Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Алексеева Л.В. Проблема юридически значимых эмо...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
597.5 Кб
Скачать

Глава 1. Значение исследования эмоций для юридической теории и практики

1.1. Особенности предмета судебно-психологической экспертизы (спэ)

СПЭ как основная форма использования специальных пси­хологических познаний в настоящее время утвердилась в прак­тике расследования, судебного разбирательства уголовных дел, распространяя проблематику с диагностических и идентифика­ционных до прогностических экспертиз.

Основным объектом СПЭ является психика человека. "Различные компоненты, свойства психики (психической деятельности) могут быть предметами СПЭ при условии, если психика соответствующим образом подвергается исследо­ванию" (Коченов, 1980, 1991, С.21).

Чтобы подчеркнуть отличие объекта юридической психоло­гии и, в частности, СПЭ от объекта психологии как теоре­тической дисциплины, Ю. Л. Метелица и С. Н. Шишков (1987) в определение объекта включили особенности психики человека не вообще, а только в юридически значимых ситуа­циях. Это уточнение, на наш взгляд, справедливо, поскольку следствию и суду значима не собственно диагностика особен­ностей психики человека, а наличие или отсутствие у этих особенностей таких свойств, которые определяют их юриди­ческую значимость ( Алексеева, 1991). Такие психологические свойства могут быть представлены в виде трех способностей:

правильно понимать окружающую действительность, осозна­вать значение своих действий, руководить собой. Отметим, что мы определяем их как юридически значимые субъектные способности, поскольку они связаны с проявлением человека как социального субъекта юридически значимой деятель­ности: субъекта преступления, жертвы, свидетеля и других лиц. Такой подход определяется принципами уголовного права (Кудрявцев В. Н. и др.). Понятие "способности", как и "психи­ческие свойства" и "психические состояния", введены как основные экспортно-оценочные категории СПЭ (Коченов, 1991). Данные способности должны диагностироваться при экспертном исследовании психического состояния, т.е. вменяемости (Кудрявцев, 1988 и др.). Они определяются как психологические основания уголовной ответственности (Ситковская, 1992).

В настоящее время экспертное использование специальных психологических познаний не ограничивается СПЭ, они используются в комплексных судебных психолого-психиатри­ческих экспертизах ( Коченов, Цыганкова, 1980; Печерникова, Гульдан, 1985; Кудрявцев, 1988 и др.), разрабатываются идеи судебной патопсихологической экспертизы ( Антонян, Гульдан, 1991). Таким образом, необходимо ограничить и определить специальные знания эксперта-психолога. Это, как следует из анализа мнений современных юридических психологов, "... психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющих юридическое значение, полученные в результате специальной профессио­нальной психологической подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, используемые при расследовании преступлений и рассмотрении уголовных дел в суде в целях содействия установлению истины по делу по основаниям и порядку, определенным уголовно-процессуальным кодексом" (Сафуанов, 1994. С. 52).

М. М. Коченов, разрабатывающий теоретические основы СПЭ, считает принципиально важным, что для использования любых специальных познаний в целях получения новых фак­тов требуется три условия: потребность практики судопроиз­водства в специфических фактах, наличие и достаточно высо­кий уровень развития той области знания, которая способна устанавливать искомые факты, и, наконец, допустимость с точ­ки зрения процессуального законодательства применения их в уголовном процессе.

В настоящее время по мере развития психологии, ее мето­дов и запросов юридической практики продолжает расши­ряться круг вопросов, разрешаемых СПЭ.

"Перечень подвидов СПЭ имеет открытый характер и будет несомненно пополняться по мере развития СПЭ. В настоящее время в него должны быть включены подвиды СПЭ, позволяющие устанавливать:

- принципиальную способность свидетелей или потерпев­ших правильно воспринимать имеющие значение для дела обстоятельства и давать о них правильные показания;

- способность несовершеннолетних обвиняемых полностью (или в иной мере) сознавать значение своих действий и в полной (или иной) мере руководить ими;

- способность несовершеннолетних потерпевших по делам об изнасиловании правильно понимать характер и значение совершаемых с ними действий и оказывать сопротивление;

- способность несовершеннолетних обвиняемых по делам об изнасиловании правильно понимать и оценивать психи­ческое состояние потерпевшей;

- психические состояния (типа аффекта, психической нап­ряженности) в момент совершения противоправных действий, снижающие способность сознавать значение своих действий и руководить ими;

- психические состояния, затрудняющие выполнение про­фессиональных функций при управлении сложными техни­ческими устройствами;

- психические состояния, предрасполагающие к само­убийству, в период, предшествовавший смерти;

- конкретные психологические особенности (черты харак­тера, особенности эмоционально-волевой сферы, упрочив­шиеся мотивы поведения; качества познавательной деятель­ности и т.д.);

- авторство по образцам письменной речи;

- постоянные и переменные роли в группе;

- зависимость формирования личностных особенностей и поведения (мотивации поведения, установок, ценностных ориентации) от влияния социально-психологической атмо­сферы деятельности" (Коченов, 1991. С. 16-17).

Этот перечень позволяет выделить и оформить подвид СПЭ, предметом которого является установление юридически значимых эмоциональных состояний человека, т.е. состояний, снижающих в пределе психологической нормы способности человека правильно понимать действительность, значение собственных действий и/или способность руководить собой.

Известно, что функционирование сознания тесно связано с протеканием эмоций. В теории и практике СПЭ наиболее разработанными являются вопросы диагностики и оценки влияния на сознание и поведение субъекта физиологического аффекта. Хотя среди сильных и глубоких эмоциональных состояний, способных оказать деструктивное влияние на сознание и деятельность, психологи выделяют и ряд других, существенно ограничивающих, но не исключающих проявле­ния юридически значимых способностей. Однако развернутого описания таких состояний в юридической психологии нет, характер и механизм их влияния на конечные формы поведе­ния полностью не известен. Среди таких состояний мы выделили стресс (информационный и эмоциональный), аффект, острое горе и тревожность (беспомощность - безна­дежность), ревность и разного типа состояния фрустрации, а также страсть.