
- •Теоретические подходы к определению «молодая семья» и ее основные проблемы
- •1.2 Историко – методологические основы и современное состояние распределения гендерных ролей в семье
- •1.3Анализ гендерного равенства в сфере семьи и семейной политики государства в контексте российского законодательства
- •1.4 Социально-психологические особенности современного брачного поведения мужчин и женщин
- •1.5 Технологии гендерно-ориентированной социальной работы с молодой семьей
- •2.1 Результаты эмпирического исследования.
- •Календарное планирование проекта
- •Описание ожидаемых результатов проекта «Навстречу взаимопониманию» и критерии оценки
- •Описание эффекта проекта в ближайшей перспективе.
- •Бюджет проекта «Навстречу взаимопониманию».
- •Структура управления проектом
- •«Навстречу взаимопониманию».
- •Структурные элементы проекта «Навстречу взаимопониманию» представленные в приложениях дипломной работы
- •Глоссарий
- •22. Если в Вашей семье возникает конфликты, то каковы основные темы противоречий?
- •25.Ваше образование
- •Текст методики «Ролевые ожидания и притязания в браке»
- •Структурное содержание проблемного семинара «Семейный вопрос».
1.5 Технологии гендерно-ориентированной социальной работы с молодой семьей
Современное преобразование гендерной системы российского общества актуализирует необходимость использования идей гендерного подхода во всех сферах жизнедеятельности общества и особенно в тех, от которых напрямую зависит его благополучие. Социальная работа является одной из наиболее гендерно – чувствительных сфер деятельности. Трудные жизненные ситуации клиентов специалиста по социальной работе обусловлены рядом обстоятельств, среди которых пол и восприятие его носителя окружающими нередко являются одной из значимых причин формирования такого рода ситуаций.
В ситуации изменения структуры социальных норм и ценностей использование идей гендерного подхода в социальной работе с молодежью приобретает особое значение. Особенности процесса развития личности человека в юношеском возрасте определяются такими важными событиями как: самоидентификация, выбор профессии, первый сексуальный опыт, создание семьи, межличностные взаимоотношения, рождение ребенка и т.д., что актуализирует необходимость целенаправленной работы по нейтрализации негативных факторов социализации в отношении молодых людей и организации процесса их социальной адаптации в современных условиях.
Гендер играет существенную роль в проблеме выбора позиции социального работника по отношению к женщине–клиенту или мужчине–клиенту. В качестве главного основания для этого предлагается концепция гендера, представляющая культурную форму поиска женских типов переживания и преодоления трудностей и учета их в практической работе.[63,с.148].
Исследователи считают, что важность учета гендера в социальной работе состоит в том, что женщины — более уязвимая часть общества, чем мужчины. Женщины чаще подвергаются насилию, дискриминации. Чаще обращаются за помощью, их больше в социальных службах.
Одним из направлений гендерно – ориентированной социальной работы является, работа с семьей, в которой присутствует ролевой конфликт.
Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональным климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок.[59, с. 232]. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения: материально – экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т д., как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Серьезное расхождение в семейно – брачных установках может оставаться не выявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения[61]. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно – смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально – психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликтного общения. Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.
К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия – аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально-психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить «да» или «нет» на ряд четко сформулированных вопросов относительно различных сторон взаимоотношении супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смягчить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные намерения – хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика — популярный на Западе метод «скульптурной группы» члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других.[72, с.432]. Надо сказать, что осознание реально и семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение.
Одна из многосторонних методик — построение гемограммы семьи, т.е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен – составление своего генеалогического дерева является одной из глубинных потребностей людей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в единую деятельность, дополняя друг друга[64,с.213].
Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны[7,с.436]. Например, методика направленного изменения заключается в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воздействует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может подразумеваться отсутствие поощрения, эмоциональная холодность). Лишь «хорошее поведение» заслуживает награды. Методика отличается от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится не на рациональном, а на подсознательном уровне, причем, по замыслу ее разработчиков, индивид через достаточно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми следует награда[79]. К сожалению, практика использования подобных средств в семейной терапии показывает ее довольно низкую эффективность и даже не продуктивное воздействие, прежде всего на самого «манипулятора», так как вместо спонтанных отношении доверия, открытости и взаимоподдержки здесь культивируются отношения одностороннего воздействия[71, с.286]. Более равноправные отношения предусматривает методика «семейного соглашения». Ее осуществление начинается с субъективного выявления претензии супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков типа «у него никогда времени на семью не остается» или «она всегда всем недовольна» – в процессе подготовки подобные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий супругов. Впоследствии вырабатывается минимальный взаимно приемлемый список обязательств относительно изменения поведения обеих сторон на средний срок – от месяца до полугода (за более краткий срок не удастся констатировать изменения поведения, более длительный срок не позволит подвести итоги, угаснет интерес к процессу). Этот список оформляется двусторонним договором и подписывается обоими супругами, разумеется, юридическая сила такого договора ничтожна, санкции за его нарушение быть не может, но не следует недооценивать морально – психологического воздействия такого документа. Взятые на себя супругами обязательства должны быть конкретными и проверяемыми.[69,с.334]. По истечении срока договора супруги вместе с социальным терапевтом анализируют выполнение его условии и при необходимости заключают аналогичное соглашение на следующий у период — возможно, уже содержащее новые, возросшие требования. Со временем присутствие социального работника становится ненужным, супруги приобретают навыки самостоятельного оперирования этим методом.
