Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Миронова Э.В. Обучение внезапно оглохших (детей...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.19 Mб
Скачать

Некоторые общие организационно-методические рекомендации

Главная задача школы слабослышащих, как и любой дру­гой школы — воспитать полноценную человеческую личность, вооруженную знаниями основ наук. Слабослышащие учащиеся должны владеть речью и понимать устную речь. То же относит­ся к оглохшим детям. И хотя задача обучения и воспитания ог­лохших не является отдельной, особой, тем не менее оптималь­ное решение ее достигается особыми педагогическими мерами. Слуховые возможности оглохших несопоставимы со слуховыми возможностями слабослышащих. В школах, где не забывают о том, что основным, наиболее надежным каналом связи оглох­шего с окружающими является зрение, оглохший ребенок адап­тируется к своему состоянию значительно скорее.

В педагогической работе по восстановлению устной комму­никации основным является вооружение оглохшего ребенка средством, с помощью которого он мог бы понимать и, следо­вательно, адекватно реагировать на обращенную к нему (и не только к нему) устную речь родителей, сверстников, педагогов и воспитателей, знакомых и незнакомых людей в различных по­вседневных ситуациях (дома, на уроках, в игре, в транспорте и т. д.). Это значит — сформировать навыки восприятия устной речи на новой, непривычной основе: зрительной, зрительно-слуховой, зрительно-вибрационной. Новая основа, а фактичес­ки — новый способ восприятия устной речи, для оглохшего впредь всегда будет связан с активным использованием зрения, точнее — зрительного анализатора.

Начать надо с элементарных вещей: каждому оглохшему ребенку в классе отводят совершенно определенное место, с ко­торого он мог бы следить за артикуляцией ребят и учителя, даже если последний использует экран (справа от учителя, спиной к окну); каждому педагогу, занимающемуся с оглохшим учени­ком индивидуально, рекомендуется не пользоваться экраном, а строить занятие на зрительной и зрительно-слуховой основе; следует позаботиться о приобретении костных телефонов, что­бы оглохшие дети использовали их на уроках и индивидуальных занятиях для зрительно-вибрационного восприятия. С первого дня пребывания в школе оглохший ребенок должен находиться в зоне особого внимания педагогов. С ним надо заниматься

84

формированием навыков зрительного и зрительно-слухового восприятия устной речи.

Учитель класса и педагог по слуховой работе действуют в тесном контакте, целенаправленно развивая зрительное внима­ние к речи у оглохшего ребенка. Без одобрения не должно оста­ваться ни одно правильно выполненное задание.

Каждый момент общения с ребенком должен быть использо­ван для обучения восприятию. И каждую свою двигательную реакцию в ответ на обращение ребенок должен обязательно «оречевлять». Например: «Покажи, где альбом» — ребенок показы­вает и произносит: «Вот альбом». «Возьми микрофон» — берет микрофон и говорит: «Это мой микрофон». Таким образом без затрат дополнительного времени осуществляется и контроль над пока еще хорошим произношением, и активизация речи ог­лохшего ребенка, главный путь сохранения синтаксически и фо­нетически правильной речи.

На уроках не следует фиксировать внимания детей и само­го оглохшего ученика на его неудачах, если они вызваны слухо­вой недостаточностью. В то же время надо стараться использо­вать выгодные моменты, чтобы подчеркнуть умение оглохшего ребенка правильно сформулировать предложение, сказать что-либо другими словами, верно выполнить поручение. Это важно для него самого и для всех ребят для утверждения его личности в коллективе.

Целесообразно всех оглохших учащихся из разных классов школы передать для индивидуальной работы одному педагогу, так как работа с оглохшими по восстановлению устной комму­никации имеет большую специфику, овладеть которой все педа­гоги школы одновременно не могут. Поначалу один педагог спе­циализируется на работе с оглохшими, овладевает методикой обучения их восприятию устной речи, совершенствуется в этом направлении. В этом случае каждый вновь поступивший в шко­лу оглохший ребенок немедленно попадает в систему необходи­мого ему целенаправленного коррекционного воздействия.

Педагог проводит с оглохшими индивидуальные занятия, на которых формируются и совершенствуются навыки воспри­ятия устной речи; проводит первичные и периодические провер­ки уровня восприятия устной речи; контролирует навыки произ­ношения и занимается их коррекцией; осуществляет связь со все-

85

ми педагогами классов, где учатся оглохшие ученики, для выра­ботки единого подхода и требований к каждому из них; помогает подобрать индивидуальные слуховые аппараты, основываясь на выявленном в процессе занятий наиболее эффективном сенсор­ном способе восприятия; беседует с родителями оглохших детей, давая им установки для закрепления в домашних условиях ре­зультатов работы с оглохшими.

В процессе специальных индивидуальных и фронтальных занятий у оглохших детей формируются умения и навыки, без которых невозможно учиться в школе:

  • различать, опознавать и воспринимать слова, словосоче­тания и фразы;

  • отвечать на обращенную речь,

  • вести диалог по заданной теме;

  • вести разговор с двумя собеседниками;

  • воспринимать диалог со стороны;

  • воспринимать монологическую речь.

