Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Агаев.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
654.34 Кб
Скачать

6.1. Сущность финансового оздоровления предприятия

6.1.1 Понятие и поря­док введения финансового оздоровления в отношении не­платежеспособ­ного должника

В настоящее время существенная часть предприятий России находится в за­труднительном финансовом состоянии. В большинстве случаев ухудшающее­ся положение предприятий связано с неэффективной деятельностью систе­мы управления предприятием в целом и, в частности, таких ее подсистем, как управление производством, финансами, маркетингом, персоналом.

Взаимные неплатежи между хозяйствующими субъектами, высокие на­логовые и банковские процентные ставки приводят к тому, что предприятия оказываются неплатежеспособными.

С целью принятия мер по предотвращению кризисных ситуаций, в том числе - для восстановления платежеспособности предприятия и стабилиза­ции его финансового состояния, вводятся такие процедуры банкротства, как финансовое оздоровление и внешнее управление. Эти процедуры банк­ротства относятся к так называемым реабилитационным или реорганизаци­онным процедурам, поскольку направлены на сохранение должника в каче­стве участника экономических отношений.

Внешним признаком финансовой несостоятельности предприятия является приостановление его текущих платежей и неспо­собность удовлетворить требования кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

С точки зрения закона. Финансовое оздоровление — новая процедура конкурса, не известная ни закону «О несос­тоятельности (банкротстве) пред­приятий» 1992 г., ни закону «О не­состоятельности (банкротстве)» 1998 г.

Новый закон «О несостоятель­ности (банкротстве)» вступивший в силу 03.12.02, содержит целую главу, включаю­щую в себя 17 статей, нормы ко­торой регламентируют осуществ­ление финансового оздоровления в рамках конкурсного процесса.

Финансовое оздоровление - восстановительная процедура, цель которой - выведение предприятия из кризиса путем сохранения его руководства (активность которого ограничивается) и осуществления периодических выплат кредиторам, результатом которых является пол­ное исполнение всех обязательств. В рамках финансового оздоровле­ния не проводятся активные эконо­мические мероприятия, не осуще­ствляется продажа бизнеса в соот­ветствии с какими-либо специаль­ными правилами (это возможно только в общем порядке в соответ­ствии с ГК РФ).

Сущность финансового оздо­ровления в том, что эта восстано­вительная процедура применяет­ся к таким субъектам, которые в принципе способны в течение опре­деленного времени (не более 2-х лет) расплатиться с кредиторами, но не могут сделать этого сразу.

Общие правила подачи хода­тайства о введении финансового оздоровления, которые конкрети­зируются ст. 77-80 Закона, опре­делены нормами ст. 76 Закона. Финансовое оздоровление вво­дится арбитражным судом в отно­шении должников, которые спо­собны в течение определенного времени удовлетворить все требо­вания кредиторов. Определение о введении финансового оздоровле­ния суд выносит по решению со­брания кредиторов при наличии ходатайства лиц, указанных в Зако­не о банкротстве, либо по собственной ини­циативе.

Стадия финансового оздоров­ления не является обязательной; оно может быть введено при нали­чии определенных предпосылок. Эта стадия следует за процедурой наблюдения и может предшество­вать внешнему управлению либо конкурсному производству. На этапе финансового оздоровления возможно и заключение мирового соглашения.

Ходатайство о введении фи­нансового оздоровления могут по­дать следующие субъекты:

• должник - посредством действий руководителя, основан­ных на решении вышестоящего органа юридического лица - кор­порации либо органа, уполномо­ченного собственником имуще­ства должника - унитарного предприятия;

• учредители (участники) юридического лица-должника - принимая решение на общем со­брании учредителей (участников);

• любой из учредителей (уча­стников) юридического лица-дол­жника - в этом случае он будет выступать как третье лицо;

• орган, уполномоченный собственником имущества долж­ника — унитарного предприятия (по сути, это будет решение долж­ника, поскольку речь может идти только о полномочиях действо­вать от имени должника);

Статьи и комментарии

• третьи лица (т.е. любые субъекты: как любой из кредито­ров либо участников, так и субъек­ты, таковыми не являющиеся, а имеющие определенную заинтере­сованность к судьбе должника).