Технологии коррекции семейных взаимоотношений многочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиентов, так и личностными качествами самого специалиста по семейной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по – своему трансформирует методики, создает собственную комбинацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств, осуществление и закрепление тех изменении, которые будут способствовать желанной стабилизации молодой семьи.
К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункции поддаются коррекции, причем это зависит не только от недостаточности или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблагоприятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключения. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социальный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем — это, прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.
Таким образом, главная цель — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Для этого, во–первых, необходимо проанализировать проблемы. Во– вторых, следует проконсультироваться со специалистами, в-третьих, определить пути выхода из кризиса[5,с.117]. Если проанализировать действующие социальные программы для семьи и детей (независимо от того, кто реализует их – государственная или некоммерческая организация), то обнаруживается, что многие из этих программ ориентируются не на принципы равенства, организацию сотрудничества мужчин и женщин, а на гендерные стереотипы. Практика социальной работы, исключающая мужчин из числа клиентов, только закрепляет существующий гендерный дисбаланс и усиливает гендерное неравенство в обществе.
Важным компонентом социального здоровья семьи является психологическая стабильность взаимоотношений между всеми ее членами. В молодых семьях, воспитывающих новорожденных детей, такая психологическая стабильность может быть достигнута более активной ролью мужа, отца ребенка, вовлеченного в уход за ребенком с первых дней его жизни. Способствовать этому может обучение всех желающих будущих отцов в папа – школах. Это новая форма гендерно – чувствительной социальной работы с мужчинами, появившаяся в Санкт–Петербурге. Инициативная группа, создавшая районные папа–группы, затем – общегородскую «Папа – школу», образовалась в 2008 г. во время участия в проекте «MIR 2» (Men in Russia), реализованного в Санкт-Петербурге при поддержке Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга при финансовом содействии SIDA (Шведское государственное управление международного развития и сотрудничества).
Цель проекта «MIR 2»: профилактика домашнего насилия и предотвращение распада семей через вовлечение мужчин – будущих отцов в воспитание детей с акцентом на равное участие в воспитании, как матери, так и отца. Активное участие в реализации проекта принимали Социально-экономический институт и АНО «Мужчины 21 века».
Для участия в проекте «MIR 2» районными отделами социальной защиты населения была сформирована небольшая группа специалистов – мужчин, работающих в социальной сфере. И здесь мы сделаем важную оговорку, объясняющую, в чем же заключается гендерный аспект работы школы для молодых отцов. В основе программы лежит одно принципиально важное условие: все участники и ведущие – модераторы папа – групп, мужчины. Существует множество школ для будущих родителей и курсов подготовки к рождению ребенка, но не было мужских групп, в которых будущие отцы могли пройти подготовку. Почему мужчины в большинстве своем не являются слушателями традиционных курсов? За четыре прошедших года работы Папа – школы не проводились научных исследований по этой теме, но при неформальном опросе участники папа – групп отмечали, что на существующих курсах царит особая, «женская» атмосфера. Информация и методы подачи материалов ориентированы только на будущую мать, мужчины не чувствуют сопричастности. И как главный недостаток курсов подготовки они отмечали организационные недостатки. Как правило, все группы подготовки к рождению проводят занятия в будние дни и в рабочее время, в то время как мужские папа – группы работают в вечернее время или в выходные. Программа подготовки будущих отцов в папа – группах дает каждому участнику возможность получить информацию о правилах ухода за новорожденным ребенком, о процедуре совместных (присутственных) родов и участию мужа в них не от профильных специалистов и не в виде лекции. Интересующие сведения, будущие отцы получают во время встреч с мужчинами, уже ставшими отцами. При существующих информационных возможностях им не составит труда найти описание процедуры совместных родов в сети Интернет, но будущим отцам важно услышать ответ от мужчины, отца, находившегося рядом с женой в родильной палате. Очень полезно узнать у отца, каждый день ухаживающего за ребенком, как это делать.
