Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
россия в 14-16вв..doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
269.31 Кб
Скачать

11

РОССИЯ В XIV-XVI вв.

Глава 5. Складывание единого российского государства в XIV - начале XVI в.

1. Предпосылки и особенности образования единого государства

Во второй половине XIII в. в русских землях усилилась междо­усобная борьба между русскими князьями. В этих условиях резко ос­лабла великокняжеская власть. Старые княжества, вынесшие Батыев разгром, дробились. Появлялись новые княжества (Костромское, Тверское, Московское и др.). Прошло еще несколько десятилетий, дабы представители различных социальных слоев русского общества в условиях ордынского ига стали осознавать необходимость прекра­щения усобиц и создания единого государства.

Но для появления и развития тенденций к объединению были не­обходимы политические и социально-экономические предпосылки.

Процесс складывания единого российского государства начина: ется в XIV в. и проходит практически одновременно со складывани­ем централизованных государств в Западной Европе. Образование единых централизованных государств — закономерный процесс. Но, будучи закономерным, процесс образования единых государств про­ходит в разных странах с учетом конкретно-исторических особенно­стей в их развитии. Следствием этого являются особенности, харак­терные для образовавшихся государств. Они определяют и тип госу­дарства, и характер его развития. В значительной мере это зависит от социально-экономических предпосылок и их специфики. Но только социально-экономических предпосылок для начала объединительно­го процесса недостаточно. Для образования единых централизован­ных государств нужны прежде всего соответствующие политические предпосылки. К ним следует отнести наличие сильной центральной власти (королевской — в Европе, великокняжеской — в России) и наличие внешней опасности.

Главной социально-экономической предпосылкой образования еДиных государств в Западной Европе было развитие городов и тор­говли, что вело к постепенному исчезновению замкнутости каждой земли, каждого района.

Королевская власть, опираясь на поддержку городов, дворянства, крестьян, начинает объединительный процесс, в ходе чего создается ^ДИное централизованное государство. В его рамках формируется "УРЖуазия, потому что королевская власть вынуждена была покрови-^ьствовать развитию промышленности и торговли, в которых она ВиДела основу национальной мощи, процветания дворянства, блеска м°нархии. Кроме того, для Западной Европы было характерно господство частного землевладения (сеньории), определенная степень независи­мости феодалов от королевской власти (система вассалитета), срав­нительно мягкие формы крестьянской зависимости. Все это вкупе с относительной политической и экономической свободой городов способствовало переходу к буржуазному обществу. Таким образом, особенностью образования централизованных государств в Западной Европе было то, что объединительный процесс там шел в условиях, создававших возможности для возникновения и развития буржуазно­го общества.

В конце XIII — начале XIV в. в северо-восточных русских землях начался хозяйственный подъем. Сюда от ордынских набегов, литов­ских и польских феодалов под защиту лесов шли крестьяне и горожа­не из южных и юго-западных земель. Миграция населения на Севе­ро-Восток позволила осваивать запустевшие пашни, готовить под пашню новые земли, создавать новые поселения — починки, слобо­ды, деревни и села. Прогресс в сельском хозяйстве осуществлялся за счет перехода к трехполью. Перелог использовался только при освое­нии новых земель. Основным земледельческим орудием оставалась соха с железным сошником. В практику входит унавоживание земли. Пашенное земледелие соединялось с домашним скотоводством, ого­родничеством, добычей соли, болотных руд, бортничеством. На Севе­ро-Востоке Руси активно развивались города, в них росло ремесленное производство. Возобновляется строительство каменных храмов, кото­рое после нашествия Батыя прекратилось почти на полстолетия. Ре­месленники в городах работали в основном на заказ. Господствующим хозяйственным укладом продолжал оставаться натурально-хозяйствен­ный. Город оставался центром своей сельскохозяйственной округи. Рыночные связи между городами были слабыми и служили лишь до­полнением к натуральному хозяйству. Население городов составляло ничтожно малую часть всех жителей.

XIV в. был временем роста княжеского, боярского и монастыр­ского вотчинного землевладения. Он происходил за счет пожалова­ния князем земель, а также новых заимок, покупок, обояривания зе­мель черных крестьян. Развитие вотчинного землевладения разрыва­ло тесные рамки отдельных государственных образований Северо-Восточной Руси. Обеспечение собственности вотчинников на землю, изъятие в виде земельной ренты части малого совокупного продукта, производимого крестьянами в условиях сложных природ­но-климатических условий Северо-Востока Руси, требовало создания единой, сильной центральной власти. Усиливавшаяся великокняже­ская власть начала перестройку структуры феодального землевладе­ния. Она стала вводить условность и служебную обусловленность владения вотчинами. Владельцы вотчин должны были нести обяза­тельную службу великому князю. Переход к служилой вотчине озна­чал ликвидацию правовых норм регулирования светского землевладе­ния периода феодальной раздробленности, выражавшихся в формуле:«Тоби знати своя очина, а мени знати своя очина». В последней чет-верти XV в. возникает и развивается поместье — условная форма зе­мельного держания. Условный держатель земли нес военную службу в пользу своего господина. Условными держателями назывались слу­ги под дворским (дворский — управляющий княжеским или бояр­ским хозяйством). У вотчинников и князей образовывались отряды из таких слуг. Они входили в их двор и именовались дворянами.

