- •Н. В. Москвина Виктор а. Москвин Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека
- •Аннотация
- •Н. В. Москвина,в. А. Москвин Межполушарные асимметрии и индивидуальные различия человека
- •От авторов
- •Глава 1. Проблема связи функциональных асимметрий с индивидуальными особенностями человека
- •Глава 2. Методы исследования латеральных признаков и индивидуальных профилей латеральности человека
- •2.1. Способы диагностики функциональных асимметрий (на основе выявления особенностей латеральных признаков)
- •2.2. Способы диагностики и описания вариантов индивидуальных профилей латеральности
- •2.3. Распределение латеральных профилей в разных профессиональных выборках
- •Глава 3. Особенности функциональных асимметрий при психических аномалиях и гетерогенность их проявлений
- •3.1. Введение в проблему исследования
- •3.2. Структура латеральных признаков при умственной недостаточности
- •3.3. Структура латеральных признаков у возбудимых психопатических личностей
- •3.4. Латеральные особенности у подростков, страдающих энурезом
- •3.5. Латеральные особенности у детей и подростков с тиками и логоневрозами
- •3.6. Гетерогенность факторов латерального предпочтения
- •3.7. Обсуждение результатов исследований
- •Глава 4. Межполушарные отношения и проблема леворукости
- •4.1. Распространенность вариантов латеральных профилей среди леворуких в норме
- •4.2. Индивидуально‑психологические особенности леворуких
- •Конец ознакомительного фрагмента.
3.2. Структура латеральных признаков при умственной недостаточности
С целью определения структуры латеральных признаков в выборках умственно отсталых и нормальных школьников нами было исследовано 210 детей в возрасте от 12 до 15 лет. Из них 92 ребенка составили ученики вспомогательной школы с диагнозом «олигофрения» (в основном, в виде дебильности легкой или средней степеней выраженности)1. Диагноз был установлен медико‑педагогической комиссией перед определением детей в школу. Контрольную группу составили 118 учеников обычной массовой школы того же возраста. Среди умственно отсталых было 66,3 % мальчиков и 33,7 % девочек, среди здоровых школьников соответственно – 55,9 % и 44,1 %.
Признаки парциального доминирования определялись по асимметрии моторных функций руки и двух анализаторов – слухового и зрительного (в соответствии с описанной выше методикой). При выявлении асимметрии слухового анализатора в выборках преимущественно использовалась проба А. Бермана «часы» (Berman, 1973). Исследование особенностей асимметрии сенсомоторных функций как умственно отсталых, так и нормальных детей проводилось в виде игры, с учетом их возрастных особенностей и наличия отставания в умственном развитии в первой группе испытуемых.
Таблица 9
Распределение праволатеральных признаков (%) в выборках здоровых и умственно отсталых детей (n=210)
Полученные данные показывают (см. табл. 9), что в выборке олигофренов, при сравнении их с контрольной группой детей, отмечается тенденция к снижению выраженности проявлений праволатеральных признаков в моторных пробах «переплетение пальцев» (44,6 % и 50,8 %) и «перекрест» рук (42,4 % и 52,5 %), хотя и не достигающая уровня достоверности различий. По опроснику Аннет среди умственно отсталых было выявлено 14,1 % леворуких по сравнению с 2,5 % – среди нормальных школьников (p<0,001). По слуховому анализатору это соотношение составило 55,4 % и 79,7 % (p<0,001), по праволатерализованной бинокулярной функции зрения – 48,9 % и 70,3 % (p<0,001). По слуховому и зрительному анализаторам у страдающих олигофренией отмечаются проявления относительной симметрии, не наблюдаемые в контрольной группе. Достоверных различий по моторным функциям ноги в нашем исследовании выявлено не было.
Таким образом, в выборке олигофренов наблюдается тенденция к увеличению леволатеральных сенсомоторных признаков, что в целом совпадает с результатами К. Порака, С. Карена, П. Данкана (Porac, Coren, Duncan, 1980) и подтверждает данные о накоплении леволатеральных признаков при умственной недостаточности (как моторных, так и сенсорных). С учетом выявленных девиаций в распределении латеральных признаков при умственной недостаточности представляет также интерес вопрос о распространенности их сочетаний.
Таблица 10
Распределение вариантов латеральных профилей (%) в системе измерений «рука – ухо – глаз» в выборках здоровых детей (n=118) и страдающих олигофренией (n=92)
Графически эти данные представлены на рисунке 9.
Рис. 9. Распределение вариантов латеральных профилей (%) в системе измерений «рука – ухо – глаз» в выборках здоровых детей (n=118) и у страдающих олигофренией (n=92)
Результаты распределения латеральных профилей в выборках здоровых и умственно отсталых школьников приведены в таблице 10 и отражены в виде диаграммы на рис. 9. Латеральные профили леворуких (внутри выборки) отдельно не рассматривались – в связи с небольшим количеством наблюдений они были объединены в одну группу.
Полученные данные показывают достоверное уменьшение во второй группе вариантов сочетаний латеральных признаков ППП – от 56,8 % до 20,7 % (р<0,001) и увеличение процентного соотношения группы ПЛЛ – от 8,5 % до 21,7 % (р<0,001).
Закономерным является вопрос о частоте семейного левшества в обеих выборках. Среди здоровых детей на наличие леворуких родителей указало 8,5 %. К сожалению, в выборке учащихся вспомогательной школы‑интерната возможность получения объективной информации отсутствовала.
Литературный поиск показал, что вопрос этот изучен недостаточно. Однако логично ожидать, что процент семейного левшества у страдающих олигофренией должен быть выше, чем в обычной популяции.
Так, А.А. Капустин при исследовании 44 леворуких детей установил наследование леворукости в 30,0 % случаев для мальчиков и в 37,5 % для девочек. В случаях «патологической леворукости» частота семейного левшества может достигать 50–60 % (Капустин, 1924). Цифры эти, однако, относятся только к леворуким.