Ведь многие мужчины не знают, как общаться с новорожденным и какое большое значение этот уход имеет для развития младенца. Пройденный курс позволяет каждому участнику получить ответы на большинство вопросов, и это способствует установлению гармоничных, гендерно–сбалансированных взаимоотношений в семье. Такая подготовка несет изменение традиционного стиля поведения будущего отца. Традиционный стиль воспитания мальчиков в семье – это исторически сложившаяся система взглядов, идеалов и средств родительского влияния на детей, в которой отец – ее глава и кормилец, опора и защита[51,с.137].
По своей сути Папа-школа — это неформальное объединение мужчин — будущих отцов, встречающихся для получения новых знаний, обсуждения реальных проблем и общения, в интересах ребенка и семьи. Программы, реализуемые в Папа–школах, нацелены на формирование новой модели отцовского поведения — модели «нового отца». Мы считаем, что благодаря обучению в мужских группах и проводимой групповой работе мы можем изменить гендерные стереотипы о роли отца не только у будущего папы, но и у его спутницы, снизить уровень насилия в семьях и риски распада семей[27,с.107].
Таким образом, мы приходим к выводу, что при работе с молодыми семьями, необходимо использовать гендерный подход, о чём свидетельствуют, следующие факты. В социальной работе следует стремиться применять гендерный подход, то есть в каждом конкретном случае иметь в виду, что специфика переживания человеком трудной жизненной ситуации зависит от его пола, однако эта зависимость в большинстве случаев определяется не только и не столько биологически, сколько сопровождается мощным влиянием гендерных стереотипов. Практика социального обслуживания основывается на принципах прав человека и социальном законодательстве, которые признают права граждан на помощь и поддержку безотносительно пола. С другой стороны, переживание клиентом трудной жизненной ситуации всегда является гендерно окрашенным. Одни и те же проблемы по – разному воспринимаются девочками и мальчиками, женщинами и мужчинами в силу гендерной специфики системы социальной стратификации, также по причине особенностей тендерных ролей, идеалов и стереотипов и социальных ожиданий, существующих в каждом конкретном обществе.
Молодая семья, как и все семьи, проходит через естественные «кризисы развития». В нормально адаптированной семейной системе кризис проходит несколько стадий развития и таким образом приводит семью к позитивным изменениям (изначальный вызов семейным устоям, наступление кризиса, возникновение необходимости предпринять новые действия, признание членами семьи данной необходимости, перемены в персональном представлении настроении членов семьи, изменения делаются возможными, новые последствия предпринятых действий, переход в новую стадию развития семейной системы, новый вызов семейным устоям, наступление нового кризиса, необходимость новых действий, признание этой необходимости, изменения в персональном представлении и настроении, изменения делаются возможными, новые результаты предпринятых действий, переход в новую стадию развития и т.д.)[60, с.17]. Психологическая помощь молодой семье с учетом гендерной идентичности супругов включает различные направления: психологическое консультирование, психопросветительская работа, индивидуальная и групповая коррекционная работа с семьей. Одним из эффективных направлений оказания психологической помощи молодой семье является тренинг.
Таким образом, трудности молодой семьи — это комплекс психологических, проблем. Выбор жизненного пути, установление семейных границ, успешное овладение новыми ролями — все это общие направления жизни молодой супружеской пары.
Умение преодолевать жизненные трудности — важный показатель психологической и социальной зрелости семьи. Возмужание как психологический процесс — это постоянное приобретение жизненного опыта и знаний о реальных человеческих взаимоотношениях, особенно в семейной жизни. Молодым супругам требуются большое самообладание, выдержка, терпение по отношению друг к другу, а задача психолога – помочь супругам разобраться в сложившейся ситуации, выявить причины семейной неудовлетворенности и оказать эффективную помощи и поддержку.
Основной задачей социальной работы является профилактика негативных социальных явлений и развитие позитивных. Поэтому в значительной степени социальная работа должна быть ориентирована на оказание всесторонней поддержки семьи в целях предотвращения дальнейшего разрушения института семьи и вытекающих из этого негативных социальных последствий. Это подчеркивает актуальность изучения положения семьи и детей, необходимость разработки системы социальной поддержки данной категории.
Таким образом, предложенная форма работы с молодой семьей позволит комплексно подойти к решению проблем молодой семьи, путем привлечения различных социальных учреждений, повысит уровень готовности молодых людей к семейной жизни, рождению и воспитанию детей, преодолению конфликтности внутри семьи.
ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ РОЛЕЙ В МОЛОДОЙ СЕМЬЕ.