Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Galperin_P_Ya__Zhdan_A_L__Istoria_psikhologii.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
8.8 Mб
Скачать

7. Структура душевной жизни

Я находит себя в смене состояний, единство которых познается через сознание тождества личности; вместе с тем оно находит себя обусловленным внешним миром и в свою очередь воздействующим на него; этот внешний мир, как ему известно, охватывается его сознанием и определяется актами его чувственного вос­приятия.

<...> Из того же, что жизненная единица обуслов­лена средой, в которой она живет и со своей стороны на нее влияет, возникает расчленение ее внутренних состояний. Расчленение это я обозначаю названием структуры душевной жизни. Благодаря тому, что опи­сательная психология постигает эту структуру, ей от­крывается связь, объединяющая психические ряды в одно целое. Это целое есть жизнь.

Всякое психическое состояние во мне возникло к данному времени и в данное время вновь исчезнет. У не­го есть определенное течение: начало, середина и ко­нец. Оно — процесс. <...>

Процессы эти следуют один за другим во времени, нередко, однако, я могу подметить и внутреннюю связь между ними .<...> Я нахожу, что одни из них вызывают-ся другими. Так, например, чувство отвращения вызы­вает склонность и стремление удалить внушающий отвращение предмет из моего сознания. Так предпосылки ведут к заключению. В обоих случаях я замечаю это влияние. Процессы эти следуют один за другим, но не как повозки одна позади и отдельно от другой, не как ряды солдат движутся в полку, с промежутками между ними: тогда мое сознание было бы прерывным, ибо сознание без процесса, в котором оно состоит, есть нелепость. Наоборот, в моей бодрственной жизни я нахожу непре-

рывность. Процессы в ней так сплетены один с другим и один за другим, что в моем сознании постоянно что-либо присутствует. Для бодро шагающего путника все предметы, только что находившиеся впереди него или рядом с ним, исчезают позади него, а на смену им появляются другие, между тем как непрерывность пейза­жа не нарушается. Я предлагаю обозначить, что в какой-либо данный момент входит в круг моего сознания как состояние сознания.

Я произвожу как бы поперечное сечение с тем, чтобы познать наслоения, составляющие полноту та­кого жизненного момента. Сравнивая между собой эти временные состояния сознания, я прихожу к заклю­чению, что почти всякое из них <...> включает в себя одновременно представление, чувство и волевое со­стояние.

Во всяком состоянии сознания заключаются преж­де всего — как его составная часть — представления. Понимание истинности этого предложения требует, чтобы под такой составной частью разумелись не толь­ко цельные образы, выступающие в восприятии или от него остающиеся, но также и всякое относящееся к представлению содержание, являющееся частью обще­го душевного состояния. <...>

Понимание наличности чувственного возбужде­ния во всяком сознательном жизненном состоянии также зависит от того, берем ли мы эту сторону душев­ной жизни во всей ее широте. Сюда в такой же мере, как удовольствие и неудовольствие, относится также одобрение и неодобрение, нравится ли что-либо или не нравится и вся игра тонких оттенков чувств. Во вся­ком побуждении неотразимо действуют смутные чув­ства. Внимание направляется интересом, а последний представляет собой участие чувства, вытекающее из положения, в котором находится наше Я, и из отноше­ний его к предмету.

Мы обратимся, наконец, к рассмотрению вопроса о наличии волевой деятельности в психических процес­сах. <...> Всякое чувство имеет тенденцию перейти в вожделение или отвращение. Всякое состояние восп­риятия, находящееся в центре моей душевной жизни, сопровождается деятельностью внимания. <...> Всякий мыслительный процесс во мне ведется намерением и направлением внимания. Но и в ассоциациях, протека­ющих во мне как бы помимо воли, интерес определяет собой направление, в котором совершаются соедине­ния. Не указывает ли это на то, что основу их составля­ет волевой элемент?

<...> Структура душевной жизни, связующая вое­дино раздражение и реагирующее на него движение, имеет свой центр в пучке побуждений и чувств, исходя из которых измеряется жизненная ценность изменений в нашей среде и производится обратное воздействие на него. <...>

Попытаемся теперь резюмировать наиболее об­щие свойства этой внутренней структуры душевной жизни.

Изначально и всюду, от элементарнейших до выс­ших форм своих, психический жизненный процесс есть единство. Душевная жизнь не слагается из час­тей, не составляется из элементов; она не есть некото­рый композитум, не есть результат взаимодействую­щих атомов ощущений и чувств, — изначально и всегда она есть некоторое объемлющее единство. Из этого единства дифференцировали душевные функции, од­нако остающиеся связанными с их общей душевной связью. Факт этот, высшей степенью выражения ко­торого является единство сознания и единство лично­сти, решительно отличает душевную жизнь от всего телесного мира. Опыт этой жизненной связи прост и исключает учение, согласно которому психические процессы представляют собой отдельные несвязан­ные репрезентации физической связи процессов. Всякое учение, идущее в этом направлении, вступает в интересах гипотетической связи в противоречие с опытом.

Указанная психическая внутренняя связь обуслов­ливается положением жизненной единицы в окружа­ющей ее среде. Жизненная единица находится во вза­имодействии с внешним миром; особый род этого взаимодействия может быть обозначен с помощью весь-ма общего выражения — <... > как приспособление пси-хофизической жизненной единицы и обстоятельств, при которых протекает ее жизнь. В этом взаимодействии со-вершается соединение ряда сенсорных процессов с ря-дом двигательных. Жизнь человеческая в наивысших ее формах также подчинена этому важному закону всей органической природы. Окружающая нас действитель­ность вызывает ощущения. Последние представляют для нас различные свойства многообразных причин, лежащих вне нас. Таким образом, мы видим себя постоянно обусловленными телесно и душевно внешними причинами; согласно приведенной гипотезе, чувства выражают ценность воздействий, идущих извне на наш организм и на нашу систему побуждений. В зависимости от этих чувств интерес и внимание производят отбор впечатлений. Они обращаются к определенным впечатлениям. Но усиленное возбуждение сознания, имеющее место во внимании, само по себе является процессом. Оно состоит только в процессах различе­ния, отождествления, соединения, разделения, аппер­ципирования. В этих процессах возникают восприятия, образы, а в дальнейшем течении сенсорных процес­сов — процессы мыслительные, благодаря которым данная жизненная единица получает возможность из­вестного владычества над действительностью. Посте­пенно образуется прочная связь воспроизводимых представлений, оценок и волевых движений С этого мо­мента жизненная единица не предоставлена более иг­ре раздражений. Она задерживает реакции и господ­ствует над ними, она делает выбор там, где может добиться приспособления действительности к своим потребностям. И что важнее всего: там, где она эту дей­ствительность определить не может, она к ней приспо­сабливает свои собственные жизненные процессы и владычествует над неуемными страстями и над игрой представлений благодаря внутренней деятельности во­ли. Это и есть жизнь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]