Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
россия в 14-16вв..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
269.31 Кб
Скачать

Глава 6. Россия в XVI в. 1. Социально-экономическое развитие

В XVI в. в состав России вошли огромные и безлюдные просторы Севера, Приуралья, Поволжья, Западной Сибири, шло освоение степного, богатого черноземами Дикого поля, — территории, отде­лявшей Россию от Крымского ханства.

В конце XVI в. России занимала территорию 5400 тыс. кв. км, что составляло 1/6 часть мировой суши. В ходе освоения новых земель в состав России добровольно или по принуждению включались раз­личные нерусские народы, а это усиливало многонациональный ха­рактер страны.

Если территория России росла быстро, то рост ее населения шел значительно медленнее. В стране жили 7 млн человек, и по средней плотности населения 1—5 человек на 1 кв. км Россия отставала от меньших по территории стран Западной Европы. Численность насе­ления, например Испании, составляла 8 млн человек, а Франции — около 15 млн. Средняя же плотность населения в Европе была от 10 до 30 человек на 1 кв. км.

По территории России население распределялось неравномерно. Наиболее густонаселенными были районы от Твери до Нижнего Новгорода и Новгородская земля, особенно ее южные пятины. Здесь плотность населения составляла 5 человек на 1 кв. км. Слабо были заселены окраины страны. На территории от Перми до Иртыша про­живали не более 10 тысяч человек.

В XVI в. активно шли колонизационные процессы. Во второй по­ловине XVI столетия Ливонская война, опричнина, налоговая поли­тика государства и создание государственной системы крепостного права, недостаток плодородных земель в центральных районах стра­ны вызвали перемещение из центра на окраины, где были массивы свободных земель, значительные массы людей. Колонизационные потоки шли из центра на Север, в Приуралье, в Поволжье, на Дон, в Сибирь, в районы Дикого поля. Передвижка населения имела неод­нозначное значение и последствия для страны. Уход на новые земли в поисках лучшей доли, возможность найти там плодородные почвы, Укрыться от феодалов и государства, вырваться из бесправия и нище­ты приводили, с одной стороны, к оттоку из центра обездоленной и недовольной части населения, с другой — вели к их запустению. На окраинах России скапливалась масса социально нестабильных, недо­вольных своим положением людей, резко настроенных против поли­тики, проводимой государством. Поэтому на окраинах начинались практически все антигосударственные бунты и мятежи. В то же время Движение людей на новые территории способствовало их освоению, Росту там сельского и промыслового хозяйства, что в конечном итоге с°здавало основу для развития феодальных отношений вширь (но

вые территории) и вглубь (вовлечение новых масс людей в феодаль­ную зависимость и под жесткий контроль государства).

В XVI в. в стране господствующим хозяйственным укладом оста­валось натуральное хозяйство. Россия XVI столетия распадалась на экономически не связанные между собой территории. Основой эко­номики страны было сельское хозяйство. Центральные районы стра­ны (исторический центр Северо-Восточной Руси) были землями с высоким уровнем земледелия и устойчивой трехпольной системой. В южных районах сохранялась переложная система, а в некоторых районах Севера — подсека. При обработке вновь осваиваемых земель применяли «пашню наездом» (без правильного севооборота). В не­черноземных землях почву унавоживали. Сельское хозяйство разви­валось экстенсивным путем, чему способствовал территориальный рост России и вовлечение в сферу обработки присоединяемых зе­мель.

Основное земледельческое орудие — соха с железным наконечни­ком (ральник) — совершенствовалось. Появилась соха с отвалом, ко­торая при освоении новых земель обеспечивала лучшую вспашку, следствием чего был рост урожая. Основными культурами оставались рожь, овес, ячмень. Реже сеяли также пшеницу, просо, гречиху. В Новгородско-Псковской и Смоленской землях большую площадь занимали посевы льна — культуры, требовавшей мало солнца, но большого количества влаги.

