Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.19 Mб
Скачать
  1. Остаточный слух

Остаточный слух оглохших характеризуется высоки­ми порогами1, резко ограниченным частотным диапазо-

_______

1 Порог слышимости — это наименьшая интенсивность звука, которая воспринимается человеческим ухом. Зависит от частоты звука и различен у разных людей.

15

ном1, узким динамическим диапазоном2 или его практическим отсутствием. Некоторые оглохшие люди при подаче на ухо тонов аудиометра испытывают не слуховое, а тактильное ощущение, отмечая: «Давит, но звука нет», «Колет, но не слышу», «Режет». Исследование слуха оглохшего представляет собой извест­ные трудности, особенно в первый период после его снижения. С одной стороны, это объясняется состоянием «оглушенности», когда даже доступные звуки проходят вне поля внимания оглох­шего, не являются для него сигнальными, значимьми. С другой стороны тем, что в результате патологического процесса, выз­вавшего глухоту, в слуховом анализаторе нередко наблюдается наличие внутренних шумов, гулов, звонов и прочих звуковых ощущений различной силы. Они могут мешать восприятию вне­шних звуков, маскируя их, могут усиливаться, сливаясь с посту­пающими тонами аудиометра. При этом оглохший не дифферен­цирует собственные и внешние звуки. Если взрослый в процессе тональной аудиометрии может дать отчет о своих ощущениях (например: «Не уверен, что слышу, мешает шум»), то оглохший ребенок отвечает выработанной условной реакцией и на тон аудиометра и на собственные (внутренние, субъективные) гулы и шумы, т. е. дает ответ «Слышу» не только на реальный сигнал, но и когда в наушник из аудиометра звук не подается3. Получе­ние пороговых данных о состоянии слуха предполагает неодно­кратную подачу тонов различной частоты. Когда их интенсив­ность близка к пороговой, оглохший вслушивается, напрягает­ся, что часто вызывает резкое усиление субъективного шума, иногда до такой степени, что дальнейшее исследование становит­ся невозможным. Взрослый в подобных случаях сам просит пре­рвать аудиометрию, а ребенок дает такое количество межсиг­нальных ответов, что правильные реакции среди них выглядят случайными. Вот почему аудиометрические данные, полученные непосредственно после потери слуха и на протяжении всего пе­риода, пока длится состояние оглушенности, являются разноре-

_______________

1 Частотный диапазон слуха — это звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) воспринимаемых тонов по высоте (ча­стоте колебаний), выражаемой в герцах (Гц).

2 Динамический диапазон слуха — это звуковой объем (интервал между порогами слышимости и порогами болевого или неприятного ощущения) воспринимаемых тонов по интенсивности, выражаемой в децибелах (дБ).

3 Это так называемые межсигнальные ответы (межсигнальные реакции).

10

чивыми, нестабильными и, следовательно, ненадежными, ориен­тировочными.

Исследование слуха речью тоже не дает правильного пред­ставления о состоянии слуха оглохшего. Привыкший к нормаль­ному звучанию до потери слуха, он повторяет слово только в том случае, если разборчиво его воспринимает. И если оглохший взрослый или подросток может охарактеризовать то, что и как он слышит (например: «Похоже на слово взмах, но не оно» или «Слышу звуки, даже громко, а ничего не разбираю»), то оглох­ший ребенок в аналогичной ситуации или молчит, или произно­сит «Не слышу». Для него понятие «слышу» является синонимом слов «понимаю», «разбираю». Слышать — для него значит раз­борчиво воспринимать. А утрата слуха или его резкое пониже­ние чаще всего сопровождается таким качественным изменени­ем слуховой функции, как нарушение разборчивого восприятия устной речи. Поэтому, когда оглохший ребенок молчит или го­ворит «Не слышу», — такой его ответ создает ошибочное впе­чатление о недоступности для него подаваемых звуков, и взрос­лые усиливают звуки, которыми пытаются проверить слух ребен­ка. Особенно часто это делают родители, заподозрившие глухоту у малыша. Они кричат ему в ухо, неожиданно для ребенка про­изводят громкие звуки возле его головы, включают такие при­боры, как пылесос, громкоговоритель проигрывателя или маг­нитофона и пр. Известен случай, когда папа-летчик, проверяя, слышит ли сынишка, подал ему в наушник записанный на плен­ку шум авиационного мотора. И все подобные «исследования» проводятся без каких-либо данных о динамическом диапазоне слуха ребенка. Неудивительно, что этих детей потом невозмож­но уговорить надеть наушники, они изо всех сил зажимают ла­донями уши, если взрослый делает попытку что-либо произнес­ти возле ушка. Такое поведение оглохших детей может длиться несколько месяцев. Это значит, что столько же времени будет потеряно для того, чтобы получить хотя бы ориентировочные данные об остаточном слухе ребенка. Это значит также, что на несколько месяцев отодвинется возможность подбора индивиду­ального слухового аппарата, возможность организации адекват­ных занятий на оптимальной зрительно-слуховой основе. Из ска­занного вытекает только одно: нельзя исследовать слух оглохше­го ребенка без специалиста.

