
- •Проблема юридически значимых эмоциональных состояний.
- •Введение
- •Глава 1. Значение исследования эмоций для юридической теории и практики
- •1.1. Особенности предмета судебно-психологической экспертизы (спэ)
- •1.2. Особенности учета и интерпретации особых психических состояний в праве
- •Глава 2. Психология эмоциональных явлений
- •2.1. Выделение феномена эмоций
- •2.4. Классификация эмоций
- •Глава 3 проблема объективности исследования эмоциональных явлений
- •3 1. Разработка объяснительных принципов и подходов
- •3.2. Методы эмпирического и экспериментального исследования эмоций
- •Глава 4. Юридически значимые эмоциональные состояния
- •4 .1. Выделение юридически значимых эмоциональных состояний
- •4.2. Стрессовые состояния
- •4.3. Кризисные состояния
- •4.4. Конфликтные состояния
- •4.5. Фрустрационные состояния
- •4.6. Состояния страсти
- •Оглавление
Л. В. Алексеева
Проблема юридически значимых эмоциональных состояний.
УДК 154 ББК 88.47
А 471
Алексеева Л. В. Проблема юридически значимых эмоциональных состояний: Учебное пособие. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1996. 128 с.
В пособии рассматривается крут вопросов, включенных в область специальных психологических познаний, которые позволяют квалифицировать временные особые эмоциональные состояний лиц - участников криминального события. Предназначено для студентов психологического и юридического факультетов, а также для психологов и сотрудников правоохранительных органов.
Рецензенты:
С. И. Бабицкая - зав. кафедрой психологии и дефектологии областного ИПК, кандидат психологических наук;
В. А. Русских - заместитель прокурора Тюменской области г старший советник юстиции
© Издательство
Тюменского государственного университета, t996
ISBN 5-88081-009-7
Введение
Появление данной работы в первую очередь обусловлено потребностями практики уголовного судопроизводства, накопившей факты, требующие объяснения со стороны психологической науки. Имеются в виду трудности, связанные с квалификацией преступных действий, которые совершались под влиянием эмоционального состояния, не проявляющегося взрывным характером, подобно физиологическому аффекту, но существенно сказывающегося на поведении обвиняемого. Было отмечено влияние эмоционального состояния на активность сопротивления подвергнутого насилию, когда состояние, например, жертвы изнасилования не соответствовало признакам аффекта страха, но глубина эмоционального состояния снижала ее способности анализировать ситуацию и оказывать активное сопротивление.
Судебно-психологические экспертизы, проводившиеся в таких случаях, в своих заключениях диагностировали отсутствие физиологического аффекта, устанавливая существенность влияния эмоционального состояния на сознание и/или поведение подэкспертного. Вот пример из материалов уголовного дела № 88509834, где из постановления о назначении судебно-психологической экспертизы следует: 4 ноября 1988 года около 22 часов в своей квартире гражданка С., после ссоры с мужем - С., изготовила из бельевой веревки петлю и, накинув ее на шею спавшего мужа, задушила его.
В процессе следствия установлено, что С., проживая 11 лет со своим мужем, боролась с его пьянством. Он не имел определенного места работы, "...злоупотреблял спиртными напитками, в связи с чем лечился от алкоголизма в ЛТП, был судим за побеги из ЛТП, пропивал заработанные деньги и вещи из дома", делая ее с детьми жизнь невозможной.
Проводя судебно-психологическую экспертизу по данному делу с целью психологической квалификации эмоционального состояния С., нами было установлено: "Находясь в напряженном ожидании традиционного пьяного дебоша пришедшего мужа, С., войдя в комнату, увидела его спящим. Как показывает она в беседе: "Он лежит, а я смотрю, и такая ненависть меня взяла, готова была в этот момент руками задушить, хоть ножом. Все что угодно. О будущем не думала". Мгновенной реализации замысла не произошло, т.к. она вдруг понимает, что наверняка руками не получится. А значит убьет ее он, когда вырвется. Она пошла в ванную комнату, взяла бельевую веревку и задушила мужа... В беседе она рассказывала: "Когда задавила, послушала - он не дышит. Когда я это сделала, состояние было абсолютного покоя, будто бы я сделала какое-то дело: ни злости, ни жалости к нему, ни страха... Пошла на кухню. У меня, когда стрессовое состояние, - хочется закурить. Я закурила и подумала, что надо сообщить в милицию. Пошла звонить в лифтерную. А потом уже, когда милиция приехала и участковый во 2-м часу ночи пошел вызывать машину, меня стало трясти. Трясло всю и снаружи и внутри дня два..."
На поставленный судебно-психологической экспертизе вопрос: "Находилась ли С. в момент совершения убийства мужа в состоянии физиологического аффекта?" - был дан ответ:
"Состояние, в котором находилась С., не является физиологическим аффектом. Это не аффективное, а фрустрационное состояние, в котором мотив разрешить ситуацию, уничтожить препятствие для нормальной жизни - собственного мужа - был настолько силен, что подавил волеизъявление, ориентированное на социальные нормы".
Вывод судебно-психологической экспертизы дал основание считать совершенный акт убийством в состоянии сильного душевного волнения.
Полное и всестороннее расследование и судебное разбирательство уголовных дел требует исследования и анализа психологических механизмов поведения людей, что включает в себя детальное изучение и диагностику состояния сознания человека в момент правонарушения (Кудрявцев, 1986).
Законодательно учет психологических особенностей состояния сознания был закреплен в признаках ряда преступлений по УК РСФСР 1960 г. (ст. 104, 110) либо в обстоятельствах, смягчающих ответственность (п. 5, ст. 38). В проекте УК РФ (1995) правоведы, отказавшись от понятия "сильное душевное волнение", ввели понятия "состояние аффекта"(ст. 1-04, 111) и "иное временное особое состояние личности (п. з." ст. 61). В УК РФ (1996) используется понятие "состояние внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта)" (ст. 107, 113), предписывается учитывать как "несоответствие психофизиологических качеств требованиям экстремальных условий или нервно-психическим перегрузкам" (ст.28), так и "силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств" (ст.61), "беспомощное состояние потерпевшего" (ст. 111, 131, 132), "причинение психических страданий" (ст. 117), возникновение "длительной психотравмирующей ситуации" (ст. 107, 113).
Таким образом, очевидно, что потребность правоохранительных органов в специальных познаниях психологии, и в частности психологии эмоциональных состояний, возрастет тем более, что данная проблематика охватывает не только уголовное, но и гражданское право (например, при решении вопросов компенсации морального вреда гражданам и др.).
Данное исследование открывает собою цикл работ автора, посвященных проблеме юридически значимых эмоциональных состояний в теоретическом и прикладном аспекте, необходимых для обеспечения полноценного диалога психолога и юриста, для становления профессиональной деятельности юридического психолога, психолога-эксперта.