Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмо...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
597.5 Кб
Скачать

2.4. Классификация эмоций

Одной из важнейших задач теории психологии эмоций вслед за накоплением фактов стало их упорядочение. "Сегодня психология располагает рядом независимых или частично перекрывающихся признаков и оснований для деления эмо­циональных явлений, а существующие классификационные схемы либо акцентируют одно или другое из этих делений, либо вводят шаг за шагом в том или ином сочетании и последовательности" (Вилюнас, 1984. С.19).

Психология эмоций развивалась не только благодаря пытливости исследователей, но и благодаря запросам прак­тики, "...отвечая на вопросы, поставленные самой жизнью" (Якобсон, 1956). Глубокий интерес к человеческой личности, гуманизм революционеров-демократов 50-х - 60-х годов XIX века сказывается на концепциях К. Д. Ушинского (1868), кото­рый среди эмоциональных явлений выделяет класс высших чувств. Если революционерам-демократам надо было личность "освободить", то в советский период - "сформировать". Поэто­му проблема высших чувств (нравственных, эстетических, патриотических и т.д.) в то время фундаментально развивалась (Фортунов, 1946; Ковалев, 1957; Якобсон, 1956, 1966; Леонтьев, 1971).

Научно-технический прогресс, с его повышенными требо­ваниями к психическим возможностям человека, выделяет в течение последних пяти десятилетий еще один класс эмоциональных явлений - состояния, в частности, широко изу­чаемые - стрессовые.

Анализ классификаций эмоций показывает трудность деления эмоций по одному основанию. Так, С. Л. Рубинштейн (1946), выделяя уровень, или ступень развития, эмоций, приходит к такой классификации: элементарные чувствования, разнообразные предметные чувства, обобщенные мировоз­зренческие чувства. Наряду с ними выделяет аффекты, страсти, настроения.

Достаточно общепринятым в советской психологии в 60-х годах, хотя и без строгости основания, стало деление эмоциональных явлений на эмоции и чувства, высшие чувства, настроения, аффекты, страсти (Благо надежи на, 1962).

Рассматривая эмоции, А. Н. Леонтьев писал : " К эмоцио­нальным, в широком смысле, процессам в настоящее время принято относить аффекты, собственно эмоции и чувства" (Леонтьев, 1971. С. 35-36).

Следует отметить, что одним из оснований приведенных классификаций были потребности (мотивы) человека. Потреб­ности - нужде в чем-то - составляют не только необходимую предпосылку активности человека, но и основу избира­тельности связей с действительностью, т.е. отношений (В. Н. Мясищев). В категорию отношений должны быть вклю­чены личностные смыслы и эмоции. Любое явление действи­тельности имеет объективную характеристику, т.е. значение. Как только эта объективная характеристика начинает соотноситься с потребностями человека, она приобретает значение для него, т.е. личностный смысл, эмоционально окрашенное значение. В отличие от личностного смысла, эмоция - это отношение, возникающее на предвосхищение или реальное удовлетворение - неудовлетворение потребности, достижение цели, мотива.

В. Н. Мясищев (1995) писал, что человек переживает тяго­тение к объекту, выражает устремленность к овладению им, конативную ( от латинского слова "conare" - стремиться, домогаться) тенденцию овладения. А эмоция, проявляя все рас­смотренные функции, участвует в этом процессе. У лично­стного смысла другая тенденция - одухотворение активности; устойчивые личностные смыслы, видимо, превращаются в чувства.

Таким образом, без перечня потребностей и их опреде­ленной представленности в виде мотивов невозможно понять, в связи с чем у человека возникают переживания.

Человек - единство биологического и социального, авто­номного и общественного, поэтому он развивается на основе базовых тенденций: потребности быть (сохранить себя и раз­вить) и потребности подтвердить свое бытие (быть принятым другими). Эти тенденции конкретно проявляются в потреб­ностях в самоактуализации, самоутверждении, в потребности быть Личностью и быть на уровне, потребности иметь смысл в жизни и развиваться, потребности в напряжении и отдыхе, в познании и творчестве, в любви и гармонии и т.п. Очевидно, что удовлетворение этих потребностей будет столь же акту­ально для человека, как и удовлетворение потребности в пище и безопасности. Вот почему так важен акцент на депривации (неудовлетворении, блокировании удовлетворения) разнообра­зных личностных потребностей, что и нашло выражение в формулировке, например, ст. 107 УК РФ: "Убийство, совер­шенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (без­действием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим про­тивоправным или аморальным поведением потерпевшего...".

