- •Понятие римского права и его значение для современного гражданского права.
- •Основные этапы истории римского права.
- •5. Эволюция закона в Риме.
- •6. Эдикты магистратов как источник римского частного права.
- •7. Императорские указы и их виды.
- •8. Юридическая доктрина как источник римского права.
- •9. Кодификация римского права. Corpus iuris civilis.
- •10. Эволюция римского процессуального права.
- •11. Легисакционный процесс и его специфика.
- •12. Формулярный процесс. Основные этапы.
- •15. Особые средства преторской защиты.
- •16. Понятие субъекта римского частного права.
- •18. Status libertatis. Рабы, вольноотпущенники, колоны.
- •19. Status civitatis. Правовое положение неграждан.
- •25. Ограничение правоспособности в Риме. Capitus deminutio.
- •26. Семья в древнем Риме. Специфика древнеримского семейного права.
- •27. Понятие и виды брака. 28. Эволюция брака
- •29. Агнатское и когнатское родство.
- •30. Объекты вещных прав. Понятие и классификация вещей.
- •31. Понятие и виды вещных прав.
- •37. Защита собственности в древнем Риме.
- •30. Эмфитевзис
- •2) Недобровольные способы:
- •51. Договор как основание возникновения обязательств. Контракты и пакты.
- •4. Формальность завещания. Завещание должно быть составлено в строго установленной форме. Существовали следующие способы составления завещания:
- •71. Наследование по закону в Риме.
Основные этапы истории римского права.
Существует несколько оснований для классификации этапов развития римского права: в буржуазной, в том числе, русской романистике приводилась классификация применительно к существенным переменам государственного строя (эпоха царей, республика, монархия) и в этом есть своя логика.
И.А. Покровский приводит следующую схему периодов развития римского права:
- период царей (753 - 510 гг. до Р.Х.);
- период республики (509 - 28 г. до Р.Х.);
- период принципата (27 г. до Р.Х. - 284 г.);
- период домината (285 - 476 г.)
В этой схеме представлены периоды становления, развития, первых опытов систематизации римского права. Различия между ними выражаются не только в особенностях политического строя соответствующего периода, но и в основных чертах действующей в его рамках правовой системы.
В советской литературе доминировала марксистская методология, в соответствии с которой всякое историческое развитие (в том числе развитие такого "надстроечного" явления, каким представляется право) обусловлено развитием способа производства (раннеримское право - формирование рабовладельческих отношений, классическое право - проникновение рабовладения во все сферы производства, постклассическое право - кризис рабовладельческого способа производства). Для описания соответствующих периодов разными авторами применялись различные термины, но хронологические рамки были одинаковы. В качестве иллюстрации такого подхода можно привести следующую схему:
1. Древнейший период (иначе: от образования римского государства до первой пунической войны) - от VI в. до н.э. до III в. до н.э; праву этого периода свойственны такие черты, как национально-полисная замкнутость, архаичность, неразвитость и простота основных институтов.
2. Классический период (иначе: от первой пунической войны до начала правления императора Диоклетиана) - от III в. до н.э. по III в. н.э.; право характеризуется наивысшей степенью разработанности и совершенства.
3. Постклассический период - от IV в. до VI в.; состояние права определяется общим экономическим и политическим кризисом, предпринимаются попытки систематизации правового наследия прежних эпох и приспособление правовых институтов к нарождающимся феодальным отношениям.
По утверждению Дождева Д.В. "современному состоянию романистики - науки о римском праве - отвечает деление [его истории] на пять основных периодов":
- архаический (753 - 367 гг. до н.э.) - от основания города (ab urbe condita) до учреждения должности городского претора;
- предклассический (367 - 17 гг. до н.э.) - от учреждения должности городского предора до завершения реформы граждан ского судопроизводства, а именно, отмены процедуры per legis actiones принятием законодательства Августа (legis Iulia de iurisdictione);
- классический (17 г. до н.э. - 235 г. н.э.) - от реформы гражданского судопроизводства до смерти Александра Севера, после которой военно-бюрократическая монархия вступает в эпоху "солдатских императоров", когда достигнутая стабильность расшатывается и складываются условия для формирования абсолютной монархии;
- постклассический (IV - V вв.) - период общего культурного упадка;
- юстиниановский (527 - 565 гг.) - подведение итогов многовекового развития и систематизация римского права.
3. Источники римского права: общая характеристика.
