- •Глава 5. Складывание единого российского государства в XIV - начале XVI в.
- •1. Предпосылки и особенности образования единого государства
- •2. Русские земли в XIV — середине XV в.
- •3. Объединение русских земель при Иване III и Василии III
- •4. Политический строй Российского государства в конце XV — начале XVI в.
- •Глава 6. Россия в XVI в. 1. Социально-экономическое развитие
- •2. Внутренняя политика в середине и второй половине XVI в.
- •3. Внешняя политика России в середине и второй половине XVI в.
2. Русские земли в XIV — середине XV в.
ХЩ
Московское княжество образовалось в 70-е гг. XIII в. и досталось ^ладшему сыну Александра Невского Даниилу Александровичу U276—1303). В него входили Москва, Звенигород, Руза и несколько Прилегающих к ним волостей. В начале XIV в. оно начало расширяться и усиливаться. В 1301 г. Даниил присоединил Коломну. 1302 г., воспользовавшись распрей между тверским и переяслав-Ким князем, московский князь добился передачи по завещанию без-Детного переяславского князя его княжества Москве. Густо населенное, с богатыми соляными источниками, рыбными ловлями и бортными лесами Переяславское княжество умножило силы московского князя.
В 1303 г. московский князь Юрий Данилович присоединил к Москве Можайск. После захвата Коломны и Можайска в границах Московского княжества оказалось все течение Москвы-реки, находившееся в узле важных торговых путей. В период княжения Юрия Даниловича усилилось соперничество Москвы и Твери. Юрий Данилович женился на сестре могущественного хана Золотой Орды Узбека Кончаке (после крещения она стала Агафьей), получил поддержку Орды и в 1316 г. ярлык на великое княжение. Но тверской князь Михаил Ярославич не согласился с решением Узбека и вскоре начал с Юрием войну. Московский кня:1 ее проиграл, в тверской плен попала Агафья, где вскоре и умерла. Юрий обвинил Михаила в ее смерти. Разгневанный Узбек вызвал Михаила Ярославича в Орду, где тот был казнен. После казни Михаила ярлык был передан от Юрия Даниловича сыну казненного тверского князя Дмитрию Грозные Очи. В 1325 г. Дмитрий, встретив в Орде Юрия Даниловича, убил его, за что по приказу хана был казнен. Ярлык был отдан вновь тверскому князю Александру Михайловичу. Борьба Москвы и Твери за ярлык была борьбой, в ходе которой решался вопрос, кто из них станет центром объединения русских земель.
В Москве после гибели в Орде Юрия князем стал его брат Иван Данилович, вошедший в историю под именем Калита (кошель для денег). Это прозвище Иван получил, видимо, за свое стремление накапливать в Московском княжестве богатства, тем самым усиливая его. Калита проводил крайне сдержанную, осторожную политику. Он был жестким, деловым прагматиком, мастерски вел политическую игру, предпочитая бескровные компромиссы, когда это было возможно, силовым решениям спорных вопросов. Как Александр Невский, так и Иван Калита, заложившие основы политики московских князей, понимали, что для борьбы с Ордой нужно накапливать силы в русских землях. Без регулярной уплаты «ордынского выхода», мирных отношений с Ордой, выполнения пусть и унизительных требований ханов достичь тишины и мира в русских землях было невозможно. Иван Калита и другие московские князья московские задачи увязывали с задачами общенациональными, и при их решении учитывали экономические и политические возможности Московского княжества и других русских земель. Поэтому главной причиной возвышения Москвы была дальновидная и прагматичная политика московских князей, направленная на собрание русских земель, создание Русского государства и борьбу с игом Орды. Одним из крупнейших политических успехов московских князей было привлечение на свою сторону Русской православной церкви. В 1326 г. митрополичья кафедра была перенесена в Москву. Митрополит Феогност после восстания в Твери в 1327 г. сделал окончательную ставку на московского князя. Москва стала духовно-религиозным центром всех русских земель.
В 1327 г. в Тверь был послан двоюродный брат хана Узбека Чол-хан (в русских былинах Щелкан Дюдентьевич) с отрядом. Это было вызвано боязнью усиления тверского князя. Творимое отрядом Чол-хана насилие вызвало восстание тверичей, начавшееся с вечевого схода горожан. Ордынский отряд был перебит, Чолхан погиб.
