
- •Лекция 7. Создание текста журналистского расследования
- •«Констатирующий» подход к построению текстов
- •«Драматургический» подход к построению текстов
- •Методы построения текста, учитывающие «функциональные ожидания» аудитории
- •Методы построения текста, учитывающие уровни и формы отображения действительности
- •Методы построения текста, учитывающие удобство восприятия его частей
Лекция 7. Создание текста журналистского расследования
Итоговым продуктом журналистского расследования является текст. Именно он должен донести до аудитории факты и выводы, которые были получены журналистом в ходе поиска.
Каким же образом возникает замысел, план построения текста?
Рассмотрим этот вопрос. В том случае, когда журналист, уподобляя себя, скажем, следователю, ориентируется лишь на объективное описание хода расследования (его элементов), структура текста возникает непроизвольно, как результат такого описания. В данном случае журналист специально не раздумывает над тем, с чего начать материал и чем закончить, какой язык использовать, чтобы он был понятен конкретной аудитории. Автор как бы заведомо считает, что она примет все, что он напишет. Это не означает, что его ждет неуспех, поскольку, будучи все же не следователем, а журналистом, он использует формы, методы, язык, присущие повседневному, обыденному мышлению, понятному, как правило, каждому нормальному человеку.
Однако, читателю может показаться скучной и неинтересной привычная структура текста. А бывает ситуация, когда автор, ориентируясь лишь на выяснение связей предмета отображения, использует непривычные для аудитории формы, методы, язык, в результате чего возникает сложная для восприятия конкретных читателей структура изложения, текст окажется непонятным, а значит, не будет ими принят.
Конечно, при написании собственного журналистского материала, автор руководствуется личным опытом, интуицией. Однако, автор-журналист, стремящийся к тому, чтобы его текст был адекватно понят читателем, будет изучать, прогнозировать требования, ожидания, стереотипы восприятия своей потенциальной аудитории на основании уже имеющихся научно обоснованных представлений об ожиданиях, требованиях, стереотипах конкретной аудитории.
Итак, рассмотрим некоторые эффективные подходы к построению текстов журналистских расследований.
«Констатирующий» подход к построению текстов
Современная наука установила, что существуют различные типы читателей, телезрителей, радиослушателей. В качестве исходных называют две группы потребителей информации: 1) рационально (когнитивно) ориентированные; 2) эмоционально (аффективно) ориентированные. Из этого следует, что различны и ожидания, связанные с журналистским текстом. Можно предположить, что «рациональные» потребители информации ориентированы главным образом на публикации, в которых рассказывается и показывается ход познания автором объектов реальности. В таком случае, можно считать, что осуществляется, условно говоря, «констатирующий» подход в построении текстов.
Основой такого подхода будет служить описание, фиксация акта познания журналистом предмета реального мира (а предметом может быть, как мы уже изучали, политическое, экономическое, экологическое, социально-бытовое и др. происшествие, проблема или явление, производственные процессы, творческая деятельность людей; личность человека). Когда автор последовательно описывает ход своего познавательного акта, можно говорить о последовательно-описательном построении текста.
Чтобы представить себе структуру такой публикации, вспомним, что собой представляют процесс познания, познавательная деятельность. Как полагают гносеологи, процесс познания есть результат взаимодействия следующих основных элементов:
1) познавательной деятельности людей;
2) средств познания;
3) объектов и предметов познания;
4) знаний.
Познавательная деятельность направлена на реально существующие вещи, явления, свойства, связи, взаимодействия, поведение и действия самих людей. Эти объекты и их свойства становятся предметами познавательной деятельности.
В том случае, когда описывается познание такого предмета, как отдельное событие (явление), структура текста формируется как ответ на вопросы: что? где? когда? как? Если описывается производственная деятельность людей, то в тексте отображается структура деятельности (цель – средство – условия, ход деятельности – результат). Причем описание осуществляется как ответ на вопросы: какова цель деятельности? каковы средства? каковы условия (что способствует или препятствует деятельности, то есть каковы проблемы?), каков результат? каковы оценки и самооценки деятельности и деятелей? каковы программы дальнейшей деятельности?
Если же автор рассказывает о человеке, то структура текста формируется как ответ на вопросы: что сделал человек? где? когда? зачем (цель)? что способствует его успехам? что мешает его деятельности? каковы его самооценки? оценки его другими? Причем структура текста может отображать ответ не обязательно на все перечисленные вопросы, а лишь на те, которые окажутся наиболее актуальными, интересными при рассмотрении в той или иной ситуации.
Результатом познания, конечно, может быть не только фиксация каких-то изученных граней отображения предмета, но и объяснение, оценка, предписание действия в связи с этим предметом. Общая структура текста в таком случае может быть описана следующими основными слагаемыми: описание фактов – объяснение – оценка – предписание.
Журналисты-расследователи зачастую описывают саму процедуру применения тех или иных методов познания, дают «картинки» этого процесса, условий этого познания.
В том случае, когда, по мнению автора, аудиторию интересуют не отдельные ступеньки, а весь ход расследования какого-то явления, от возникновения цели до получения какого-то результата, он может описать весь познавательный процесс, каждый шаг своего расследования. Возникающая в результате фиксации полного познавательного процесса структура текста может оказаться очень сложной. И это требует тщательного соотношения объемов описываемых элементов познавательного акта, чтобы возникающая структура текста приводила читателя к адекватному его пониманию. Описания целостного акта познания встречаются обычно в «крупномасштабных» журналистских расследованиях.
Как известно, познание осуществляется не только путем эмпирического изучения, непосредственного наблюдения, эксперимента, анализа документов, но и в результате логических операций с уже известными суждениями (фактами) о действительности.
Фиксируя в тексте ход доказательного рассуждения, автор также может создавать определенную структуру публикации. Напомним, что доказательное рассуждение в публицистическом тексте имеет две исходные формы – умозаключение и доказательство. В первом случае автор сначала приводит посылки (факты), а затем из них делает вывод. Во втором случае сначала выдвигает тезис (обосновываемое положение), а затем приводит аргументы в его пользу (излагает факты).
Иногда журналисты создают и выдают на суд общественности текст своего расследования какого-либо подытоживающего вывода, концовки, которая установила бы связь с началом, т.е. считается, что такой текст обладает незавершенностью, «незамкнутостью» логической схемы рассуждения. В некоторых случаях это считается погрешностью, когда, например, конкретная аудитория не в состоянии сделать самостоятельное заключение, исходя из имеющихся у нее и в публикации знаний (посылок), а это возможно либо в случае сложных рассуждений автора, громоздкого по размеру и количеству фактов текста, либо в силу неподготовленности аудитории.
В том же случае, когда журналист знает уровень подготовленности аудитории и уверен, что она в состоянии сделать правильный вывод из предлагаемых фактов, незавершенность логической схемы, отсутствие концовки расследования вряд ли можно считать погрешностью в изложении авторской мысли, авторского рассуждения.
Таким образом, последовательно описывая свой акт познания какого-либо явления или какой-либо персоны нашей действительности, журналист останавливается, когда ему кажется, что он все показал, объяснил читателю,, зрителю, слушателю, прошел вместе с ним путь от возникновения цели расследования до получения конечного результата. Такой подход к построению текста расследования, как "констатирующий" будет оправдан, если аудитория, которой адресовано расследование в виде описания, действительно видит в нем лишь средство познания (фиксации познавательного акта автора текста). В другом же случае, когда аудитория видит в тексте расследования еще и средство общения с журналистом, такой подход к построению материала оказывается неэффективными. И тут мы переходим к другому подходу построения текста журналистского расследования.