
- •Вопросы
- •Духовенство: (привилегированное сословие), делившееся на черное и белое;
- •Боярство;
- •Крестьянство:
- •Государственное управление российской империи в период абсолютной чиновничье-дворянской монархии в первой четверти XVIII века
- •Судоустройство российской империи в период абсолютной чиновничье-дворянской монархии в первой четверти XVIII в.
Государственное управление российской империи в период абсолютной чиновничье-дворянской монархии в первой четверти XVIII века
В борьбе за создание имперского государственного аппарата между аристократическими и бюрократическими началами победило последнее.
Как результат, определяющими критериями для продвижения по службе становятся профессиональные качества, личная преданность царю и Отечеству.
Главными чертами работы аппарата управления постепенно становятся профессионализм, специализация, нормативность.
Новая система чинов и должностей юридически оформила статус нового правящего класса – дворянства.
Система устанавливала сроки службы в определенных чинах, а с достижением 8 класса чиновнику присваивалось звание «потомственного дворянина». С 14 по 7-й класс он получал «личное дворянство».
Уравнивалась военная служба с гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах.
Сразу после рождения, дворяне-мальчики записывались рядовыми в соответствующие рангу полки и к 15 годам (сроку поступления в военное учебное заведение) проходили все низовые ступени, получая по выпуску офицерское звание.
Создается стройная система подготовки высококвалифицированных кадров госаппарата, армии и флота в России и за рубежом.
Табель о рангах вводил 14 ступеней государственной службы, в соответствии с которым была введена своя система обращения: к 1-2 рангу – высокопревосхо-дительство; 3-4-му – превосходительство; 5-му – высокородие; 6-8 –высокоблаго-родие; 9-14-му – благородие и ко всем – на «Вы».
К началу XVIII века в руках дворянства находилось около 60% земельного фонда страны и крепостных крестьян. За время петровского царствования дворяне получили около 175 тысяч душ мужского пола дворцовых (государственных) крестьян.
Укрепление и расширение феодальной собственности на землю, углубление сословных привилегий дворянства вело к усилению крепостничества, росту владельческих повинностей. Появление на рынке дополнительного количества продуктов и ремесленных изделий активизировало внутренний рынок в форме ярмарок и торжищ.
Рента чаще всего выступала в смешанной форме: денежный и натуральный оброк с крестьян сочетался с «издольем», т.е. барщиной. В то же время шел процесс специализации, когда в черноземной полосе превалировала барщинная хозяйства, а в нечерноземной (центральной) — оброчная.
Денежное выражение повинностей государственных крестьян правительство определило в 1724 году в 40 копеек с души мужского пола.
Однако оно дополнялось многочисленными дополнительными налогами и сборами:
мобилизации на строительство Петербурга, куда было собрано 40 тысяч крестьян со всей империи;
мобилизации на рытье Троицкого и Ладожского каналов, строительство Азова и Адмиралтейской верфи и т.д.;
постойные и надводные повинности для всех слоев населения города и села;
сбор специальных налогов на корабельную починку, жалованье приказным служителям и т.д.
В среднем, государственные повинности с крестьянского двора составляли в год около 10 рублей, что значительно превышало их платежеспособность. Образовы-вались недоимки, сборы которых осуществляли специальные воинские команды. В целях повышения объемов поступлений в казну, в 1710 году проводится общероссийская перепись населения (предыдущая была в 1678 году). Она обнаружила уменьшение численности населения на 19,5% как следствие войн, восстаний, массового перемещения населения. Кроме того, помещики в целях уменьшения государственного обложения и увеличения собственных доходов сводили несколько крестьянских дворов в один, т.к. обложение было подворным.
В этой ситуации государство проводит в 1718 году новую перепись мужского населения. И в основу налогообложения была положена подушная система в размере 70 копеек. Помещики вновь пошли на занижение сведений о количестве имеющихся у них крестьян. Тогда в 1722-1724 гг. государство проводит выборочную ревизию итогов специальными переписными канцеляриями во главе с генералами и офицерами, которая обнаружила к 5,65 млн. душ мужского пола еще 2 млн. утаенных или 35,4%.
Увеличение объемов налогообложения стимулировало развитие крестьянской местной промышленности, продукция которой шла на внутренний рынок, дополняя городское ремесленное производство. Но на основе указа 1722 года, в Москве, Петербурге, Орле, Твери, Саратове и ряде других городов ремесленники объединяются в цеха. Так, московские ремесленники сдали 153 цеха с 6885 работниками, около 47% из которых были выходцами из крестьян. Второе место по количеству цехов занял Петербург, где было зарегистрировано 1566 цеховых.
