
Лекция № 14 олигофрении
Олигофрения (врожденная умственная отсталость, врожденное слабоумие, умственное недоразвитие) – группа различных патологических состояний, аномалий развития с врожденным и рано приобретенным нарушением познавательной деятельности, преимущественно в виде интеллектуальной недостаточности. Термин “олигофрения” предложен E.Kraepelin.
Олигофрению в зависимости от глубины интеллектуального недоразвития принято делить на идиотию, имбецильность и дебильность.
Идиотия (греч. idiotea- невежество) – наиболее глубокое врожденное слабоумие. Больные с самого раннего возраста обнаруживают резкое отставание в развитии, поздно начинают держать голову, сидеть, ходить. Научившись ходить, они передвигаются неуклюже, без содружественных движений рук и ног. Выражение лица у них обычно бессмысленное, иногда с оттенком довольства или гримасой злобы. Идиоты не различают близких, совершенно необузданны.
Имбецильность (лат. imbecilis – слабый) – тупоумие. Начальные периоды развития у этих больных свидетельствуют о значительном отставании. Ходить больные начинают в 2-3 года, у них постепенно, хотя и с большой задержкой, формируется речь. Речь взрослого имбецила отличается крайней бедностью словаря, аграмматизмами, затруднением в построении простых фраз, в некоторых случаях у таких больных отмечаются расстройства сексуального влечения, хотя в целом оно снижено. В период сексуального возбуждения они могут нападать на женщин с целью изнасилования, но особенно часто совершают сексуальные действия в отношении малолетних девочек и мальчиков.
Дебильность (лат. debilis –слабый, хилый) – легкая степень олигофрении. Такие больные с детства обнаруживают отставания в развитии, позже начинают ходить, говорить. Фразовая речь формируется к 3-4 годам, зачастую у них долго отмечаются дефекты артикуляции. Иногда они поступают в массовую школу, но учатся очень плохо, не могут полноценно осмыслить даже простой учебный материал. Будучи легко внушаемы, они нередко становятся участниками противоправных действий в различных социальных группах, участвуют в хулиганствующих группировках.
Выделяют также, преимущественно за рубежом, пограничную умственную отсталость. В советской психиатрии и дефектологии предпочитают говорить о задержке психического развития, подчеркивая обратимость, возможность компенсации интеллектуального дефекта в этих случаях.
Психозы. Кроме декомпенсаций, у олигофренов иногда возникают заболевания с психопатологической симптоматикой. У больных олигофренией описывались психозы.
Реактивные состояния. Особое место среди психозов при олигофрении занимают реактивные состояния. В их происхождении имеет значение взаимодействие патологически измененной психики и психической травмы. Олигофрения предрасполагает к психогенным расстройствам и накладывает отпечаток на их клиническую картину.
Судебно-психиатрическая оценка
Лица, страдающие олигофренией, составляют около 8% направляемых на судебно- психиатрическую экспертизу. Обычно это обвиняемые, но могут быть и потерпевшие, истцы и ответчики.
Экспертиза обвиняемых и осужденных. При судебно-психиатрической экспертизе больных олигофренией чаще всего требуется определить вменяемость обследуемого. Идиотия и имбецильность всегда обусловливает невменяемость, но такие больные встречаются в практике экспертизы исключительно редко. Эксперту- психиатру приходится иметь дело лишь с дебильными личностями.
Оценка вменяемости при дебильности сложна и неоднозначна, вместе с тем среди правонарушителей умственно отсталые встречаются нередко.
Аггравация при олигофрении. Еще А.В.Говсеев (1894) обратил внимание на парадоксальный факт, когда действительно слабоумные при случае симулируют слабоумие. Возможны случаи истинной симуляции, при которых умственно отсталые изображают симптомы, обычно не свойственные олигофрении (жалуются на “голоса”, “припадки” и т.д.).
Меры медицинского характера в отношении невменяемых олигофренов должны быть дифференцированными. Следует учитывать глубину интеллектуальной недостаточности, выраженность и характер эмоционально- волевых расстройств, особенности и повторность правонарушения. Лица с эксплозивными, дисфорическими нарушениями склонны к повторным опасным действиям, их поведение плохо корригируется, поэтому следует рекомендовать направление таких больных на принудительное лечение в специальные психиатрические больницы. Такие же меры следует принимать в отношении дебильных личностей с расстройствами влечений, особенно сексуальных, поскольку опасные действия они зачастую совершают многократно при явном снижении способности регулировать свое поведение. При иных типах нарушений эмоционально- волевой сферы применяют принудительное лечение в общих психиатрических больницах и иногда лечение на общих основаниях.