Среди источников римского права можно выделить следующие:
1. Законы – акты (обычно писаные, хотя народное собрание утверждало и устные), изданные верховной законодательной властью. Во время монархии это осуществляли цари, при республике – народное собрание (комиции издавали lex) и определенные магистраты (напр., преторские эдикты), во время принципата – сенат и принцепс, при доминате – император (он издавал конституции, эдикты, мандаты, декреты).
Законы, чтобы вступить в силу, должны были быть опубликованы.
Отдельно выделяются кодексы, которые появились в постклассический период развития римского права (при императорах Феодосии и Юстиниане).
Предусматривалось применение закона по аналогии.
Древнейшим законом были Законы XII таблиц V в. до н.э. – бессистемная казуальная запись древнеримских обычаев, основной источник цивильного (квиритского) права, по сути – первый памятник писаного римского права.
Принятие Законов XII таблиц означало ослабление былых позиций понтификов (клерикальных древнеримских юристов предыдущего периода), которые долгое время сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих законов было обязательным. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.
2. Обычаи вышли из недр доправового общества, формировались помимо воли законодателя посредством постоянного и длительного повторения определенных норм поведения, творцом обычая по сути является народ.
В республиканский период законы и обычаи имели одинаковую юридическую силу, в императорский период правовое значение обычаев значительно снизилось.
3. Взгляды юристов. Деятельность юристов издавна оказывала значительное влияние на развитие римского права, в классический период (в эпоху принципата) ее правотворческий характер получил и формальное признание со стороны верховной власти.
Император (со времени Тиберия) даровал узкому кругу видных юристов (потом фрагменты из их трудов и изречений были включены в Дигесты), т.е. их разрешения спорных юридических ситуаций стали источниками правовых норм.
В 426 г. эдиктом императора Валентиниана III сочинениям таких юристов, как Гай, Папиниан, Павел, Ульпиан и Модестин, вообще была придана сила закона.
4. Судебная практика. Древние римляне не знали прецедентного права. Важнейшие прецеденты просто включались в преторский эдикт, который являлся законом. Подчиненную роль играл правовой обычай судебного процесса.
4. Обычное право в архаическом Риме.
Обычное право представляет объективно исходный исторически источник любого правового регламентирования в самостоятельно развивающемся обществе, если не становиться на позицию признания боговдохновенности государственных и политических установлений. Для обычного права не характерна выраженность его требований в скрупулезно точных постановлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права — особые по содержанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания границ или типа дозволенного правового поведения. Закономерно вставал вопрос о критериях допустимости и применимости такой регуляции при помощи обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные указания по этому поводу.
Обычаи могут играть двоякую роль: во-первых, они заменяют указания других более определенных источников права, прежде всего законов; во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других источников права в юридической практике — и это второе значение обычаев не исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию права.
Обычаи признавались источником права в том случае если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: «В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, нужно соблюдать то, что указано нравами и обычаями». В этой ситуации требование обычая безусловно обязательно и равнозначно другому определенному указанию на содержание правового требования: «Укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон и это есть право, о котором говорится что оно установлено нравами». Однако не всякий обычай мог признаваться имеющим правовую силу Обычай не должен был противоречить закону подразумевая, что он его дополняет и своего рода «оживляет»; безусловным считалось, что обычай не в силах отменять указание закона. Для своего признания в качестве правового требования, т.е. дающего основание для защиты судом, обычай должен отвечать некоторым дополнительным критериям: (1) он должен выражать продолжительную правовую практику, во всяком случае в пределах жизни более одного поколения; (2) он должен выражать однообразную практику — причем безразлично действия или бездействия; (3) он должен воплощать неотложную и разумную потребность в правовом именно регулировании ситуации, те далеко не все обыкновения даже коммерческого оборота могут составить правовое требование обычая (например, не создают такового обыкновение «давать на чай», разные принятые формы отчетности, обычаи делать подарки и т.п.). Наконец, специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай должен сам доказывать факт его наличия, обычай не презюмировался в суде, а доказывался.
Важную особенность римского правового обычая составила особенно в классическом праве, неразрывность понимания обычая с нравами (что выражалось даже в терминологии). Предписания обычая — это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними нравами». В силу этого обычаи носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования; в языческую пору глашатаем обычая нередко становилось обращение к оракулу, что само по себе подчиняло вытекающие из него правовые требования религиозной традиции. В христианскую эпоху аналогичный характер стали носить ссылки на Священное писание и евангелический канон.
