
Практическое занятие 6
Работа над выразительностью речи
План занятия
Средства языковой выразительности.
Уместность использования тех или иных языковых средств в тексте; ошибки, которых следует избегать.
Цель занятия — научиться делать выступление запоминающимся.
Речь, состоящая из сухих слов и
бесцветных выражений,
скучна и пресна, как несоленый суп.
X. Леммерман
1. Средства выразительности речи
Для того чтобы речь была выразительной, используют различные языковые средства: слова с различными дополнительными, чаще оценочными, значениями, среди которых следует обратить особое внимание на синонимы, антонимы, фразеологизмы, а также ряд специальных стилистических средств и приемов (тропы и фигуры речи).
Обратите внимание! Выразительная речь лучше запоминается слушателями. Кроме того, информация выразительной речи в меньшей степени проверяется ими с точки зрения ее правдивости, т. е. соответствия реальному положению вещей.
Е
м
Синонимы (греч. synonymos — одноименный) — слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской, или и тем и другим (скорый, быстрый, проворный, стремительный).
Антонимы (от греч. anti — против + опута — имя) — слова, имеющие противоположные значения (гордость — стыд, присутствовать — отсутствовать).
Фразеологизмы (идиомы) — устойчивые, обычно образные словосочетания, воспроизводимые в виде готовой единицы (ломать голову, валять дурака).
Задание 1.
Прочитайте текст. 1. Выпишите любые 5 из подчеркнутых слов и подберите к ним синонимы. 2. В каждом ряду синонимов отметьте знаком плюс (+) слова с положительной оценкой, знаком минус (-) — слова с отрицательной оценкой, буквой «н» — стилистически нейтральные слова. 3. Расставьте слова в синонимическом ряду по степени увеличения интенсивности действия, признака там, где это возможно. Объясните свой выбор.
В начале прошлого века знаменитый французский физик, астроном, математик, естествоиспытатель, а также дипломат Доминик Франсуа Араго, сменивший в жизни своей множество постов, начиная с директора обсерватории и кончая членом временного французского послереволюционного правительства 1848 года, написал очень интересную книгу. Название ее, как отмечают многие, напоминает морское проклятье — «Гром и молния», да и содержание – в большой мере — проклятье небесам, насылающим на беззащитное население бесчисленные кары в виде громов и молний. Книга содержит несметное количество фактов, относящихся к разновидностям молний и громов, которых Араго насчитывает сотни — редкая наблюдательность!
(Карцев В. Приключения великих уравнений.
М., 1970)
1)
2)_______________________________________________________
3)________________________________________________________
4)________________________________________________________
5)__________________________________________________
Задание 2.
Прочитайте текст. Подчеркните слова, с помощью которых автор создает положительный образ американского физика Р. Вуда.
Когда Роберт Вуд занял в 1897 году скромный и плохо оплачиваемый пост младшего преподавателя физики в Висконсинском университете, в Мэдисоне, он был
молодой человек, на двадцать девятом году жизни, женатый, с двумя детьми... и он не имел никакого представления о той специальной отрасли физики, которая должна была впоследствии принести ему величайшую славу. Но хотя он еще ничего не знал в области физической оптики, в области физики в целом он был уже смелый экспериментатор и сразу же начал революционизировать технику студенческих лабораторий в Мэдисоне.
Все это началось весело, серией «цирковых» лекций, на поучение и на радость студентам, и закончилось... миражами и ураганами. Идея, что он сам, как всемогущий бог природы, сможет создать эти явления, пришла ему в голову предыдущим летом, в Сан-Франциско, когда он заметил превосходный мираж на городском тротуаре, на вершине холма, откуда можно было смотреть вдоль длинного участка сильно нагретой мостовой на фоне неба. Казалось, что мостовая залита водой, в которой были ясно видны перевернутые отражения пешеходов... Чтобы устроить себе миниатюрный оазис и настоящие песчаные ураганы, он добыл четыре плоских железных листа, длиной около четырех футов и шириной восемь дюймов. Он положил их концом к концу, укрепив на железных подставках — получилась длинная, плоская горизонтальная площадка, которую он посыпал песком. На дальнем конце ее было укреплено зеркало, которое отражало изображение неба за окном. Ряд миниатюрных гор и несколько пальм, вырезанных из бумаги и размещенных на песке перед зеркалом, изображали горизонт пустынного ландшафта, который снизу обогревался рядом маленьких газовых горелок под железными листами — вместо солнца, светящего сверху. Будет ли установка действовать в таком масштабе? Он зажег горелки и начал наблюдать. Горы и пальмы давали отчетливый силуэт на ярком фоне неба, но вдруг перед ними появилась сверкающая поверхность воды — у самого подножия гор. Если поднять глаза на дюйм или два над уровнем песка, озеро исчезало — но опять появлялось, как только глаз приближался к поверхности «пустыни» — точь-в-точь как настоящий мираж, если вы поднимаетесь на холм. Затем «озеро» увеличилось и в нем появилось отражение гор, «и, если опустить глаз еще ниже, подножие гор исчезало в кажущемся озере, которое обращалось в целое наводнение». Не надо говорить о том, что студенты были поражены — только что не кричали от восторга, и с этой поры новый профессор стал их любимцем.
(Сибрук В., Вуд Р.: Современный чародей физической лаборатории. М., 1980. С. 35)