Иван Калита воспользовался возможностью нанести удар своему основному сопернику. Он отправился в Орду и получил от Узбека поручение наказать Тверь. Калита провел большой отряд ордынцев на Тверь, не дав им громить другие русские земли, и учинил погром Твери и всего княжества, которое надолго после этого было выведено из борьбы. Ярлык на великое княжение получил Иван Калита. Он же первым из русских князей получил право собирать со всех русских земель ордынскую дань и отправлять ее в Орду. После восстания 1327 г. была окончательно ликвидирована система баскачества. Значительные материальные ресурсы позволяли Калите расширять московские земли не только военной силой (присоединение Ростовского княжества), но и путем покупок («купель»), получая у хана Узбека за богатые дары ярлыки на отдельные земли (Галич, Углич, Белоозеро). Политику Калиты, умершего в 1340 г., продолжили его сыновья Симеон Гордый (1340—1353) и Иван Красный (красивый) (1353—1359). Во время их правления в Московском княжестве появились уделы. Но великие и удельные князья действовали сообща, что считалось основой московской политики.
В 1359 г. Иван Красный умер, и московским князем стал его десятилетний сын Дмитрий. Воспользовавшись малолетством московского князя, ярлык на великое княжение в Орде получил суздаль-ско-нижегородский князь Дмитрий Константинович. Во главе Московского княжества фактически встал митрополит Алексей из рода черниговских бояр Бяконтов. Алексей и московские бояре приложили все усилия, чтобы вернуть на Москву великое княжение. В 1366 г., считаясь с возрастающей силой Москвы, Дмитрий Константинович вернул Дмитрию Ивановичу ярлык на великое княжение. Свидетельством превосходства Москвы в материальных и людских ресурсах стала постройка в 1367 г. Московского Кремля из белого камня. Это Усилило Москву и с военной, и с политической стороны не только в борьбе с Ордой, но и с Литвой, ставку на которую сделали в проти-востоянии с Москвой Тверь и другие ее противники в русских землях.
При князе Ольгерде Великое княжество Литовское претендовало на объединение под своей властью русских земель. Три его похода на Москву в 1368, 1370 и 1372 гг. были отражены. Огромную роль в этом Сь'грал каменный Кремль Москвы.
В 1371 г. тверской князь Михаил Александрович получил в Орде яРлык на великое княжение. Дмитрий Иванович отказался признать Тверского князя великим князем и не пропустил Михаила через своиземли в Тверь. Жители Владимира и других городов присягнули на верность Дмитрию Ивановичу. Михаил Александрович не стал обострять отношения, обращаться к Орде за помощью и отказался от ярлыка. Орда, учитывая соотношение сил в русских землях, вернула ярлык Дмитрию Ивановичу. В 1372 г. под Скорнищевым московский князь разгромил войско рязанского князя, который признал старшинство московского князя. В 1375 г. тверской князь вновь получил ярлык на великое княжение. Началась Московско-тверская война. Дмитрий Иванович собрал силы подвластных ему и зависимых от него земель (17 русских князей) и с большим войском подошел к Твери. Через полтора месяца осады тверской князь, которого не поддержали горожане, сдался и признал старшинство московского князя, отказавшись впредь от приобретения ярлыка.
Поход на Тверь стал своеобразной репетицией общерусского похода на Куликово поле. Победа Москвы привела к консолидации общерусских сил для активизации борьбы с Золотой Ордой, где с конца 50-х гг. началась «великая замятия»: частая смена ханов в ходе междоусобной борьбы. Воспользовавшись ослаблением Орды, Дмитрий Иванович отказался платить дань. Пришедший к власти в Орде темник Мамай стабилизировал там положение и начал готовить карательный поход на русские земли.
В 1377 г. на реке Пьяне в Нижегородском княжестве ордынский «царевич» Арапша (Араб-шах) нанес русским войскам из-за их беспечности поражение и опустошил Нижегородскую землю, а затем и Рязанскую. В 1378 г. войска Дмитрия Ивановича на реке Воже в рязанской земле разгромили посланный Мамаем для грабежа отряд Мурзы Бегича. Это была первая победа русских над ордынцами. В Орде всесильный ее правитель темник Мамай продолжил подготовку карательного похода на русские земли. Понимая их возросшую силу, Мамай привлек на свою сторону литовского великого князя Ягайло и рязанского князя Олега.
