Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.19 Mб
Скачать
  1. Устная речь оглохших

Люди овладевают устной речью на слуховой основе. Это оз­начает, что у внезапно оглохших речь фонетически правильная, т. е. ей свойственны нормальный темп, ритм, орфоэпическое произношение, слитность, разнообразная интонация. В речи ог­лохших нет аграмматизмов, присутствуют разнообразные син­таксические конструкции. Имеется богатый словарь, активно и адекватно используется многозначность слова. Они активно употребляют в речи пословицы и поговорки, крылатые выраже­ния, фразеологизмы — все то, чем с трудом овладевает иностра­нец, изучающий русский язык, и что практически отсутствует в речи ранооглохших людей или тех, кто не слышит с рождения.

У недавно оглохшего ребенка развитие устной речи (словарь, грамматика, синтаксис) обычно соответствует речи слышащих детей того же возраста.

22

Но постепенно, не слыша собственной речи, т. е. не имея воз­можности контролировать ее звучание, оглохший человек утра­чивает некоторые произносительные навыки нормальную гром­кость голоса (говорит слишком тахо или слишком громко без учета окружающей обстановки)5/вопросительную и восклица­тельную интонацию (речь становится немодулированной, моно­тонной), нормальный темп произнесения (говорит излишне бы­стро, «глотая» безударные окончания слов, предлоги, или, на­оборот, — излишне медленно, растягивая гласные в словах). Нарушается та ритмичность и тот темп речи, которые зависят от содержания высказывания и неразрывно связаны с интонацией. На смену постепенно приходит интонационное, ритмическое и темповое однообразие^ Исчезает выраженное логическое ударе­ние, более равноударно произносятся слова. Может появиться орфографическая речь: о в безударной позиции произносится как о [молоко]; звонкие в позиции оглушения не оглушаются [друг], [встану], [впереди], [автобус]; глухие в позиции озвончения не озвончаются [к другу], [сбоку]; вместо -ца в глаголах звучит -тся, -ться [умывается], [торопиться]; непроизносимые согласные произносятся [здравствуйте], [праздник] и т. д. Голос становит­ся глуховатым, иногда хриплым, иногда высоким. Разрушают­ся аффрикаты ц и ч. Речь качественно меняется.

Все перечисленные изменения могут наступить в речи любо­го оглохшего. Но если у взрослого они не затрагивают ни сло­варя, ни синтаксических конструкций, и только в редких случа­ях появляются дефекты звуков речи, то у оглохших детей все го­раздо сложнее и серьезнее. Прочность речевых навыков зависит от длительности речевого опыта, т. е. непосредственно связана с возрастом: чем старше только что оглохший человек, тем луч­ше у него развита речь, тем устойчивее произносительные навы­ки, богаче словарь, разнообразнее синтаксис. Если у 15-летнего подростка уже закреплены и развиты речевые навыки не только многолетним навыком говорения, но и знанием правил грамма­тики родного языка, и чтением литературы, и восприятием речи других людей с помощью слуха, то слышащий двух-трехлетний ребенок только начинает практически, на основе подражания взрослым, овладевать основной общеупотребительной лексикой, формообразованием слов, закономерностями соединения слов во фразах и т. п.

23

Поэтому с; наступлением глухоты его речь изменяется не только качественно (по типу «лучше-хуже», «громко-ти­хо», «быстро-медленно), но количественно. Число слов в речи оглохшего ребёнка дошкольного возраста уменьшается: забы­ваются слова, сначала пассивного словаря, затем — поздно приобретенные и мало употреблявшиеся; слова-глаголы, так как ребенок в определенной ситуации без них легко обходится; названия предметов, не часто находящихся в поле зрения или внимания.

Чисто количественное сокращение словаря приводит к ка­чественному изменению фразы: упрощаются синтаксические конструкции, из распространенной фраза превращается в про­стую, затем — в однословную назывную и, наконец, подменяет­ся жестом.

Параллелыно с этим процессом происходят количественные и качественные изменения в произносительных навыках: все с меньшей силой произносятся безударные начало и конец слов, на фоне постепенного ослабления артикуляции они «глотаются», исчезают; разрушаются или забываются звуки, сначала позже усвоенные и, следовательно, менее автоматизированные (р, ши­пящие, аффрикаты), затем и другие.

Ребенок с сохранившейся речевой активностью говорит де­фектными фразами, составленными из дефектных слов с дефек­тными звуками. При этом уже имеются изменения голоса, инто­нации, темпа. В его речь не понимают окружающие. Постепенно она становится сплошным неразборчивым потоком звукосоче­таний, все более однообразных.

У детей молчаливых и менее активных речь разрушается бы­стрее.

Качество речи оглохшего ребенка зависит от того, в каком возрасте утрачен слух и в течение какого срока ребенок не слы­шит. Поэтому одна и та же давность глухоты (например, полго­да) сказывается на речи по-разному, в зависимости от возраста оглохшего: у 2-35-летних детей за это время речь может исчезнуть совсем, у четырехлеток она часто становится сплошным нераз­борчивым потоком слогов, у 5-6-летних — сокращается словарь, появляются дефекты произношения, а для оглохших детей 7-8 лет (и старше) срок в полгода может пока еще никак не отра­зиться на качестве речи.

24

По словам Ф. A. Pay, «когда работа речевого аппарата — центрального, проводникового и периферийного — уже настоль­ко автоматизирована, он (речевой аппарат) может функциони­ровать удовлетворительно и без слухового контроля. В таких случаях речь обыкновенно сохраняется на всю жизнь, хотя отсут­ствие слуха все-таки сказывается в постепенном ухудшении ка­чества произношения»1.