Крестьянское хозяйство в основном оставалось потребительским и работало на удовлетворение потребностей крестьянской семьи в пище, одежде, жилище и создание условий для простого производ­ства. Его расширению препятствовали природно-климатические ус­ловия, малоплодородные почвы, традиционные методы ведения хо­зяйства, в которые крестьяне не стремились вносить существенных новаций. Поэтому крестьянское хозяйство было уязвимо для внеш­них факторов, а также для политики государства. В благоприятных условиях первой половины XVI в. крестьянское хозяйство развива­лось и было устойчивым. Политика опричнины, налоговые тяготы двадцати пяти лет Ливонской войны, неурожаи 60-х гг., эпидемия чумы 70-х гг. болезненно ударили по крестьянскому хозяйству и при­вели к экономическому разорению страны («поруха» 70—80-х гг. XVI в.). «Поруху» удалось преодолеть, и к началу 80-х гг. сложились условия для хозяйственного подъема. Но экстенсивный характер раз­вития сельского хозяйства делал его крайне уязвимым. Три неуро­жайных года в начале XVII в. привели сельское хозяйство к краху, и страна была поставлена на грань катастрофы.

Продуктивное скотоводство было основным занятием населения, проживавшего в Поволжье от Углича до Кинешмы. На Севере и Се­веро-Востоке занимались добычей пушного зверя, рыбной ловлей, солеварением. В районах, малопригодных для развития земледелия, население начинало заниматься торгами и промыслом. В Тверской и Новгородской землях появились непашенные села и торговые села(«рядки»). На базе болотных руд стали возникать центры железодела­тельного производства, например Устюжна Железопольская.

Ремесленное производство развивалось в городах. К концу XVI в. их насчитывалось около 170. В городах проживало всего 2% населе­ния страны. Между городами существовал большой контраст. Самым большим городом России была ее столица Москва, где проживало 100 тысяч человек. Крупными городами были Новгород и Псков (по 30 тысяч жителей). В большинстве городов численность жителей ко­лебалась от 3 до 8 тысяч человек. В 16 городах насчитывалось не бо­лее 500 посадских дворов. Наиболее развито ремесленное производ­ство было в Москве, Новгороде, Твери, Пскове. В ремесле все боль­ше углублялась специализация. В Москве действовал Пушечный двор. Образцом высочайшего мастерства является знаменитая Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым в 1586 г. Ремесло также ак­тивно развивалось в крупных феодальных вотчинах.

В XVI в. ремесленники начинали работать на рынок, и товарное производство стало приобретать значительные масштабы. Но это происходило еще в рамках феодального хозяйства и являлось лишь существенным дополнением к его натурально-хозяйственной основе. Русские города в XVI в. оставались подчиненными верховной власти. В XVI столетии русские города сохраняли значение укрепленных центров феодального властвования.

Горожане несли «тягло» — комплекс натуральных и денежных повинностей в пользу государства (черные посадские тяглецы). В русском городе были земли, принадлежавшие боярам, князьям, мо­настырям. На них находились слободы и дворы, жители которых вы­полняли повинности в пользу своих владельцев и не несли государева тягла (белые слободы). В городах с преимущественно торгово-ремес-ленным населением феодалы создавали свои владения, а деньги, по­лучаемые горожанами в результате своего труда, изымались в виде даней и налогов государством и феодалами.

Политика закрепощения проводилась государством по отноше­нию ко всем категориям населения страны, несшим государево тягло. Государственная система крепостного права, создававшаяся в XVI в., распространялась и на крестьян, и на посадских жителей городов. В XVI в. вечевого права в городах практически уже не было. Там уси­ливалась правительственная администрация. Московская власть ви-Дела в городах один из источников доходов казны.

В XVI в. возросла торговля. Крупнейшими торговыми центрами были Новгород, Холмогоры, Нижний Новгород, Москва. Рост торго­вого обмена был основан прежде всего на естественно-географиче­ском разделении труда. Ведущую роль в торговле продолжали играть Феодалы и монастыри, великий князь. Возрастала в торговле роль ку­печества. Государство предоставляло крупным купцам привилегии, сУдебные и податные льготы. Они нередко становились крупнейши-Ми феодальными собственниками.