Летом 1380 г. Мамай выступил к южным границам Рязанского княжества, где ждал похода войск Ягайлы. Узнав в июле 1380 г. о движении ордынцев, московский князь Дмитрий Иванович призвал все русские земли прислать свои полки в Москву и Коломну.
Под знаменем Дмитрия Ивановича собралось примерно 100— 120 тыс. воинов из большинства русских земель. Уклонились от борьбы враждебные Москве тверской и нижегородский князья и бояре Великого Новгорода. Дмитрий Иванович решил в конце августа выступить со своими полками, переправиться через Оку, чтобы не допустить соединения войск Мамая и Ягайлы, и двинуться навстречу ордынцам к верховьям Дона. Узнав о силе русских, Ягайла и Олег не присоединились к Мамаю.
сентября русские войска подошли к Дону. Русские князья на военном совете решили идти в Задонщину и там встретить врага.
ночь на 8 сентября по наведенным через Дон мостам русские полки переправились в Задонщину. Река отрезала им путь к отступлению. На Куликовом поле произошла битва ордынцев с русскими полками. Русские войска одержали победу.
Победа на Куликовом поле в 1380 г. ускорила распад Золотой Орды, ослабила ее иго, вызвала у русских людей духовный подъем. Куликовская битва сделала Московское княжество общепризнанным центром объединения русских земель. Орда уменьшила дань и признала право московских великих князей передавать Великое Владимирское княжение по наследству. Ситуацию в пользу Орды не смог изменить ордынский погром русских земель Тохтамышем в 1382 г.
Став общепризнанным национальным центром складывания единого государства, Московское княжество повело политику государственного объединения. При Дмитрии Донском к Москве были присоединены Дмитров, Стародуб, Углич, Кострома, обширные территории в районе Белоозера, Галича Мерьского и ряд мелких верхнеокских княжеств. Одержав победу над своими противниками, Дмитрий предпринял попытку усиления власти Великого Московского князя. Он ликвидировал остатки городских порядков управления, и горожане оказались под властью великого князя. Дмитрий Донской определил нормы сбора дани с княжеств для уплаты Орде, ввел территориальный принцип формирования ополчений, когда бояре и дворяне должны были служить тем князьям, на территории которых находились их вотчины и поместья (раньше феодал сам выбирал князя, которому хотел служить). Он обязал удельных князей служить «без ослушения» Великому Московскому князю. (Уделы — княжения, которые получали по завещанию сыновья князя в границах его княжения.)
В своем духовном завещании Дмитрий Донской передал сыну Василию Великое Владимирское княжение как «отчину» московских князей без санкции на то Золотой Орды.
Великий князь Василий I Дмитриевич (1389—1425) в 1392 г. откупил у Орды ярлык на Нижегородское княжество и присоединил его к Москве, вслед за ним к Москве были присоединены Муромское и Тарусское княжества. Женившись на дочери литовского кᐽязя Ви-товта Софье, Василий I нормализовал отношения с Литвой. В начале 90-х гг. XIV в. над Русью нависла опасность вторжения войск Тимура Тамерлана. Зᐰвоевания в Средней Азии он продолжил на территории Золотой Орды и, оказавшись в русскихဠземлях, дошел в 1395 г. до Ельца. Навстречу ему вышли войска Василия I, но сражение не со-стоялось. Тимур не хотел затяжной борьбы в русских землях и, удовлетворившись завоеваниями в Золотой Орде, повернул назад. ° 1408 г., ставший после смут и потрясений в Орде ее главой Едигей РещИл заставить Москву, отказавшуюся платить в 90-е гг. дань Орде, новь уплачивать ее. Он совершил поход на русские земли, разорил Многие из них, но Москву взять не смог. Однако Русь вновь стала катить «ордынский выход».
,, В конце XIV в. Василий I попытался ограничить независимость "овгорода Великого, отторгнув у него богатейшую колонию — Двинскую землю. Но сделать этого московский князь не смог. Наступление на Новгород было связано с осложнением в его взаимоотношениях с Москвой. В Новгороде стали усиливаться антимосковские позиции. Влияние Москвы стало распространяться в бассейне реки Вычегды и ее притоков, где жили коми зыряне, на Верхней Каме и реке Чусовой, где жили коми-пермяки.