Однако вид потребности - не единственный критерий при классификации эмоциональных явлений. Анализируя различные подходы, В. К. Вилюнас (1984) выделил ряд пара­метров, которые легли в основание их классификации: модаль­ность - качество (обида, стыд, радость), знак (положительное, отрицательное, неопределенное, амбивалентное, нейтральное отношение), интенсивность (слабая улыбка, гомерический хохот), продолжительность (мгновение счастья, многодневная печаль), осознанность (от осознанных в полной мере до бес­сознательных, причем может не осознаваться не только причи­на переживания, но и то, что оно имеет место), условия возникновения, выполняемые функции, воздействие на организм (стенические - астенические), форма развития (нату­ральные, культурные), уровень проявления в строении психи­ческого (низшие - ситуативные эмоциональные реакции, высшие - предметные или мировоззренческие чувства), психический процесс, с которым они связаны, потребности (инстинкты), предметное содержание и направленность (на себя - на других, на прошлое, настоящее, будущее), особен­ности их выражения, нервный субстрат и другие.

Поскольку субъект - инициатор и носитель активности, хозяин положения, но в проявлении эмоционального не всегда владеет эмоцией, порой эмоция владеет им, следует создать классификацию эмоций, отображающую этот факт. В связи с параметром субъектное™ в ракурсе нашего рассмотрения существенным при классификации является форма проявления эмоционального у субъекта. Таким образом, мы выделяем эмоциональное явление как процесс, как свойство и как состояние (основные формы существования психического).

1. Психическое существует, прежде всего, как процесс -непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результат (состояния и образы, понятия, чувства, решение задачи ...). Психические процессы формируются в ходе изменяющегося взаимодействия (деятель­ности, общения и т.п.) человека с внешним миром.

Параметр субъектности при переживании как процессе (на сознательном уровне) сохраняется: человек испытывает эмоции, может сформировать у себя то или иное отношение ("Влюблен по собственному желанию"), усилить или загасить эмоцию, изменить с помощью психотерапевта или самосто­ятельно свое состояние, превратив его в процесс, пережить ситуацию, событие. Согласно исследованиям Ф. Е. Василюка (1984), переживание может проявиться как особая форма дея­тельности, направленная на восстановление душевного равно­весия, особая деятельность по переделыванию себя в мире и мира в себе .

Рассуждая о динамическом подходе к личности, Л. И. Анцыферова пишет : "Те приемы, которыми пользуются психотерапевты и психоконсультанты, люди постоянно практикуют своей обыденной жизни. Это захватывающая проблема преодоления, решения трудных жизненных задач ..." (Анцыферова, 1994. С.157).

Приведем лишь два приема из психотехники переживаний:

Если вы хотите избавиться или ослабить какое-то нежела­тельное состояние, попытайтесь сделать прямо противопо­ложное - вызвать или усилить его ощущение (Франкл, 1990). Этот прием срабатывает в самых разных ситуациях, а не толь­ко в кабинете психотерапевта, избавляя от заикания, потли­вости, страхов.

Если вы хотите сохранить или усилить какое-то пережи­вание, направьте свое внимание на объекты, людей и дейст­вия, которые вызывают в вас это состояние. Продуктивное влияние этого приема усиливается, если вы начинаете пере­конструировать образ, что приводит как к усилению, так и ослаблению переживаний. Так, например, трудно уговорить себя не переживать обиду, однако в вашей власти представить обидчика в уморительной позе, издающим не менее умори­тельные звуки. Осталось только отметить изменение эмоциональной реакции.

Динамический подход к эмоциям конструктивен, поскольку они возникают в деятельности, зависят от нее, определяются особенностями ее протекания. Так, В. К. Вилюнас (1976) пред­лагает считать ведущими эмоциональные переживания, окрашивающие в образе сами предметы потребности и пре­вращающие их тем самым в мотивы. Эти переживания пред­шествуют соответствующей деятельности. Производные же пе­реживания появляются в процессе деятельности и выражают определенные отношения к условиям, достижениям в ней.

Эмоции зависят от протекания деятельности, деятельность в свою очередь регулируется эмоциями. Так, Я. Рейковский отмечает: "Отрицательная эмоция - сложное явление. Она дез­организует ту деятельность, которая приводит к ее возникно­вению, но зато организует действия, направленные на умень­шение или устранение вредных воздействий. Таким образом, отрицательный опыт содержит в себе элементы как дезорганизации, так и организации... под влиянием отрицательных эмоций формируются акты убегания, нападения или устра­нения негативного фактора" (Рейковский, 1979. С. 45).