Цеха образовывались государством на основании уставов, которые избегали недочетов своих средневековых западноевропейских собратьев. В них допускался прием крепостных, не ограничивалось число учеников и подмастерьев у мастера.
Но главной особенностью экономического развития России данного периода стала ее 1-я индустриализация, вызванная огромным спросом на продукцию военного назначения – орудия, ружья, пистолеты, порох, ядра, обмундирование. Центром индустриализации стал Урал, где создается силами государства и частных предпринимателей новый промышленный район. К 1725 году уральская металлургия давала около 3/4 всей выплавки чугуна в России. Промышленные производства были созданы в Карелии (Перовский и Повенецкий заводы). Центр судостроения постепенно перемещался из Петербурга на Юг – в Херсон, Николаев и Севастополь. За 1-ю четверть XVIII века в России возникло около 180 мануфактур, Адмиралтейская верфь с 10 тысячами рабочих, Арсенал, пороховые заводы в Петербурге и др.
Активизируется ввод в строй мануфактур легкой промышленности, число которых достигло к 1725 году 130 предприятий, из них 32 в области шерстяного и парусно-полотняного производства. Хамовный двор в Москве превращается в крупное производство парусины для флота. Мундирное сукно стал выделывать основанный здесь же Суконный двор, на сооружение которого компания купца В. Щеголина получила от государства ссуду в 30 тысяч рублей.
Дворянское государство выделило промышленников из остальной массы посадского населения, предоставило ряд привилегий: освободило их дворы от постоев войск, оградило от вмешательства в их дела местной администрации, подчинив всех Берг- и Мануфактур коллегиям, разрешила использовать труд приписных крестьян, ас 1721 года покупать крепостных крестьян.
В 1724 году в России был впервые введен таможенный тариф, определявший размер пошлин, взимаемых с импортных и экспортных товаров. Он носил ярков выраженный протекционистский характер. Так, самая высокая пошлина в 75% взималась с импортных товаров, в достаточном количестве производимых внутри страны. Зато разрешался беспошлинный или с пониженной пошлиной ввоз товаров, непроизводимых или малопроизводимых в России.
Таможенная политика Петра I обеспечила активный торговый баланс государства, когда вывоз в 2 раза превышал ввоз товаров. Однако этот тариф, защищая промышленников, ущемлял интересы купечества, ограничивая его операции во внешней торговле.
В условиях непрерывных войн 1-й четверти XVIII века, государство пошло на проведение в 1701-1709 гг. монетной реформы, давшей 4,4 млн. рублей чистой прибыли. Суть ее состояла в том, что уменьшался вес серебряных монет с сохранением их номинала, вместо них вводились медные деньги, ухудшалась проба серебра за счет добавок меди. Такая политика вызвала падение курса рубля и повышение стоимости товаров в 2 раза, с одной стороны, позволила наравне с другими мерами увеличить бюджет государства с 1680-го по 1724 гг. в 3 раза.
Если в бюджете 1680 года основной доход давали косвенные, то в смете 1724-го – прямые налоги. Петровские бюджеты предусматривали финансирование таких новых статей расходов государства, как строительство казенных заводов, образование и т.д. Денег катастрофически не хватало и правительство повышало косвенные налоги на водку, соль и т.п.
Вся проводимая государством социально-экономическая политика сводилась к решению 2-х основных проблем:
1-я: укрепление дворянско-помещичьего крепостного единодержавного строя;
2-я: обеспечение торгово-промышленными группами населения первичного накопления капитала, для чего оно применяло насилие, принуждая к работе в мануфактурах абсолютно бесправной рабочей силы; льготно-ссудную систему в торговле.
Указанные выше причины, прежде всего действия государства по «выбиванию» налогов, привели к ряду организованных народных выступлений. Одним из них стало Астраханское восстание в 1705-1706 гг. Его главной причиной стало произвол и насилие со стороны городского воеводы Т. Ржевского и его приспешников. 30 июля 1705 года восставшие заняли Кремль, расправились с воеводой и другими чиновниками, разделили имущество дворян, захватили таможенные и кабацкие деньги, оружие.
На общем собрании, «в кругу» было избрано правительство, состоявшее из представителей солдатских и стрелецких полков, посадского люда во главе с купцом-раскольником Яковом Носовым. Оно отменило ряд налогов и торговых монополий, объявило свободную торговлю хлебом.