К концу правления Василия I Московское княжество по своей территории превосходило все другие княжества. Суверенные князья начинали повиноваться московскому князю, а некоторые переходили к нему на службу, становясь его служилыми князьями. Бывшие самостоятельные княжества становятся уездами, управлять которыми в качестве наместников назначаются служилые князья. Таким образом, система управления начинала переходить от местной к общегосударственной. Войска всех княжеств подчинялись великому князю. От имени всех русских земель он вел переговоры с Ордой и Литвой.
После смерти Василия I великим князем стал его сын Василий II Темный (1425—1462). На период правления Василия II пришлась феодальная война (1431—1453). Поводом для нее послужил конфликт внутри Московского княжеского дома. В Московском княжестве еще не установился четкий принцип наследования престола: либо родовой (от брата к брату), либо семейный (от отца к сыну). Когда Дмитрий Донской составлял свое завещание, у Василия I еще не было сына, поэтому по завещанию Донского после смерти Василия престол переходит к его брату Юрию Дмитриевичу. Должно ли быть так и после рождения у Василия сына, из завещания Донского было не ясно.
До 1430 г., пока был жив могущественный дед Василия II литовский князь Витовт, тягаться с которым у Юрия Дмитриевича сил было мало, он признавал старшинство Василия II. Смерть Витовта развязала Юрию руки и началась его война с Василием II. Вместе с Юрием Дмитриевичем выступили его сыновья Василий Косой и Дмитрий Шемяка.
В ходе войны решался вопрос о том, кому из князей быть великим князем и на каких условиях должны строиться отношения московских великих князей с удельными князьями Московского княжеского дома. Это было столкновение сторонников и противников той централизаторской политики, которую вели московские князья.
Великий князь Василий II не раз терпел жестокие поражения в войне внутри русских земель. Его противники не раз утверждались в Москве. Последний раз это произошло в 1446 г. Дмитрий Шемяка, утвердившийся в Москве в начале этого года, использовавший недовольство москвичей тяжелым выкупом за великого князя, в конце его вынужден был ее оставить. Причиной этого стало неприятие в Москве его политики возвращения к традициям феодальной раздробленности. После своего бегства Шемяка еще продолжал борьбу. Потерпев ряд военных поражений, он бежал в Новгород, где в 1453 г. умерПобеда великого князя в феодальной войне означала то, что процесс централизации в русских землях стал необратимым.
После феодальной войны произошли изменения в системе управления. Старые уделы, созданные на родовой основе потомков Калиты, были уничтожены и заменены уделами потомков Василия II (семейная основа). Московское княжество оставалось за великим князем. Продолжился начавшийся при Василии I переход от уделов к уездам в Московском княжестве, а затем в княжествах, к Москве присоединенных. Власть в уездах была в руках служилых князей или бояр московского князя. Их права и привилегии определялись уставными наместничьими грамотами. Все большую роль при Василии II стали играть бояре, возглавлявшие Государев двор. Он состоял из бояр и вольных слуг великого князя. Между великим князем и членами Государева двора существовали военно-служебные отношения. Вольные слуги постоянно или периодически жили при дворе. Включение в состав Государева двора означало пропуск в систему кормления. Ассоциация бояр и вольных слуг была аппаратом власти в Московском княжестве и княжествах, еще не вошедших в его состав.
В середине 40-х гг. XV в. Государев двор состоял из Дворца — хозяйственно-административного органа и Двора — военно-административного органа (ядро вооруженных сил). К исполнению поручений великого князя привлекались бояре, дворяне, служилые князья. Суд по значимости совершенных преступлений переходил от феодала-землевладельца к княжеским наместникам или создавался смест-ной суд (куда входили судьи феодала и судьи князя).
О возросшей силе власти великого московского князя свидетельствует отказ Василия II признать унию православной и католической церквей под главенством Римского Папы, которая была заключена во Флоренции в 1439 г. Митрополит Руси грек Исидор признал унию и был смещен великим князем, и арестован под предлогом заботы о «чистоте православия». Русская православная церковь постепенно выходила из-под власти Константинопольского патриарха. Окончательно самостоятельной она стала после взятия турками Константинополя в 1453 г.