Активно развивалась внешняя торговля. Важнейшим ее направ-Лением после присоединения Казанского и Астраханского ханств стало Восточное. Связи с Западом осуществлялись по сухопутным путям через Смоленск и Новгород. В Европу отправлялись из России продукты промыслового и сельского хозяйства, а также лес. В 1553 г. был открыт путь в Англию через Белое море. Внешнеторговым пор­том России стал Архангельск.

Развитие товарного производства, внутренней и внешней торгов­ли способствовали росту товарно-денежных отношений. Крупной си­лой в торговле продолжали выступать феодалы и монастыри, тратив­шие капиталы, получаемые в торговле, на укрепление своих вотчин или превращавшие их в сокровища. Росту товарно-денежных отно­шений в России препятствовало государство, отбиравшее в виде рас­тущих налогов капиталы, появлявшиеся в ремесленном производстве и торговле.

В XVI в. продолжалось развитие феодального землевладения. На него центральная власть обращала главное внимание. Господствую­щей формой землевладения была вотчина. Вотчинами владели бояре, князья, великий князь, митрополит, монастыри. Вотчинники имели податные и судебные льготы (феодальный иммунитет — изъятие фео­дала из общегосударственной системы сбора налогов и суда над кре­стьянами и предоставление ему этих прав). Через иммунитетные пра­ва власть укрепляла собственность феодалов на землю и усиливала подчинение им владельцев вотчин. С середины XVI в. обладание вот­чиной было обусловлено службой царю, поэтому бояре и князья из вассалов великого князя, связанных с ним договорными отношения­ми, превращаются в его подданных.

Потребность в увеличении войска привела к тому, что во второй половине XVI в. форсированными темпами развивалась государст­венная поместная система. Рост поместной системы был связан с не­обходимостью упрочения Российского государства, где общество еще не было структурировано, не было еще условий для внутренней прочности вотчины, а господствующий класс не был силен своей корпоративной сплоченностью, так как не было еще сложившейся системы феодальной иерархии.

Государство на условиях обязательной военной службы наделяло служилых людей землей из тех земель, что были отобраны у бояр в присоединенных к Москве землях. Поместное землевладение росло также за счет раздачи земель черносошных крестьян, которых к кон­цу XVI в. в центральных районах страны почти не осталось.

На окраинах страны существовали различные формы общинного крестьянского землевладения, постепенно осваивавшиеся государст­вом путем раздачи их служилым людям.

Материальное положение бояр и помещиков зависело от госуда­ря. Он награждал их вотчинами и поместьями, назначал на государ­ственные должности. Между боярами и помещиками усиливалась борьба за получение должностей, наград, близости к власти. В то же время их объединяло понимание того, что иметь право на земли с крестьянами могут только люди, несущие службу государю.

В XVI в. сословные группы правящего класса были замкнуты. Принадлежность того или иного лица к своей сословной группе оп­ределялась общностью происхождения от одного предка и службой предков при дворе. В XVI в. не было ни одного законодательного акта, который бы регулировал права и привилегии различных сослов­ных групп и взаимоотношения между ними, что порождало частые столкновения между собой различных сословных групп.

Верхушку формирующейся иерархической структуры в XVI в. представляла группа княжеских и боярских родов (аристократия), ко­торые издавна служили московским князьям. Из них государь назна­чал членов Боярской думы, им раздавались высокие государственные посты. Гарантией господствующего положения аристократии была система местничества. Местничать, т. е. определять свое место на ие­рархической лестнице, могли лишь те роды, которые были записаны в родословный справочник — Государев родословец. При этом учи­тывалась не только знатность и древность рода, но и служба предков и родственников. С середины XVI в. при Разрядном приказе состав­лялись разрядные книги, куда записывались служебные назначения. Существовал Государев разряд, где были систематизированы все све­дения о службе, и на него опирались лица, ведшие местнические споры. Группа знати всегда стремилась сохранить монополию на власть, что делало ее ряды очень сплоченными.

Ниже этой группы были дети боярские «Государева двора», куда входили титулованная и нетитулованная знать, служилые люди, при­ближенные ко двору. Государев двор был замкнутой корпорацией. Его верхушку представляли бояре, окольничьи, представители старо­московской знати, а низы Государева двора составляли из служилых людей, избранных из верхов уездного дворянства и вышедших из служилых фамилий. Дети боярские из Государева двора назначались на более низкие, чем представители аристократии, военные, дипло­матические и административные должности. До 1556 г. (отмена кормлений) они, наряду со знатью, получали кормления и имели доходы с них. Государев двор насчитывал 4000 человек, которые в 1552 г. были записаны в Дворовой тетради (список Государева Двора).

