Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Иорданишвили Андрей - Стоматологическое здоровь...rtf
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
157.3 Кб
Скачать

1.3. Влияние синтетических моющих средств на органы и ткани полости рта

Эффективность организации стоматологической помощи населению, ее планирование и определение потребности в конкретном специализированном виде зависят от распространенности и структуры заболеваемости, обеспеченности врачебными кадрами и других причин [Левкин В.А., 1999]. Сложность решения этих вопросов обусловлена необходимостью комплексного учета большого количества факторов, влияющих на распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний. К числу таких факторов можно отнести неблагоприятные условия производства. Поэтому большое прикладное значение имеют исследования, направленные на изучение влияния определенных неблагоприятных факторов тех или иных производств на состояние здоровья работающих. Исходя из этого, изучение влияния экологических факторов на здоровье человека с позиции врача‑стоматолога относится к числу наиболее актуальных направлений научных исследований по эпидемиологии стоматологических заболеваний [Образцов Ю.Л.,1997].

Особую актуальность эти вопросы приобретают в начале ХХ1 века, характеризующегося переходом стоматологической помощи на рыночную экономику, на страховую медицину.

Следует подчеркнуть, что этот период происходит в условиях усугубляющегося социально‑экономического кризиса, активного становления альтернативных государственным учреждениям стоматологических кабинетов и клиник, ликвидации медико‑санитарных частей и здравпунктов на многих промышленных предприятиях, а также определенного снижения материального уровня жизни населения и его постарения.

В литературе достаточно подробно представлены особенности клинического течения и функционального состояния органов и тканей полости рта у рабочих вредных производств: изопренового каучука [Еремеева Н.В.,1980], лесодеревообрабатывающего комплекса [Левкин В.А., 1999], химической промышленной зоны [Кражан И.А.,1998] и т. п. Относительно детально изучены течение стоматологических заболеваний у летчиков ВВС и гражданской авиации [Иорданишвили А.К.,1998], вертолетчиков [Ковалевский А.Н., 2007], у лиц, работающих на вибрирующих установках [Разгударзи К., 2003].

Несмотря на то, что синтетические моющие средства, а именно моющие порошки, начали выпускать в середине 60‑х годов ХХ века, характер влияния СМС на организм работающего в таком производстве остается не выясненным. В литературе имеются единичные публикации о влиянии СМС на кожу [Петрушина В.И., 1973], конъюнктиву глаз и слизистую оболочку носа [Антонов А.А., 1974; Радионова Г.К., 1975; Догле Н.В., 1979]. Однако влияние СМС на органы и ткани полости рта рабочих такого экопатогенного производства фактически не изучено, а следовательно, не разработаны методы профилактики стоматологических заболеваний у работающих на производстве СМС.

Наиболее близкие к предмету настоящего обсуждения сведения влиянии СМС на органы полости рта представлены в работе И.Г. Иванченко.

В этом исследовании (на большом материале – 282 фасовщика порошкообразных синтетических моющих средств ПО «Ленбытхим» изучалось влияние профессионального контакта СМС на заболеваемость некариозными поражениями твердых тканей зубов, выяснялось влияние СМС на частоту возникновения и интенсивность заболеваний кариесом, определялась сенсибилизирующая активность СМС, а также наиболее вероятные пути поступления аллергена в организм и роль СОПР как возможного места внедрения этого аллергена.

В ходе этого исследования состояния твердых тканей зубов было установлено, что заболеваемость кариесом и его интенсивность у рабочих производства СМС практически не отличалась от аналогичных показателей в контрольной группе обследуемых людей, которые работали контролерами ОТК ПО «Скороход». Так, показатель КПУ работников производства СМС составил 12,2 ± 1,9 при величине аналогичного показателя в контрольной группе 11,1±3,7. При этом было отмечено, что некариозные поражения зубов у фасовщиков СМС встречались в единичных случаях.

