Механизмы и особенности паники
Обобщение достижений современного научного анализа проблемы массового поведения позволяет выделить наиболее существенные признаки данного феномена. Массовое стихийное поведение (англ, colecive behavior) — термин психологии, которым обозначают различные формы поведения толпы, циркуляцию слухов, паники и прочих явлений. Прежде всего следует отметить, что его характер и направленность зависят и определяются массовым сознанием.
Массовое сознание, как интегративная детерминанта массового поведения, имеет ряд особенностей — высокую динамичность, противоречивость и спонтанность, т.к. формируется и изменяется под действием более широкого и мобильного спектра факторов; значительно зависит от устойчивости интеграции разных действующих факторов и условий; неоднозначно и противоречиво проявляется на индивидуальном, групповом и массовом уровнях.
Стихийное поведение чаще всего является массовой реакцией людей на нестабильность и кризис. Для этой реакции характерно преобладание иррациональных, инстинктивных чувств над осознанными и прагматическими.
Удалось выявить четыре комплекса предпосылок преобразования организованной группы в паническую толпу:
Социальные предпосылки — общая напряженность в обществе, вызванная природными, экономическими или политическими бедствиями: наводнение, землетрясения, неудачное ведение боевых действий, резкое падение курса валюты и т. д.
Физиологические предпосылки — голод, усталость, долгая бессонница, действие наркотиков, алкоголя.
Общепсихологические предпосылки — испуг, удивление, вызванные недостаточной информированностью о вероятной опасности и возможных способах противодействия.
Социально-психологические и идеологические предпосылки — отсутствие высокозначимой, ясной общей цели, действенного лидерства, недоверие к лидерам и слабая степень групповой сплоченности.
Наблюдение и исследования, показывают, что четвертый по счету комплекс факторов, является решающим. В слабо сплочённой группе панику способна вызвать минимальная опасность, при этом типичны ситуации, когда единственным настоящим источником опасности становиться собственное паническое поведение толпы. Высоко сплоченный целеустремленный коллектив, наоборот, способен избежать признаков паники даже при безусловной смертельной опасности.
Обобщенно механизм развития паники выглядит следующим образом:
появление стимула к панике;
сильная эмоциональная реакция отдельных индивидов, которые начинают метаться и сеять панику;
эмоциональное «заражение» окружающих, которые также приходят в паническое движение;
всеобщая паника, которая сопровождается криками тех, кто погибает в давке или паническом бегстве;
восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия.
Меры по предупреждению и ликвидации паники
Меры по предупреждению массовой паники должны опираться на учет ее предпосылок.
Прежде всего, организационная идеологическая и подготовка группы к возможным опасностям, обеспечение эффективного руководства. Все же не всегда такая подготовка возможна, например, при организации массовых уличных мероприятий, в которых участвует множество случайных людей. При этом особое значение приобретает учет физиологических и обще-психологическнх факторов.
Цепь характерных ошибок при организации массовых мероприятий связан с игнорированием общепсихологического фактора паники. Недостаточное информирование участников о возможных опасностях (или, напротив, о безопасности того или иного события), о имеющихся способах защиты подчас приводит к серьезным неприятностям.
Остановить паническое поведение помогает в определенных случаях привычное стимулирование, например, громкое звучание национального гимна, на который люди рефлекторно реагируют стойкой «смирно» или, наоборот, неожиданный интенсивный стимул, такой как - выстрел в закрытом помещении. При этом восстанавливается ситуация - психологический момент, когда лидер может взять на себя рациональное руководство. Наконец, на начальных стадиях паники решающую роль может сыграть удачная своевременная шутка.