Обучение различению и опознаванию речевого материала проводится при ограниченном (закрытом) выборе1, величина которого зависит от уровня возможностей ученика.

На начальном этапе работы при проведении упражнений в различении слов на основе зрительного восприятия (чтения с губ) для максимального облегчения задачи в один выбор дол­жны объединяться слова, во-первых, с разным оральным (рото­вым) рисунком, во-вторых — насыщенные <осорошо видимыми» звуками, т. е. орально выраженными. При различении слов на слуховой или вибротактильной основе в один выбор объеди­няются слова разной слого-ритмической структуры. При разли­чении слов на основе бисенсорного зрительно-слухового или зри­тельно-вибрационного восприятия выбор должны составлять слова с разным оральным рисунком и одновременно различной слого-ритмической структуры.

Речевой материал занятий должен быть доступен оглохше­му по содержанию, соответствовать возрасту, а также активно использоваться в устной речи ученика.

______________________

1 Закрытым выбором называют некоторое количество объектов, о кото­рых испытуемый знает, что именно они предъявляются в качестве стимулов. Закрытый выбор может быть наглядным (предметы, картинки, перечень слов на карточках или на листе бумаги и др.) и подразумеваемым (имена однокласс­ников, предметы дома в кухне и др.).

86

При обязательном учете словаря ребенка педагог в работе с оглохшими использует:

  • вопросы анкетного характера;

  • вопросительные и побудительные фразы, относящиеся к учебной деятельности, бытовой обстановке школы и интерна­та, играм и праздникам;

  • повседневные общеупотребительные фразы, встречаю­щиеся в устном общении слышащих людей;

  • тексты учебников и задания к ним;

  • материал газет и журналов.

Программа по развитию слухового восприятия слабослышащих может выполняться оглохшими детьми на зрительной или бисенсорной (с привлечением зрения) основе. Однако это им доступно лишь в результате специально организованного восста­новительного обучения, после того, как будет достигнут хотя бы удовлетворительный уровень навыка восприятия устной речи (см. главу «Оценка навыков восприятия устной речи»).

К этому же моменту достижения удовлетворительного уров­ня навыков восприятия речи следует отнести и начало специаль­ной работы по устранению у оглохшего стойких дефектов про­изношения, возникших после потери слуха или имевшихся ранее.

Речь оглохшего ребенка, практически не отличающаяся от речи слышащего (особенно у недавно потерявших слух детей), нарушается постепенно. Поэтому, чем быстрее будут сформиро­ваны основные навыки восприятия, тем меньшее отрицательное влияние утрата слуха окажет на произносительную сторону речи оглохшего.

Собственная речь оглохшего с самого начала должна быть под внимательным контролем педагогов. Очень важно пред­упредить возникновение стойких нарушений, а для этого попут­ная коррекция произношения должна осуществляться повсе­дневно. При этом требования к оглохшему должны быть выше, чем требования к основному контингенту школы — слабослышащим детям. Требуя от оглохшего хорошей речи, педагог дол­жен исходить из требований к речи слышащего ребенка, кото­рым совсем недавно был этот ученик. Иначе оглохший потеря­ет те устные навыки, которыми он овладел до потери слуха и которые выгодно отличали его речь в первый период после потери слуха.

87

Словарь, грамматика и синтаксис речи оглохшего должен учитываться педагогом при планировании и непосредственном проведении индивидуальных занятий.

Индивидуальные занятия по обучению оглохшего школьни­ка восприятию устной речи проводятся 3-5 раз в неделю с каж­дым. Продолжительность каждого занятия зависит от возраста ребенка и количества оглохших детей в школе (следовательно, в группе). На занятии формируются умения и навыки чтения с губ, слухо-зрительного и зрительно-вибрационного способов восприятия, проводится тренировка вибрационной и остаточной слуховой чувствительности, работа по коррекции произноше­ния. Используется аппаратура коллективного пользования, тре­нажер, индивидуальные слуховые аппараты.

Групповые занятия проводятся не менее двух раз в неделю. Целесообразно организовать две подгруппы детей, объединив в каждую из них ребят, близких по возрасту (классу). Например, в одной подгруппе — дети младших классов, в другой — стар­шие. Продолжительность группового занятия — от 45 минут до 90 минут. Закрепляются умения в восприятии устной речи, по­лученные на индивидуальных занятиях, формируются новые умения и навыки устного общения в условиях группы. Работа строится на основе чтения с губ, зрительно-слухового и зритель­но-вибрационного восприятия. Аппаратура — та же, что и на ин­дивидуальных занятиях.

Зрительный способ восприятия устной речи (чтение с губ) дает возможность оглохшему воспринимать устную речь собе­седника с разной успешностью, но все-таки не в той мере, в ка­кой с этим справляется нормальный слух.