Известно, что кариесорезистентность определяется не только состоянием тканей, но и факторами полости рта, в частности ротовой жидкостью, изменения которой отражают нарушения общего состояния организма. Органы и ткани полости рта имеют прямой контакт со смешанной слюной, которая является важнейшей средой для поддержания гомеостаза в ней на протяжении всей жизни. Одним из важнейших свойств слюны является ее защитная функция: механическая, иммунологическая, антибактериальная. Постоянный ток слюны, увлажнение ею СОПР способствуют сохранению и укреплению органов и тканей полости рта в активном функциональном состоянии. Состав и свойства ротовой жидкости находятся в прямой зависимости от функционального состояния малых и больших слюнных желез. Известно, что ряд производственных факторов могут нарушать функции слюнных желез, иногда опосредованно, через влияние на внутренние органы и системы организма, изменяя ее количественные и качественные показатели, а также биохимический состав [Максимовский Ю.М.,1981; Леонтьев В.К. и др.,1981].

Исследование интенсивности слюноотделения у рабочих на производстве СМС выявило симптомы гипосаливации у 35,1 % человек, в то время как в контрольной группе гипосаливация была диагностирована лишь у 10,1 % человек, при этом было замечено, что чем больше человек работал на производстве СМС, тем чаще у него встречаются нарушения слюноотделения. В это же время результаты измерения водородного показателя ротовой жидкости у фасовщиков СМС не выявляли статистически достоверных отличий от такового у рабочих контрольной группы. Следовательно, производственный контакт с СМС приводит к уменьшению интенсивности слюноотделения, но не влияет на кислотность смешанной слюны у рабочих.

Однако в литературе мы не нашли сведений о влиянии производства СМС на состав, свойства и биохимический состав ротовой жидкости, которая, безусловно, играет важную роль в поддержании биологического развития в полости рта и ее гигиенического состояния, возникновении, прогрессировании и рецидивировании основных стоматологических заболеваний: кариеса, болезней пародонта и слизистой оболочки полости рта. Поэтому дальнейшее изучение этого аспекта у работающих на производстве СМС с целью разработки профилактических и лечебных стоматологических мероприятий крайне необходимо.

Более подробно в литературе представлены сведения о состоянии тканей пародонта у работников производства СМС [Иванченко И.Г., 1982]. У фасовщиков СМС патология пародонта встречается в 1,67 раза чаще, чем у работающих вне производства СМС. При анализе данных о связи частоты возникновения различных форм болезней пародонта с началом работы на производстве СМС было выявлено, что 82,37 % фасовщиков СМС связывали возникновение заболевания именно с началом работы в данном производстве, в то время как среди лиц контрольной группы аналогичный показатель составлял 38,18 %.

По формам болезней пародонта наблюдавшиеся рабочие производства СМС и контрольной группы разделялись следующим образом. Основную группу составляли больные, страдающие хроническим катаральным гингивитом – 45,16 % в основной группе, против 20,76 % в контрольной группе.

В литературе отмечено, что клиническое течение гингивита у работающих в производстве СМС имеет свои особенности. У всех лиц, работающих на фасовке СМС, отмечалась интенсивная кровоточивость десен, причем не только при чистке зубов, но при откусывании плотной пищи: хлеба, фруктов, а иногда самопроизвольно [Калашников А.А., 1992; Chen H.A., 1995].

Подтверждая эту клиническую особенность течения хронического воспалительного процесса в тканях десны у работников производства СМС, в литературе приводятся результаты проведения у них пробы

В.И. Кулаженко, которая характеризует функциональную стойкость капилляров. Так, при хроническом катаральном гингивите у фасовщиков СМС значение пробы В.И. Кулаженко было значительно меньше (р<0,001), чем у рабочих контрольной группы при аналогичной патологии пародонта: 23,63 сек против 58,15 сек [Петрушина В.И., 1973, Banozy J., 1979].

При этом клиническое исследование крови у работающих в производстве СМС на его фасовке не выявляло каких‑либо патологических изменений [Иванченко И.Г., 1982].