Царское правительство направило на подавление восстания в начале марта 1706 года регулярные полки во главе с графом Шереметьевым, в поддержку которым прибыли калмыцкие отряды. Город был взят штурмом, руководители восстания арестованы и отправлены в Преображенский приказ. После 2-х летнего расследования, оставшиеся в живых были казнены в 1707 году.
В 1707-1708 гг. прошло вооруженное выступление на Дону под руководством Кондратия Булавина. После разгрома его отрядов казачеством под предводительством войскового атамана Лукьяна Максимова, повстанцы ушли в Запорожскую Сечь. Отсюда они начали новый поход на Дон, захватили станицу Войска Донского город Черкасск.
К. Булавин пытался захватить крепость Азов, но это ему не удалось. В Черкасске зажиточное казачество организовало заговор и «пыталось» захватить вождя восстания в плен: по одной версии, он покончил жизнь самоубийством, по другой – убит в бою казацкой старшиной. Поздней осенью 1708 года восстание было подавлено.
После поражения в Северной войне под Нарвой 19 ноября 1700 года, Петр I активизирует процесс переустройства государственных структур в области военного дела:
ликвидируется поместно-дворянская конница и вместо нее создается 10 драгунских полков регулярной кавалерии с единообразной организацией и вооружением;
создается современная артиллерия из отечественных орудий (гаубицы, пушки, мортиры), изготовленные на Пушечном дворе и Урале;
на Неве, Воронежских и Херсонских верфях строятся современные корабли под руководством Приказа военных дел и Адмиралтейства, число которых достигло к 1725 году 895 единиц;
с 1702 года рядовой состав армии и флота регулярно пополняется путем рекрутских наборов посадских и крестьянских дворов;
в Туле и на Урале организуется выпуск отечественных ружей в количестве 10 тысяч штук в год, что обеспечивало все потребности армии;
пехотные и кавалерийские полки были сведены в бригады и дивизии;
создаются гренадерские полки, вооруженные не только ружьями, но и гранатами;
совершенствуется система подготовки военных кадров для армии и флота, обучавшихся на основе новых Военного устава 1716 года и Морского – 1720 года, др.
Таким образом, проведение преобразования в сфере государственного строительства выдвинули Россию в число передовых европейских стран, позволили преодолеть экономическую и культурную отсталость, выдержать и победить как в Северной войне со Швецией, так и в морских сражениях с турецким флотом, обученным английскими инструкторами. Они в решающей мере способствовали изменению властных структур, в т.ч. и судебных.
Царская власть получает после окончания Северной войны в 1721 году новый титул – императорский с сохранением и всех прежних. Это был не только и не столько новый термин, заимствованный из истории Древнего Рима. Новый титул нес в себе и новый смысл: царский титул делал русских государей преемниками византийских царей; императорский – западноевропейских.
Петр I и теоретически, и практически изменяет прежние патриархальновотчинные основания власти в государственные: власть устанавливается и функционирует в интересах государства и для него. Теоретически это положение в Москве обосновывали Юрий Крыжанич и Феофан Прокопович. В трактате последнего «Правда воли монаршей» основания власти изложены согласно с теорией Гугогроция (теорией договорного происхождения власти). Практически Петр I эту идею вложил в новую форму присяги 1711 года на мя государя и государства. Вышеизложенное изменение оснований власти привело к точному законодательному определению неограниченной самодержавной власти. В толковании к Артикулу 20-му было записано: «его Величество есть самовластный монарх, который никому га свете о своих делах отчет дать не должен; по силу и власть имеет свои государства и земли; яко христианский государь по своей воле и благомыслию управлять».
Согласно с новыми основаниями власти, воле царствующего государя не связано порядком законного наследования: если государь находит законного наследника несоответствующим благу государства, то может назначить себе приемником кого угодно. Практически поводом для этого стала судьба царевича Алексея, бежавшего в Австрию, судимого в России и отрекшегося от власти после приговора к смертной казне. Тогда Петр I утвердил завещательные преемства указом от 5 февраля 1722 года. Сам он из-за скоропостижной кончины не успел назначить себе приемника и Екатерина I оказалась на престоле потому, что была коронована Петром I как супруга-императрица.
Судебная система государства была представлена следующими основными структурами:
Суд царя (императора) как высшая инстанция с неограниченной компетенции.
Сенат, которым подчинялась вся система судебных учреждений, в т.ч. Юстиц-коллегия. Он являлся высшей апелляционной инстанцией и его решения были окончательными.
Суд приказов, а затем коллегией над своими чиновниками: Коммерц-коллегия рассматривала торговые и вексельные споры; Вотчинная – земельные; Мануфактур-коллегия разбирала дела членов цехов (мастеров, рабочих, подмастерьев, учеников); Камер-коллегия – финансовые правонарушения; Юстиц-коллегия была апелляционной инстанцией для ниже стоящих судов и т.д.