Остаточный слух оглохшего и его вибрационная чувстви­тельность сами по себе на современном уровне развития отола­рингологии, сурдотехники и сурдопедагогики не могут обеспе­чить оглохшему надежного разборчивого восприятия не только устного речевого потока обычной скорости (11-13 звуков в се­кунду), но и отдельных фраз и слов.

Однако остаточный слух оглохшего, в зависимости от его количественного и качественного состояния, будет оказывать определенную (большую или меньшую) помощь при комплекс­ном зрительно-слуховом восприятии с привлечением адекватно­го слухового устройства. То же можно сказать и о вибрацион-

88

ных ощущениях от звучащей речи: они окажутся весомым под­спорьем для зрительного восприятия в процессе комплексного зрительно-вибрационного восприятия.

Обычно наиболее результативным является комплексный способ, т. е. тот, при котором сочетается одновременная активность двух или трех анализаторов, например, зрения и слуха, зрения, слуха и вибротактильной чувствительности.

Способ, который обеспечивает наибольшую результативность оглохшему в восприятии устной речи на специальных занятиях, следует рекомендовать ему и для постоянного использования. Определяется этот способ на основе периодического учета навыков восприятия речи в конце каждого учебного полугодия.

Обследование уровня навыков восприятия речи у оглохших школьников следует проводить на основе трех способов: зри­тельного (чтение с губ), зрительно-слухового (чтение с губ при одновременном слушании с помощью звукоусиливающей аппа­ратуры) и зрительно-вибрационного (чтение с губ при одновре­менном использовании вибротактильных ощущений от костно­го телефона в руке включаемого в звукоусиливающий прибор). По результатам такой первичной проверки каждого из детей можно с точки зрения взаимодействия анализаторов отнести к одной из следующих групп оглохших.

1-я группа. Использование как слухового, так и тактильно-вибрационного анализатора не дает существенной прибавки к чтению с губ.

По-видимому, с такими детьми следует проводить работу по совершенствованию навыков чтения с губ, а зрительно-слуховое и зрительно-вибрационное восприятие использовать с целью снять излишнее напряжение со зрительного анализатора. На об­щеобразовательных уроках возможен любой из трех способов восприятия.

2-я группа. Использование и слуха и вибротактильной чув­ствительности дает примерно одинаковую прибавку к восприня­тому путем чтения с губ.

Дети этой группы нуждаются в обучении чтению с губ. Кроме того, хороший результат дает обычно в занятиях с ними использование трисенсорного восприятия (зрительно-слухо-вибрационного). На уроках им необходима аппаратура.

89

3-я группа. Использование и слуха и вибротактильной чув­ствительности существенно дополняет чтение с губ, но при этом один из этих дополнительных к зрению анализаторов явно более эффективен.

Всех детей этой группы следует упражнять и в чтении с губ, и в зрительно-слуховом, и в зрительно-вибрационном способах восприятия, однако для использования на общеобразовательных уроках надлежит рекомендовать наиболее эффективный для каж­дого ребенка способ восприятия.

4-я группа. Использование только одного из дополнительных каналов (или слуха, или вибротактильной чувствительности) дает существенную прибавку к чтению с губ, другой канал в это же время или ничего не изменяет, или даже снижает количество воспринятого на основе чтения с губ, т. е. играет отрицательную роль в восприятии устно переданной речи.

С детьми этой группы целесообразно работать по развитию навыков чтения с губ и того бисенсорного способа, который дает прибавку к зрительному восприятию речи. Этот же наиболее выгодный для оглохшего бисенсорный способ восприятия (зри­тельно-слуховой или зрительно-вибрационный) следует обеспе­чить каждому на всех общеобразовательных уроках.

В процессе восстановительного обучения соотношение по­казателей (при очередной периодической проверке уровня навы­ка восприятия) может измениться. В этом случае нужно пере­смотреть содержание упражнений для данного школьника на следующий этап обучения.

Не сразу бывает заметен у оглохших ребят количественный прирост в восприятии речи, но более важным, чем рост цифро­вых показателей, на наш взгляд, является отмечаемое учителя­ми школы, где ведется специальная работа с оглохшими, изме­нение в поведении и настроении детей, их возрастающую актив­ность на уроках, общительность и жизнерадостность. Все они, без исключения, очень любят индивидуальные занятия, не про­пускают их. Младшие дети уже через 2-3 месяца индивидуаль­ных занятий без напряжения умеют следить за ответами товари­щей в классе, хорошо понимают устную речь учителя на уроке, в определенной ситуации.

Старшим учащимся всегда по душе групповые занятия. Здесь они учатся считывать речь с разных губ, терпеливо помо-

90

гают друг другу, начинают осознавать, что каждый из них спо­собен понимать устную речь окружающих. Не мешает их рабо­те в группе разный возраст, разница в годах обучения.

Таким образом, успешность коррекционно-восстановитель-ной работы с оглохшими школьниками всецело зависит от от­ношения педагогического коллектива к оглохшим детям, ориен­тации на их специфику и некоторых изменений в методике ин­дивидуальной работы с ними.