Названные субъекты по обще­му правилу обращаются с ходатай­ством к первому собранию креди­торов, для чего оно должно быть направлено временному управляю­щему и в арбитражный суд как ми­нимум за 15 дней до даты проведе­ния первого собрания кредиторов. Буквальное толкование указанного положения п. 2 ст. 76 Закона позво­ляет сделать вывод о том, что несоб­людение императивного требова­ния о направлении ходатайства двум субъектам — управляющему и суду — влечет отказ суда в рас­смотрении этого ходатайства, и на практике такие ситуации встреча­ются. Однако в данном случае пред­ставляется целесообразным приме­нить расширительное толкование с тем, чтобы в случаях несоблюдения сроков направления ходатайства (управляющему — за 15 дней; суду — в день рассмотрения дела) оно все равно подлежало рассмотре­нию. На практике возникают ситу­ации, когда ходатайство будет пода­но менее чем за 15 дней и самому временному управляющему. Пред­ставляется необходимым вырабо­тать механизмы, позволяющие рас­сматривать такие ходатайства, если они соответствуют всем предъявля­емым требованиям. Очевидно, в данном случае возможен и про­тивоположный вариант толкова­ния — в целях определенности повестки дня собрания необходи­мо ввести определенные ограни­чения для должника и отклонить ходатайство о введении финансо­вого оздоровления, даже если они не соответствуют единственному (притом формальному) требова­нию, связанному с соблюдением 15-дневного срока. Временному управляющему направляется ходатайство с прило­жением всех необходимых доку­ментов (названных в ст. 77—78 За­кона), при этом возникает обязан­ность управляющего предоста­вить кредиторам возможность ознакомления с названными доку­ментами. Представляется, что в целях исполнения этой обязанно­сти управляющий должен проин­формировать каждого кредитора о месте (и, возможно, времени), где с документами, связанными с вве­дением финансового оздоровле­ния, можно будет ознакомиться. При неисполнении управляющим обязанности о предоставлении кредиторам возможности озна­комления с документами любой из кредиторов может поставить воп­рос об ответственности управляю­щего (в соответствии со ст. 25 За­кона), в частности, о возмещении причиненных этим убытков.

Ходатайство о введении фи­нансового оздоровления может быть обращено не к собранию кре­диторов, а к арбитражному суду только в случаях, прямо названных в Законе о банкротстве.

Как упоминалось выше, от­дельные нормы Закона конкрети­зируют требования, предъявляе­мые к ходатайству о введении фи­нансового оздоровления, исходя­щему от учредителей (участников) должника - корпорации либо собственника имущества унитар­ного предприятия (ст. 77 Закона) и от третьих лиц (ст. 78 Закона).

Для рассмотрения вопроса о целесообразности введения фи­нансового оздоровления созывает­ся общее собрание учредителей (участников) корпорации, на кото­ром осуществляется голосование большинством голосов лиц, уча­ствовавших в собрании.

На собрании могут быть рас­смотрены, в частности, следую­щие вопросы:

• о выполнении руковод­ством должника своих обязаннос­тей (если участники придут к вы­воду о том, что руководитель дей­ствовал недобросовестно либо не­достаточно квалифицированно, его полномочия могут быть до­срочно прекращены; соответ­ственно собрание изберет нового руководителя);

• о конкретных сроках, в те­чение которых требования креди­торов могут быть удовлетворены, и порядке их удовлетворения (гра­фик погашения задолженности);

• о мероприятиях, которые планируется провести в рамках финансового оздоровления (план финансового оздоровления).

Пункт 3 ст. 77 Закона устанав­ливает право участников, голосо­вавших за введение финансового оздоровления, предоставить обес­печение исполнения должником обязательств в соответствии с гра­фиком погашения задолженности либо организовать предоставление обеспечения. В последнем случае, очевидно, имеется в виду догово­ренность участников с третьим ли­цом о предоставлении обеспече­ния. Конкретные способы обеспе­чения исполнения обязательств названы в главе 23 ГК РФ, при этом в соответствии со ст. 329 ГК РФ перечень способов не является ис­черпывающим: иные способы обеспечения исполнения обяза­тельств могут быть предусмотре­ны законом либо договором. Однако необходимо учесть, что ч. 2 п. 1 ст. 79 Закона запрещает использование таких способов, как удержание, задаток, неустойка.

Следует обратить внимание на то, что вопрос о предоставлении обеспечения решается участниками, голосовавшими за введение финан­сового оздоровления, следовательно, остальные участники не могут как-либо этому воспрепятствовать.

К сожалению, Закон не решает важный практический вопрос о порядке действия в ситуации, когда разные участники настаивают на предоставлении различных, спо­собов обеспечения, причем к соглашению о выборе способов прийти не удается. Думает­ся, что в такой ситуации вопрос об обеспечении может быть постав­лен на голосование; при этом до­пустимо сочетание различных спо­собов обеспечения, предложенных разными участниками.

Намерение участников юриди­ческого лица ввести финансовое оздоровление оформляется реше­нием собрания участников об об­ращении к первому собранию кре­диторов о введении финансового оздоровления. Это решение долж­но содержать положения, назван­ные в п. 4,5 ст. 77 Закона.

Требования, предъявляемые к ходатайству третьего лица (треть­их лиц) о введении финансового оздоровления, конкретизируются нормами ст. 78 Закона. Такое хода­тайство может быть подано только по договоренности с должником, с руководителем должника. За­конодательство специально не пре­дусматривает необходимость како­го-либо согласования (например, собрания участников). Решение этого вопроса может зависеть от квалификации указанной догово­ренности в качестве сделки либо юридического действия, сделкой не являющегося - поскольку согласо­вываться должны именно сделки.