17

О принципиальной возможности слухопротезирования мож­но судить, получив при аудиометрическом исследовании данные о динамическом диапазоне слуха оглохшего. Определяя уровень порогов неприятного или болевого ощущения (пороги диском­форта) у взрослого или подростка, врач обязательно объясняет ему цель исследования, предупреждает о характере сигналов, инструктирует, как надо реагировать на эти сигналы. Такая предварительная инструктивная беседа проводится, в зависимо­сти от возможностей восприятия оглохшего, в устной или устно-письменной форме. Для оглохшего ребенка младшего школьно­го и особенно дошкольного возраста это неприемлемо. Прихо­дится говорить не об исследовании порогов дискомфорта, а только о том, испытывает или нет оглохший ребенок неприят­ные ощущения при подаче звуков повышенной громкости. Судить об этом можно лишь по наблюдениям за реакциями ре­бенка, да и то не всегда, так как сами реакции очень различны у разных детей. В ответ на более громкий звук один ребенок улы­бается, и это хороший признак, так как говорит о возможности дальнейшего увеличения интенсивности подаваемых звуков. Другой ребенок может немедленно снять наушники и потом в те­чение длительного времени отказываться их надеть. Третий, не смея ослушаться взрослого, покорно надевает наушники, но при подаче звуков плачет. Четвертый сидит сжавшись, молча, никак не протестуя и не реагируя, но это не значит, что подава­емые звуки для него комфортны.

Опасность звуков большой интенсивности (как тональных, так и речевых) для оглохшего заключается в том, что в некото­рых случаях они могут стать причиной дополнительной акусти­ческой травмы уже пораженного слуха, т. е. стать причиной уменьшения сохранившегося остаточного слуха. Вот почему так важно внимательное, осторожное и бережное отношение к оста­точному слуху, особенно при использовании звукоусиливающей аппаратуры.

В течение последних двух-трех десятилетий возникли и по­лучили практическое применение такие объективные методы медицинской диагностики состояния слуховой функции, как ко­роткие, средние и длинные (медленные) слуховые вызванные потенциалы (КСВП, ССВП, ДСВП), на основе которых судят о реакциях различных уровней слуховой системы; импедансо-

18

метрия, с помощью которой можно определить уровень непри­ятного ощущения; тимпанометрия, дающая представление о со­стоянии среднего уха; отоакустическая эмиссия, говорящая о со­хранности волосковых клеток улитки.

Комплекс исследований, сопоставление всех результатов по­зволяет точно и полно диагностировать слух и, следовательно, адекватно подобрать слуховой аппарат и оптимальный режим его работы.

Существуют также компьютерные программы подбора ин­дивидуальных слуховых аппаратов. Но нельзя забывать, что выдаваемые компьютером рекомендации аппарата и его на­стройки зависят от истинности введенных в него аудиометрических данных пациента. У оглохших состояние пораженного слу­ха во многих случаях бывает нестабильным, аудиограммы, по­лученные в разное время, — противоречивыми. Особенно это относится к детям. Поэтому слухопротезирование не должно производиться по результатам одноразового исследования, не­обходимы наблюдения в динамике.

Наиболее результативным, оптимальным, как показала многолетняя практика, слухопротезирование бывает в тех слу­чаях, когда рекомендованные аппараты и режимы их работы уточняются в процессе педагогических занятий (с ребенком), в течение периода пробного ношения аппарата и тестировании (у взрослых).