- •Константин Леонидович Писаревский Дмитрий Александрович Клевцов Стратегическая психотерапия, основанная на многоосевой диагностике
- •Аннотация
- •В. Психотический уровень организации личности и его проявления
- •Приложение 3. Отдельные когнитивные профили. Типы личностных адаптаций («девять негритят»)
- •1. Избегающая личностная адаптация
- •2. Зависимая личностная адаптация
- •3. Пассивно‑агрессивная личностная адаптация
- •4. Обсессивно‑компульсивная личностная адаптация
- •5. Параноидная личностная адаптация
- •6. Антисоциальная личностная адаптация
- •7. Нарциссическая личностная адаптация
- •8. Истерическая личностная адаптация
- •9. Шизоидная личностная адаптация
- •Приложение 6. Генносоциограмма
- •1.2. Клиент с симптомами депрессии
- •Стратегия психотерапии клиента с депрессией
- •Конец ознакомительного фрагмента.
7. Нарциссическая личностная адаптация
Ключевое слово для нарциссических личностей – «возвеличивание себя».
Представление о себе. Нарциссические личности воспринимают себя как особенных и уникальных – почти как принцев или принцесс. Они полагают, что занимают особое положение, которое ставит их выше массы обычных людей. Рассматривают себя как лучших и имеющих право на особое расположение и благосклонное обхождение; они стоят выше общепринятых правил.
Представление о других людях. Они считают всех остальных хуже себя, но иначе, чем антисоциальные личности. Они просто воспринимают себя как пользующихся престижем и стоящих выше среднего человека; они расценивают окружающих как своих подчиненных или избирателей. Они ищут восхищения окружающих, прежде всего для подтверждения собственного величия и сохранения своего высокого положения.
Убеждения. Основные нарциссические убеждения: «Так как я особенный, я заслуживаю особых льгот, привилегий и прав», «Я выше других, и они должны признавать это», «Я выше правил».
Условные убеждения: «Если люди не признают моего особого положения, они должны быть наказаны», «Если я должен поддерживать свое особое положение, мне следует ожидать подобострастия со стороны всех окружающих». Инструментальное убеждение: «Всегда стремись настаивать на своем превосходстве или демонстрировать его».
Стратегия. Их главные стратегии состоят в том, чтобы делать все возможное для укрепления своего более высокого положения и расширения своего влияния. Так, они могут добиваться славы, богатства, положения, власти и престижа для постоянного укрепления своего «превосходства». Они склонны соперничать с теми, кто претендует на такое же высокое положение; прибегают к манипулятивным стратегиям, чтобы достичь своих целей.
Так как они стоят выше правил, которые управляют обычными людьми, для них «можно все». В отличие от антисоциальной личности у них отсутствует циничное отношение к правилам поведения; они просто считают себя свободными от них. Рассматривают себя как часть общества, но относят себя к самому высшему слою.
Эмоции. Их основная эмоция – гнев, возникающий, когда другие люди не проявляют восхищения ими или уважения к ним, на что, по их мнению, они имеют право, или же когда люди как‑либо перечат им. Если их стратегиям препятствуют, они склонны впадать в депрессию.
Пример из художественной литературы
Сам Васисуалий никогда и нигде не служил. Служба помешала бы ему думать о значении русской интеллигенции, к каковой социальной прослойке он причислял и себя. Так что продолжительные думы Лоханкина сводились к приятной и близкой теме: «Васисуалий Лоханкин и его значение», «Лоханкин и трагедия русского либерализма» и «Лоханкин и его роль в русской революции». Обо всем этом было легко и покойно думать, разгуливая по комнате в фетровых сапожках, купленных на Варварины деньги, и поглядывая на любимый шкаф, где мерцали церковным золотом корешки брокгаузского энциклопедического словаря. Подолгу стаивал Васисуалий перед шкафом, переводя взоры с корешка на корешок. По ранжиру вытянулись там дивные образцы переплетного искусства: большая медицинская энциклопедия, «Жизнь животных» Брэма, гнедичевская «История искусств», пудовый том «Мужчина и женщина», а также «Земля и люди» Элизе Реклю.
«Рядом с этой сокровищницей мысли, – неторопливо думал Васисуалий, – делаешься чище, как‑то духовно растешь».
Придя к такому заключению, он радостно вздыхал, вытаскивал из‑под шкафа «Родину» за 1899 год в переплете цвета морской волны с пеной и брызгами, рассматривал картинки англо‑бурской войны, объявление неизвестной дамы под названием: «Вот как я увеличила свой бюст на шесть дюймов» и прочие интересные штуки.
(И. Ильф и Е. Петров. «Двенадцать стульев»)