Разумеется, что всякое противодействие массовой панике возможно только при наличии группы лиц, сохраняющих присутствие духа и готовых взять на себя руководство. Поэтому грамотная организация массового мероприятия предполагает присутствие соответствующим образом организованных и подготовленных людей. [4]
МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ТОЛПЫ, ПАНИКИ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ СЛУХОВ
Методы изучения толпы, паники и распространения слухов
Специфика феноменов толпы такова, что она крайне затрудняет их изучение. Непредсказуемость и внезапность, с какой они обычно случаются, неопределенность количественных и качественных характеристик и многие другие обстоятельства не позволяют проводить строго спланированных исследований.
Тем не менее, делались попытки разработать объективные методы изучения явлений массового поведения.
Выделяются три группы методов:
К первой относятся методы, широко используемые в экспериментальной социальной психологии при исследовании поведения групп и индивидов в группах. Таким образом, данные некоторых экспериментов показали, что индивиды, находящиеся в составе групп, склонны при определенных условиях идти на больший риск, чем это свойственно им обычно. Механизм распространения ответственности, выявляющийся в этих экспериментах, может служить объяснением криминального поведения, связанного с повышенным риском. Хорошо известные эксперименты Аша (Asha), продемонстрировавшие роль групповой конформности, объясняют поведение отдельных категорий лиц в толпе. Эксперименты С. Милгрэма (S. Milgram) показали неожиданную способность людей к жестоким действиям, если с них снимается индивидуальная ответственность за эти действия. П. Зимбардо (P. Zimbardo) выявил серьезную трансформацию в поведении людей, которые в лабораторно-игровой ситуации исполняли роли полицейских и демонстрантов. А. Бандура (A. Bandura) и Р. Уолтерс (R. Walters) отметили роль подражания агрессивному поведению при наличии соответствующей модели. Выявленные в названных и других экспериментах механизмы поведения в той или иной степени проявляются и в условиях толпы.
Ко второй группе экспериментальных методов следует отнести моделирование поведения. Как уже отмечалось, создать в лаборатории условия, сходные с естественными, практически невозможно. Тем не менее такого рода попытки неоднократно предпринимались.
Так, Н. Мейер (N. Meir), Дж. Менненга (G. Mennenga) и Г. Стольц (Н. Stoltz) попытались в 1941 г. собрать толпы у местной тюрьмы, распространив листовки с сообщением, что «тысячи граждан» штурмуют тюрьму с намерением линчевать преступника, похитившего ребенка. Экспериментаторы затем опрашивали пришедших к тюрьме людей с целью выяснить категории лиц, стремившихся присоединиться к толпе, и их мотивы.
Дж. Френч (J. French) в 1944 г. попытался вызвать панику среди двух групп своих испытуемых, создав впечатление, что в здании начался пожар. Эксперимент не удался, так как паники не возникло, поскольку испытуемые, очевидно, не поверили в реальность опасности. Другие эксперименты аналогичного характера также не дали результатов, поскольку испытуемые не испытывали страха. Г. Келли (Н. Kelley) с соавторами в 1965 г. пытался создать ситуацию, в которой обследуемые испытывали бы реальный страх. В решение групповой задачи «на спасение» испытуемые должны были нажимать на определенные кнопки, отыскав необходимый алгоритм своих действий. При одновременном нажатии на две или несколько кнопок путь к спасению оказывался «забитым», и испытуемые получали болезненный удар током. Этот эксперимент также мало что дал, заключения о том, что паники в условиях спасения людей с ограниченными возможностями можно избежать лишь в случае, когда люди используют эти возможности по очереди, а не все сразу. Таким образом, лабораторное моделирование поведения толпы оказывается пока малоэффективным.
Полевое экспериментирование составляет третью группу экспериментальных методов. Многие эксперименты связаны с изучением поведения реальных групп, их данные лишь в какой-то степени применимы к исследованию толпы. Следовательно, возможности и этих методов весьма ограниченны. Несомненно, что важнейшим источником данных должны быть наблюдения (с использованием технических средств) массовых явлений, возникающих в естественных условиях. Однако ограниченность возможностей и здесь вполне очевидна. [5]