Ходатайство третьих лиц в обя­зательном порядке должно содер­жать сведения об обеспечении ис­полнения должником обязательств в соответствии с графиком пога­шения задолженности, в то время как участники юридического лица-должника, подавая соответ­ствующее ходатайство, могут обес­печение и не представлять.

К ходатайству третьих лиц о введении финансового оздоровле­ния должны быть приложены до­кументы об обеспечении исполне­ния обязательств, а также график погашения задолженности. При этом Закон не отвечает на вопрос о том, какой именно субъект со­ставляет этот график — сам долж­ник либо третье лицо, ходатайству­ющее о введении финансового оз­доровления. Представляется, что составлять такой график должен должник, однако Закону не проти­воречит ситуация, когда график со­ставляется третьим лицом и согла­суется с должником, т.е. фактичес­ки утверждается руководителем должника.

Как отмечалось выше, в каче­стве третьего лица может высту­пать любой из участников юриди­ческого лица-должника - это осо­бенно актуально в случаях, когда собрание участников проголосова­ло против введения финансового оздоровления, а конкретные учас­тники в этом все же заинтересова­ны и готовы предоставить необхо­димое обеспечение.

Часть 4 п. 2 ст. 78 Закона регу­лирует ситуацию, когда третьих лиц, ходатайствующих о введении финансового оздоровления, не­сколько. Эти лица должны пода­вать одно (подписанное всеми) хо­датайство, к которому необходимо ется серьезным недостатком юри­дической техники Закона, посколь­ку не определяет характер ответ­ственности субъектов (что было бы логично и целесообразно), а уста­навливает необходимость вклю­чить положение о характере ответ­ственности в договор. На практике возникает проблема квалификации соглашений, в которых указание на субсидиарный характер ответ­ственности отсутствует. Действи­тельно ли такое соглашение? Из буквального толкования текста За­кона следует отрицательный ответ, т.к. перед нами будет сделка, усло­вия которой не соответствуют им­перативным требованиям Закона. Между тем нецелесообразность признания недействительными со­глашений об обеспечении исполне­ния обязательств по указанному ос­нованию очевидна.

После введения финансового оздоровления должник продолжа­ет функционировать с определен­ными ограничениями, установлен­ными Законом и связанными с де­ятельностью административного управляющего либо собрания кре­диторов (действия руководителя, требующие одобрения названных субъектов, перечислены в ст. 82 За­кона). При этом осуществляется удовлетворение требований креди­торов в соответствии с графиком погашения задолженности.

Роль государства в финансовом оздоровлении

Постановлением Правительства утверждена система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, базирующаяся на показателях текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами, а также способности восстановить (утратить) платежеспособность.

На основании приведенной в постановлении системы критериев принимаются решения о:

- признании структуры баланса неудовлетворительной, а предприятия -неплатежеспособным;

- наличии реальной возможности предприятия-должника восстановить платежеспособность;

- наличии реальной возможности утраты платежеспособности предприятия, если оно в ближайшее время не сможет выполнить обязательства перед кредиторами.

Указанные решения принимаются по результатам анализа и вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельности предприятия. Данные решения принимаются Федеральным управлением по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомитете РФ по управлению государственным имуществом в отношении федеральных государственных предприятии, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25%.

Принятые решения являются основанием для подготовки предложений по оказанию финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям, проведения реорганизационных процедур для восстановления платежеспособности, приватизации этих предприятий, ликвидационных мероприятий, а также применения иных установленных действующим законодательством полномочий Федерального управления. Антикризисное регулирование содержит меры организационно-экономического и нормативно-правового воздействия со стороны государства, направленные на защиту предприятий от кризисных ситуаций, предотвращение банкротства или ликвидацию в случае неэффективности его дальнейшего функционирования.

Основными направлениями государственного антикризисного регулирования являются: совершенствование законодательной базы о несостоятельности (банкротстве) предприятий; осуществление мер по оздоровлению жизнеспособных предприятий, включая оказание государственной поддержки неплатежеспособным предприятиям и привлечение инвесторов, участвующих в оздоровлении этих предприятий;   принятие правительством РФ мер, направленных на преодоление кризиса неплатежей; приватизация и добровольная ликвидация предприятий-должников; создание института арбитражных и конкурсных управляющих.

В сферах, имеющих особое значение для экономической и социальной жизни, государство применяет специальные меры предупреждения кризисных ситуаций.

Такие меры можно разделить на две группы:

1. финансовая поддержка,

2. особое администрирование.

Подобные меры позволяют минимизировать риски банкротства общественно-значимых предприятий а также сгладить негативные последствия такого банкротства. К общественно-значимым относятся градообразующие и стратегические предприятия, банки, страховые и финансовые компании, сельскохозяйственные предприятия, а также естественные монополии.

Основные формы финансовой поддержки:

· целевое финансирование на возвратной и безвозвратной основе;

· субсидирование процентной ставки по кредиту;

· предоставление гарантий по кредиту;

· налоговый кредит.