Эмоции сигнализируют об обострении потребности - диф­фузное тягостное переживание, общее беспокойство, соответ­ствующее обострению неопредмеченной потребности (Нюттен, 1975),- указывают отвечающий этой потребности предмет или запускают работу сознания "на смысл" (Что лежит за переживанием?), а также информируют о протекании дея­тельности переживанием успеха - неуспеха.

Рассматривая эмоциональное явление как процесс, можно констатировать его начало, обусловленность его протекания (особенности образов отражения или результаты деятель­ности) и окончание. Таким образом, под эмоциональным процессом подразумевается последовательность изменений эмоционального явления.

Ценность динамического подхода заключается не только в произвольном формировании эмоции или ее исчезновении, но и в возможности предвосхищения ее появления и развития. В истории психологии известны исследования Б. Спинозы и Д. Юма, которые изучали протекание самого эмоциональ­ного процесса. Переключение, например, с некоторого эмо­ционального воздействия на причину представляет одну из главных единиц в теоремах Спинозы (1957), положениях об аффектах Юма (1966). Так, у Юма: "Человек, нанесший нам рану или повреждение случайно, не становится в силу этого нашим врагом, точно так же как мы не считаем себя обя­занными лицу, случайно оказавшему нам услугу" (Юм, 1966.С.483), Существенной причиной переживаний является переключение на отношение к нам другого лица: "Замечено, что самую главную часть обиды составляет презрение и нена­висть к нам того лица, которое нас обижает; сам вред, причи­ненный нам, возбуждает в нас не столь ощутимое неудо­вольствие. Точно так же услуга, оказанная нам, приятна главным образом потому, что льстит нашему тщеславию и сви­детельствует о добром расположении и уважении к нам лица, ее оказавшего" (Юм, 1966.С.484).

Сложность анализа эмоционального процесса заключается

только в его "переключениях", но в способности к слиянию эмоций, к образованию сочетаний, разнообразие которых,

словам Спинозы, "невозможно определить никаким чис­лом". Затрудняет исследование эмоционального процесса его протекание на бессознательном уровне, а также то, что процесс характеризуется не только содержательно, но и дина­мическими, энергетическими параметрами. И чем сильнее вовлечен человек в процесс переживания, тем меньше у него возможностей одновременно его изучать.

2. Кроме динамической характеристики психического, позволяющей рассматривать переживание как процесс, суще­ствует другая форма психики - психическое свойство, указы­вающее на устойчивость проявлений психики индивида, их закрепленность и повторяемость в структуре его личности. Здесь имеются в виду, во-первых, индивидуальные, или лично­стные, эмоциональные свойства, такие, например, как несдер­жанность, ранимость, тревожность, бесстрашие, агрессивность и т.д., во-вторых, различного рода эмоциональные акцентуации черт (Леонгард, 1981; Личко, 1983), характеризуемые как "уси­ление степени определенной черты, наделенной определенной напряженностью" (Леонгард, 1981. С.15).

Эмоциональные черты могут быть выражением темпера­мента человека и характеризовать динамику и накал эмоцио­нальных реакций и отношений: равнодушие и страстность, устойчивость и изменчивость, слабость и энергичность, урав­новешенность в эмоциональных проявлениях и т.п.. Они зави­сят от общего типа нервной системы человека, являются врожденными и более или менее постоянными характе­ристиками, выражающими, по Б. М. Теплову, своеобразие его возможностей.

В свою очередь не динамика отношений, а типичное или устойчивое содержательное наполнение отношений, сформи­рованное в онтогенезе, становится системой эмоциональных характерологических черт (доброта, агрессивность, ранимость, эмпатийность и т.п.). Акцентуированными чертами эмоциональности являются черты, выделяемые на среднем фоне . "Речь идет о самом процессе протекания эмоций, о скорости, с которой они овла­девают человеком и затем ослабевают, о глубине чувств" (Леонгард, 1981.С.13). К. Леонгард и Л. Е. Личко не считают личности, обозначенные как акцентуированные, патологи­ческими. Однако они являются избранно уязвимыми к опреде­ленным воздействиям среды своим жестко закрепленным способом реагирования: по тревожному типу "... в виде повышенной возбудимости вегетативной нервной системы, которая, воздействуя на сосудистую систему, может привести к физиологическому чувству стесненности, страха и тоски" (Леонгард, 1981. С.16); по застревающему типу, наиболее существенной стороной которого К. Леонгард считает "...склонность к застреванию аффекта" (Там же. С. 18); по циклическому типу он выделяет аффективно-лабильных, "склонных к постоянным чрезмерным колебаниям настроения как бы между двумя полюсами" (Там же. С.19); у демонстра­тивных личностей эмоциональное проявление -"...выражение чувств, мимика, жесты и тон" (Там же. С.32) - во вне пре­увеличено. Эмотивные личности чувствуют чрезмерно глубоко, "...легко поддаются глубокой растроганности", их реакции сильные, "...когда речь идет о печальных событиях, они необычно сильны также и при радостных" (Там же. С.36), они мягкосердечны, жалостливы. Гипертимические и дистимические личности - личности лабильного темперамента с повы­шенным или заниженным тоном настроения.