Необходимо подчеркнуть, что изучение состояния тканей пародонта у работающих на производстве СМС проводилось лишь в 1979–1982 гг. В этот период для систематизации болезней пародонта врачами использовалась классификация пародонтопатий ARPA или ВОЗ 1973 года, которые были построены на принципе выделения трех основных и характерных процессов общей патологии – воспалительных, дистрофических и опухолевых [Иванов И.С., 1989]. Согласно этим классификациям пародонтоз различался на воспалительно‑дистрофическую и дистрофическую формы. Лишь с 1983 года по настоящее время в нашей стране, по решению ХVI Пленума Всесоюзного общества стоматологов, рекомендована для применения в научной, педагогической и лечебной работе терминология и классификация болезней пародонта, четко различающая между собой такие формы, как гингивит, пародонтит и пародонтоз [Свраков Д., Атанасова Е., 1962; Lally E., 1980].

Поэтому данные о встречаемости патологии пародонта во всех публикациях того времени следует соотносить с использовавшейся в то время систематизацией болезней пародонта.

Если патология тканей пародонта у работающих в производстве СМС встречалась в 70,96 % случаев, то у людей контрольной группы – лишь в 42,3 %. При этом если у фасовщиков СМС катаральный гингивит встречался в 45,16 % случаев, а гипертрофический гингивит – в 2,01 % случаев, то аналогичная патология у людей контрольной группы встречалась в 20,76 % и 3,07 % случаев соответственно. Ограниченные пародонтиты встречаются одинаково часто как в основной, так и контрольной группе: в 4,43 % и 4,61 % случаев соответственно. Дистрофическая форма пародонтоза у работающих на производстве СМС не выявлялась, а у людей контрольной группы была диагностирована в 0,78 % случаев. Дистрофически – воспалительная форма пародонтоза выявлялась у фасовщиков СМС и лиц контрольной группы практически одинаково часто – в 1,62 % и 2,3 % случаев соответственно. Воспалительно‑дистрофическая форма пародонтоза почти в два раза чаще встречалась у работающих на производстве СМС, а именно в 17,74 % случаев, в то время как у людей контрольной группы она выявлялась в 10,0 %. Пародонтомы были выявлены только у лиц контрольной группы и то достаточно редко – лишь в 0,78 % случаев. Идиопатические формы болезней пародонта при обследовании работников производства СМС и лиц контрольной группы не диагностированы [Домнин С.Г., Новосёлова Е.А., 1995]. Таким образом, заболеваемость пародонтозом у работников предприятия по выпуску СМС несколько выше, чем у рабочих контрольной группы – 19,36 % против 12,3 % при р < 0,05.

Неблагоприятное влияние СМС на пародонт было подтверждено экспериментальными данными на беспородных крысах‑самках. Ежедневное нанесение СМС в нативном виде на пародонт приводило на 3‑и сутки к острым папиллитам, на 45‑50‑е сутки – острым пародонтитам, сопровождающимся скудным гнойным отделяемым из десневых карманов и патологической подвижностью зубов I степени и их незначительным смещением. К 90‑м суткам происходила хронизация воспалительного процесса в пародонте: гноетечение из зубодесневых карманов прекращалось, гиперемия слизистой оболочки пародонта сменялась синюшностью, а в конце четвертого месяца отмечали появление ретракции десны [Чепига А.Н., 1984].

Гистологически в слизистой оболочке десневого края наблюдались явления акантоза и паракератоза, а также увеличение рогового слоя. В собственной пластинке – лейкоцитарная инфильтрация, отек, полнокровие и разрыв части сосудов. Эти явления нарастали с увеличением срока действия СМС. В эпителии иубодесневого кармана наблюдалось увеличение толщины рогового слоя и лейкоцитарная инфильтрация базального слоя, явления акантоза. При увеличении срока действия СМС эпителиальный пласт отчетливо внедрялся в периодонтальную щель, разрывая круговую связку зуба. При длительном воздействии СМС наблюдалось полное вытеснение периодонтальных волокон эпителием [Чепига А.Н., 1984; Домнин С.Г., Новосёлова Е.А., 1995].