Обычные дети боярские стояли на низшей ступени иерархиче­ской лестницы. Они были организованы в особые территориальные корпорации — «служилые города». Их было 80. Дворяне записыва­лись в эти корпорации по тем уездам, где они владели землей. Члены Дворянских корпораций выходили вместе на службу, определяли по­мещичьи оклады, решали судьбу выморочных поместий.

Вельможная знать и дети боярские составляли группу служилых людей «по отечеству» (происхождению). В XVI в. образовалась группа ЗДужилых людей «по прибору». Они «прибирались» (набирались) по Найму из свободных людей и несли военную и караульную службу. В эту группу военно-служилых людей входили стрельцы, пушкари, Затинщики, воротники, служилые казаки. Формой обеспечения слу­жилых людей «по прибору» были земельные «дачи», которые давали на всех «приборных» людей города. Из этих земель каждый «прибор­ный» человек получал личный участок, с которого он кормился. Без­земельные «приборные» люди получали хлебное и денежное жалова­нье. Но из-за постоянной нехватки у государства денег выплачивали его нерегулярно. Поэтому «приборные» люди вынуждены были зани­маться ремеслами и торговлей, что отвлекало их от службы. «Прибор­ные» люди служили по городам, их служба не была наследственной и считалась низшей по сравнению со службой служилых людей «по отечеству».

В конце XVI в. на Дону появились казачьи общины. Донское ка­зачество складывалось в процессе крестьянской и помещичьей коло­низации Дикого поля. В XVI в. войско Донское как военная и поли­тическая организация только начало складываться и было самостоя­тельно и независимо от Российского государства. Во второй половине XVI в. донские казаки стали использоваться государством для пограничной службы, получая за нее жалованье деньгами, хле­бом, порохом или земельными наделами.

В XVI в. духовенство формировалось как общность людей, живу­щих по своему особому праву и подчиненных управлению и суду ми­трополита и епископа. Но в XVI столетии некоторая часть духовенст­ва еще находилась под опекой государственной власти, не подчиня­ясь суду митрополита и не платя ему налогов. Освобождены от этого они были великокняжескими, а затем царскими «несудимыми грамо­тами». Среди лиц духовного сословия создавался институт само­управления (поповские старосты). После Стоглавого собора этот ин­ститут стал повсеместным.

В XVI в. формировалось городское сословие посадских людей. Его верхушку составляло купечество, а основную массу — «черные посадские люди, делившиеся на «лучших», «середних», «молодших». Посадские люди платили государственные налоги и несли многочис­ленные повинности. Не несли государева тягла жители «белых сло­бод». Самой многочисленной частью «тяглового населения» в России были крестьяне. Они делились на две группы. В группу владельче­ских крестьян входили светские — помещичьи и дворцовые (принад­лежали царю и лицам царской фамилии) и церковные (монастыр­ские, митрополичьи), выполнявшие повинности, платившие налоги и своим владельцам, и государству. Другой группой крестьян были черносошные, платившие налоги государству и выполнявшие в его пользу повинности.

В конце XVI в. государство переходит от политики ограничения крестьянских переходов к созданию государственной системы крепо­стного права. Развитие крепостного права было связано со становле­нием поместной системы и служилых вотчин. Желание служилых людей создать «барскую запашку» из части общинных земель в своих поместьях и вотчинах и обрабатывать ее трудом крестьян-общинни­ков встречало протест крестьянских общин. Чтобы преодолеть сопро­тивление общин и добиться от крестьян работы на барщине, было необходимо усилить их личную зависимость и полностью подчинить феодалу.

Система крепостного права была нужна и государству, дабы оно могло гарантированно получать и с крестьян, и с посадских людей необходимые ему налоги и выполнение повинностей. Поэтому госу­дарство проводило крепостническую политику в отношении всего тяглого населения страны.