Нам представляется, что по фиксированному характеру влияния на человека, на особенности его переживаний акцентуации имеют сходство с эмоциональными состояниями.

3. Психическое и, в частности, эмоциональное явление мо­жет существовать и как состояние. Это определение включает в себя понятие статичности. Это "...временные и вместе с тем целостные психические явления" (Левитов, 1964. С.5). "Термин состояние используется как временное положение, в котором что-то или кто-то находится" (Там же. С.20).

Категория состояния встречается уже у Аристотеля в трак­тате "О душе"' где он подчеркивает неразрывную связь психи­ческого состояния с переживающим его человеком - носителем этого состояния: "Размышлять, любить или ненавидеть -все это нельзя [называть] состоянием мыслящей способности, но того [существа], которое обладает этой [способностью], поскольку это существо ее имеет" (Аристотель, 1937. С.23). Аристотель выделяет страдательность состояния души (ощу­щение - страдательное движение), что важно для нашего анализа.

В. Джеме в своей "Психологии" (1905) характеризует психическое состояние целостностью. Соотношение между состоянием сознания и психическими процессами и качест­вами у него еще не ясно. Однако он высказывает идею: всякий психической процесс рассматривать на фоне общего состоя­ния психики.

Т. Рибо (1900) раскрывает внимание , "уничтожение воли" и аффекты как состояния.

Н. Н. Ланге (1893), называя состояниями эмоции, влечения, аффекты и волевые акты, объясняет их "физиологическим возбуждением внутренних органов тела, как то: мускулов, сочленений, сухожилий, кровеносных сосудов, органов внутренних полостей".

А. ф. Лазурский (1917), упоминая состояния сильного возбуждения чувств, отмечал, что некоторые люди умеют сохранять наблюдательность и объективность в своих сужде­ниях; он писал о состояниях экстаза или навязчивых состояниях как патологических, причем не только у душевнобольных, но и у нормальных людей.

Описание эмоций как состояний можно встретить в трех­мерной характеристике эмоций В. Вундта (1912). Он называл переживания чувствами и писал о состоянии или форме чувств в параметрах удовольствия-неудовольствия, напряжения-разрешения и возбуждения-успокоения,

С. Л. Рубинштейн связывал состояния с эмоциями, называния, например, аффект и процессом и состоянием, подчерки­вал влияние эмоциональных состояний на субъектность индивида: "В тех случаях, когда индивид играет по преиму­ществу пассивную страдательную роль, его эмоции выражают состояние" (1946. С.488).

В. Н. Мясищев писал: "Под состоянием мы понимаем общий функциональный уровень, на фоне которого разви­вается процесс. Состояние может быть возбужденное, подав­ленное, вялое, деятельное, утомленное и т.п. Крайние измене­ния этого фона выступают в их важной роли в психиатри­ческой клинике как самостоятельный предмет исследования, например, когда говорят о маниакальном, депрессивном, оглу­шенном, спутанном и тому подобных состояниях" (Мясищев, 1995. С.17).

П. М. Якобсон определял чувство "как устойчивое отноше­ние, устойчивое психическое состояние" (1958. С.104).

В советской психологии термин "состояние" до работ Н. Д. Левитова (1964 и др.) применялся эпизодически. По Н. Д. Левитову, состояние - "это целостная характе­ристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов..." (Левитов, 1964. С.20). Как состояния он выделял: настроение, эмоцию (особенно страха или гнева), если она продолжительна и имеет известную иррадиацию, аффекты, страсти, а в последующих исследованиях - фрустрацию, тревожность и агрессию (Левитов, 1962, 1964, 1969, 1972).

Таким образом, термином "состояние" подчеркивается временность, целостность, статичность, страдательность или пассивность положения человека, личности, ощущаемость этого положения. Итак, если эмоциональное явление обладает всеми этими свойствами, оно - эмоциональное состояние.

Очевидно, что любое переживание наделено признаками состояния, поскольку оно является "отблеском в сознании субъекта" его внутренних ощущений (удовольствия, неудоволь­ствия, стеснения, напряжения , легкости и т.п.). Кроме этого, любое переживание характеризуется, в основном, непосред­ственным и непроизвольным проявлением и является реак­тивным образованием.