Другой социально-экономической предпосылкой был рост борь­бы крестьян и горожан против увеличения феодалами и государством оброков, налогов и повинностей. Рост сопротивления крестьян выра­жался в самых разнообразных формах — от восстаний до переходов крестьян от одного феодала к другому, а горожан из одного посада в другой, требовал усиления центральной власти, которая обязана была защищать интересы государства, собственность феодалов на землю, обеспечить возможность получения ими земельной ренты.

На Северо-Востоке Руси были неблагоприятные для земледелия природно-климатические условия с кратким для земледельческих ра­бот временем. Кроме неблагоприятных природно-климатических ус­ловий, на Северо-Востоке Руси преобладали малоплодородные поч­вы. Даже высокие темпы работ, крайнее напряжение трудовых уси­лий, не позволяло крестьянской семье в этих условиях выполнять в короткие сроки в полном объеме весь цикл сельскохозяйственных работ. Крестьянское хозяйство вынуждено было держаться за общи­ну, которая оказывала всестороннюю помощь отдельным крестьян­ским хозяйствам в критических для их жизни и деятельности случаях. В сохранении общины были заинтересованы также феодалы и госу­дарство, которые, имея дело с ней, могли получать оптимальную часть производимого в общинах малого совокупного продукта в виде оброков, налогов и повинностей. В то же время крестьянская община была не только организатором сельскохозяйственного производства и обеспечения порядка на своей территории, но и оплотом сопротив­ления крестьян росту эксплуатации со стороны феодалов и государ­ства.

Крестьяне, жившие испокон веков в общинах, считали землю, на которой они работают, своей землей, а не землей феодала, за пользо­вание которой они были обязаны платить ренту. Поэтому для феода­лов важно было добиться укрепления своей собственности на землю, Дабы крестьянин видел в феодале земельного собственника. Сделать ЭТо было возможно путем мощного внеэкономического принужде-Ния- Только крепостное право, укрепив узы личной зависимости Рестьян, могло обеспечить феодалов рабочими руками, а государ-Тво налогоплательщиками, дать им возможность увеличивать часть °лучаемого ими малого совокупного продукта, производимого не-сРедственными производителями. Крепостное право способство­вало подчинению крестьянских общин, расшатывало их как элемен-кРестьянской свободы, создавало феодалам возможность изымать у крестьян ренту не только продуктами, но и через полевую барщину.

Пока существовала феодальная раздробленность, закрепление крестьян было невозможно. Для этого нужна сильная единая власть, мощный государственный аппарат. Следовательно, закрепощение не­посредственных производителей было еще одной важной социаль­но-экономической предпосылкой объединительного процесса в рус­ских землях.

Следовательно, особенностью Российского государства было то, что оно образовывалось как государство феодальное, на основе роста феодального вотчинного и создания поместного землевладения, ук­репления собственности феодалов на землю, закрепощения крестьян и борьбы с усилением их сопротивления росту эксплуатации и закре­пощения. Для России не следует переоценивать такой стимулирую­щий фактор объединения, как «рост городов и развитие торгово-эко­номических связей». В России он не имел такого значения, как в За­падной Европе.

В землях Северо-Восточной Руси города в отличие от Западной Европы не стали центрами товарного обращения, они оставались центрами земледельческой округи и мало нуждались в связях друг с другом или были центрами феодальной государственности. Русский город в отличие от западноевропейского был подчинен центральной власти, удален от морского побережья и международных торговых путей. Русские города весьма часто подвергались набегам ордынцев, а средства, накапливающиеся в них, изымались великокняжеской властью в виде государственных налогов и для уплаты «ордынского выхода».

Торговля в XIV — XV вв. в основном была сосредоточена в руках крупных светских феодалов и монастырей. Она была связана прежде всего с промысловым и сельским хозяйством. Деньги, накапливав­шиеся в торговле, поступали в виде пошлин и даней в княжескую казну. Светские феодалы и монастыри тратили деньги от торговли на покупку земель, обращали их в сокровища, вкладывали в ростовщи­чество, а не в производство или развитие. Конечно, имевшие место в русских землях торговые связи содействовали в определенной мере общению между собой отдельных земель и княжеств. Однако они не имели того удельного веса в экономике, какой имела торговля в За­падной Европе.

Преобладание в русских землях государственно-феодальных форм (служилые вотчины и поместья, великий князь — верховный собственник всех земель в государстве), закрепощение крестьян и го­рожан, города, подчиненные государству, затрудняли в России пере­ход к буржуазному обществу, консервируя господствующие феодаль­ные отношения.

В русских землях шла форсированная политическая централиза­ция, не подкрепленная экономической централизацией. В объедине-нии русских земель главную роль играли политические факторы: необходимость свержения ига Золотой Орды, защита русских земель от притязаний Литвы и Польши на Западе. Носителем форсированной политической централизации выступала великокняжеская власть.

Ускоренная политическая централизация, проходившая на фео­дальной основе, не подкрепленная социально-экономической базой, малый объем производимого совокупного продукта, необходимость его жесткого изъятия привели к тому, что в России сложился и раз­вивался иной тип государства — самодержавно-крепостническое го­сударство с деспотической властью монарха, крепостной зависимо­стью крестьян и посадских людей и господствующего класса феода­лов (служба государству), всесилием и всевластием государства в политическом, экономическом, культурном и общественном разви­тии.