С 1713 года в губерниях учреждались ландрихтеры.
По реформе 1719 года государство делится на судебные округа, в которых учреждались надворные суды, состоящие из президента, вице-президента и 2-6 судей. Они рассматривали дела по доносам фискалов, уголовные и гражданские дела города, где он находился и выступал в качестве апелляционной инстанции к нижним судам.
В 1720 году при надворных судах были учреждены прокуроры, следившие за правильностью судопроизводства.
6. Земские суды подразделялись на коллегиальные и единоличные с распространением их юрисдикции на дворянское сословие. Апелляционной инстанцией для них были надворные суды.
7. Помещичий суд распространялся на крепостных крестьян по малозначи-тельным гражданским делам.
8. Суду магистратов подлежали горожане.
9. Суду консистории при епархиальные архиереях, в управлениях духовных дел и в Синоде подлежало духовенство.
10. Политические дела рассматривались в Преображенском приказе и Тайной канцелярии.
В результате судебной реформы 1722 года нижние суды били упразднены. Вместо них создаются провинциальные суды в составе воеводы и асессоров. В отдельных от провинциального центра городах воевода назначал судебного комиссара, получавшего право рассматривать незначительные уголовные и гражданские дела. В качестве апелляционной инстанции для них выступали надворные суды. Их исключительным правом стало и рассмотрение дел, по которым назначалась смертная казнь.
Параллельно с гражданской, была образована система военных судов с военной инстанцией в форме Генерального кригсрехта. Он рассматривал также наиболее важные государственные и воинские преступления.
Все остальные дела рассматривал полковой кригсрехт. Военные суды были коллегиальными и при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший за законностью правосудия.
Новыми чертами организационной системы судов в этот период стали:
коллегиальное устройство судов;
попытки отделить судебную систему от административной;
учреждение контроля за деятельностью судов со стороны специальных органов (прокуроров, аудиторов, фискалов);
создание параллельной военной и гражданской юстиции.
В «Кратком изображении процессов или судебных тяжб» 1715 года была дана новая регламентация судебного процесса. Он делился на 3 части:
1-я начиналась с формального оповещения о начале процесса и продолжалась до получения показаний ответчика;
2-я или разбирательство, длилась вплоть до вынесения приговора, а начиналась с анализа доказательств;
3-я от вынесения приговора и до его исполнения.
Оповещение о явке всех заинтересованных в деле лиц в суд делалось официально и в письменной форме. Претензии челобитчика и пояснения ответчика также были письменными и протоколировались.
Судебная система рассматривала 4 вида доказательств:
1-я – собственное признание, для чего могла применяться пытка, которая являлась процессуальной мерой и тщательно регламентировалась: только определенное количество раз с возможностью подчиниться и т.д.;
2-я – «формальные доказательства»: более основательные показания мужчины, чем женщины; ученого - ценнее, чем неученого и т.п.;
3-я – ложные показания, за дачу которых после разбирательства следовало отсечение пальцев руки;
4-я – свидетельские показания в устной или письменной форме, причем по решению судьи к свидетелю мог быть применен допрос «с пристрастием» (побоями) или пытка. Нередко подтверждение письменных показаний подкреплялось присягой.
Большинство историков утверждает, что Российское государство XVIII века стало полицейским, что подтверждалось следующими фактами:
особыми указами предписывалось, из какого материала строить дома (указ 9 октября 1714 года);
из какого дерева изготовлять гробы для покойников;
какими орудиями возделывать землю;
какого покроя должно быть платье;
запрещение носить бороду;
на скольких лошадях ездить какому чину и т.д.
В период империи появляются в первый раз специальные органы для заведования полицией. Так, Петр I ввел должность с 1718 года генерал- полицмейстера в Петербурге и обер-полицмейстера в Москве. В последующем эта система была развита и упрочнена.
Первые шаги были сделаны государством в сфере управления образованием. Оно перестраивалось на западный манер прежде всего в интересах государственной службы, как это делается и в современных условиях. Петром I, в качестве обязательных для боярских сословий, водятся военно-морские корпуса, для церковных — духовные семинарии и т.д. Образование укрепляло сословно-классовую структуру общества и государства.
Таким образом, проведение преобразования органов управления в центре и на местах частично разрушили средневековую вотчинную систему и открыли дорогу преобразованиям нового, буржуазного типа, но до них России было еще далеко.
Система судоустройства 1-й четверти ХVIII века представлена на схеме.