Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Ковалев С.В. - НЛП-Консалтинг. Книга 1 - 2006.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.99 Mб
Скачать

2.3. Методология Восточной версии нейропрограммирования как области профессиональной деятельности

Как известно, успех любой профессиональной дея­тельности определяется осознанием четырех важнейших моментов:

  1. предмета, или материала, с которым мы работа­ем;

  2. объекта, или того, на ком мы работаем с этим материалом;

  1. цели, или того, что с этим хочется сделать, и

  2. с пособа(ов) достижения цели.

Поскольку нейролингвистическое программирова­ние в любой из существующих его разновидностей «рабо­тает» с человеком, предметом НЛП - как, впрочем, и лю­бого направления психотерапии, - является человеческая психика. Используемая при этом модель данной психики во многом определяет то, каким именно образом осуществляются изменения. Так вот, в Восточной версии нейропрограммирования используется такая «карта» внутреннего мира человека, как «яйцо» Р. Ассаджоли (рис. 5).

  1. Низшее бессознательное

  2. Среднее бессознательное

  3. Высшее бессознательное, или сверхсознательное

  4. Поле сознания

  5. Сознательное «я»

  6. Высшее Я

  7. Коллективное бессознательное

Рис. 5

Как оказалось, эта теоретическая модель чрезвы­чайно продуктивна для анализа очень многих областей Восточной версии нейропрограммирования.

Во-первых, с точки зрения предмета (или матери­ала, с которым мы работаем) «яйцо» Р. Ассаджоли позво­ляет довольно легко как бы «развести» предметные об­ласти консалтинга, психокоррекции, коучинга и психо­терапии. Как известно, в современной науке все еще не выработаны соответствующие критерии, хотя в кругу консультантов и психотерапевтов существует некое не­гласное соглашение о том, что психотерапия - это рабо­та с невротиками, а консультирование - работа если и не со здоровыми, то уж во всяком случае не с больными людьми.

Приобретший за последние годы весьма большую популярность коучинг (точнее, та его разновидность, которая именуется коучинг с большой буквы) вообще как бы поглотил в себя и консультирование, и психоте­рапию (а заодно еще и бизнес, и политический консал­тинг). Да так, что ныне все «продвинутые» психологи, психотерапевты и тренеры враз стали коучами (пра­вильнее - коучерами, ибо это англо-американский экви­валент французского слова «кучер», сиречь перевоз­чик), ни на йоту не изменив при этом стиль и характер своей деятельности. Все это, как минимум, несерьезно, так как для выделения новой предметной области в ней должны обнаружиться «различия, порождающие разли­чия» (Г. Бейтсон). А в коучинге в качестве таковых обычно указывают только лишь тотальность (то есть здесь мы занимаемся буквально всем чем придется: всем, что понадобится клиенту) и полевой характер деятельности (а занимаемся мы этим всем не в своем любимом кабинете, а везде, где осуществляется жизне­деятельность клиента), что представляется явно недо­статочным.

Так вот, в Восточной версии нейропрограммирования предметом психотерапии в основном является мате­риал из нижнего бессознательного клиента; консалтинга и психокоррекции - среднего бессознательного; а коучинга, как личного развития человека в нетерапевтическом аспекте, - высшего бессознательного (что, конечно же, не исключает частичного взаимоперекрытия выделенных предметных областей - рис. 6).

Во-вторых, с точки зрения объекта становится яс­но, что основными пользователями НЛП-психотерапии действительно выступают невротизированные неудачники (мы намеренно исключили здесь привычный для нейролингвистического программирования аспект совершен­ства)] НЛП-психокоррекции и консалтинга - преимуще­ственно середняки, а НЛП-коучинга - удачники (точнее, те, кто хотят ими стать). А сам процесс становления внут­реннего благополучия на всем отрезке пути из «лягушек в принцы» протекает по цепочке: