлова. Отрывок из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир»:

Князь Андрей собрал все свои силы, пошевелился, и увидел Наташу. Ту, самую, живую Наташу, которую из всех людей в мире ему более всего хотелось любить. Любовью, которая теперь открыта ему. Наташа стояла на коленях и испуганно смотрела на него, удерживая рыдания. Лицо её было бледно и неподвижно. Князь Андрей вздохнул, улыбнулся и протянул руку. Наташа, взяв осторожно его руку, стала целовать её, чуть дотрагиваясь губами. «Простите меня», - сказала она шёпотом, - «Я вас люблю»

Четвертак: подумаешь, у меня настоящий жених был… с Заполярья.. Лиза (верит): Правда? Четвертак: Ага! Он прилетел ко мне однажды и говорит: - а полетели - ка, Галка, со мной! Я тебе тундру покажу! Лиза: и что, ты согласилась? Галка: Конечно. Но меня, мама, медицинский работник, не отпустила. Сказала: замерзнешь, лекарств там нет, кто лечить тебя будет, сиди дома, в тепле. (Девочки хихикают) Осянина - (приподнимаясь): Спать! (Четвертак) Еще раз услышу о глупостях – настоишься на часах вдоволь! (Девочки обиженно замолкают) Кирьянова: Зря, Ритуха… Пусть себе болтают – занятно… Осянина: Пусть влюбляются – слова не скажу! А так, трепаться – этого я не понимаю! Женька – ты, когда вчера по самолёту лупила, у тебя такой взгляд был. Личный счёт к немцам имеешь?

Рита – имею. А ты?

Женька – тоже. У меня же семья командира. Маму, сестру, братишку – всех расстреляли. А меня эстонка спрятала в доме напротив. Я видела всё, всё видела. Четвертак (шепотом): Девчонки, а Бричкина-то наша… поглядите на нее! Кажется втюрилась! (Все смеются) Бричкина: Неправда! Неправда! Кирьянова: В душку военного! Ну что, Лиза, понравился старшина? Бричкина: Да отвяжитесь вы все! Пристали! (встает, хочет уйти) (Осянина вскакивает, успокаивает ее, сажает) Осянина: Ну, сядь, сядь (громко) А вы не трожьте ее!

6

Лиза : Мы на кордоне совсем одни жили. Отец лесник был.

Мне мама всегда говорила: «Ты верь, доченька, верь, может, и придет твое счастье-то, не обойдет тебя стороной». К нам однажды папин знакомый приехал – тоже лесник. Не старый. Иногда посмотрит так внимательно, а у меня из рук всё валится. А он смеётся. Пожил месяц, да обратно отчалил. А по весне открытку прислал: «Тебе надо учиться, Лиза. В августе приезжай в город, устрою в техникум с общежитием». Это в прошлом, сорок первом году было.

Осянина (задумчиво глядя вперед): Ты верь, Лиза, обязательно верь. Может, и верно говорят: счастье-то рядом ходит. И придет оно к тебе завтра. Только обратной дороги к нему нет. (Все молчат)

СИРЕНА (БОЕВАЯ ТРЕВОГА) Васков: БОЕВАЯ ТРЕВОГА, БОЕВАЯ ТРЕВОГА! Кирьянова: За мной – живо! (Девчонки вскакивают, убегают за кулисы) фильм «Авиабомбежка» (голоса из-за сцены): Кирьянова: Немец, вон он! Четвертак: С парашютом! Кирьянова: Вижу его! Стреляй, Ритуха, стреляй! Четвертак: Стреляй, Ритка, ну же! Рита! Кирьянова: Убит! Ритка, ура, ты герой! Ура! Четвертак: Ушли, ушли немцы! (Девчонки возвращаются, хлопают Риту по плечу. Рита, ошеломленная, смотрит в одну точку)

Васков: молодец, Осянина! Только я бы все-таки живым его брал! (уходит) Девочки косо смотрят на него. Поднимаются, уходят, разговаривая, одобрительно хлопая Риту по плечу. Кирьянова последней уходит, возле кулис притормаживают, смотрит на Риту. Рита опускается на колени, прячет голову в ладони. Кирьянова (присаживаясь рядом): Пройдет, Ритуха. Я, когда первого убила, чуть не померла, ей-богу. Месяц снился, гад. Пройдет.

ДЕЙСТВИЕ 4. Кирьянова - Не могу я понять некоторых.

7

Рита: Меня, что ль? Кирьянова: Да хоть бы тебя. Чай пьёшь без сахара. Ну, это понятно, домой отсылаешь наверно. А вот куда ты по ночам ходишь?

Завела кого-то? да, ты не молчи, дело то обычное. Я Васкову не скажу. Рита - Ага… доложили уже. (громко) Ну давай, воспитывай! Сейчас будешь воспитывать или уж потом, после отбоя? У меня был муж. Убили его на 4-й день войны. Сын остался. Он в соседней деревне у мамы. (Рита протягивает карточку) Аликом зовут. Альбертом. Кирьянова: Счастливая ты… А у меня никого. (Молчание) Кирьянова - (усмехаясь) Опять убежишь сегодня? Не беспокойся, девчонки ночью крепко спят, это мне не спалось. А ты сапогами по тише греми, а то самого старшину разбудишь! А вообще, зарвалась ты, мать! Налетишь на патруль, или командир, какой остановит и сгоришь! Рита: Молчи, я везучая. Только ты… Кирьянова - Да не скажу я никому. Рита: могила? Кирьянова - Так точно!