Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
5 к хир имп Т.1.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
10.52 Mб
Скачать

Роль гормональной системы в регуляции биохимического обмена костной ткани.

Эндокринная система четко контролирует и регулирует все биохимические процессы костной ткани человеческого организма.

Соматотропный гормон гипофиза стимулирует рост костного скелета до полового созревания.

Половые гормоны способствуют созреванию и росту кости. Эстрогены активизируют ОБ и ускоряют минерализацию остеоида. Андрогены тормозят резорбцию кости и замедляют минерализацию.

Корткостероиды – гормоны коры надпочечников, выраженног замедляют образование ОБ и синтез коллагена.

Гормон паращитовидных желез – паратгормон, регулирует минеральный обмен организма, т.е. контролирует содержание кальция в крови. Уменьшение в крови его уровня вызывает усиление выработкипаратгормона. Последний активизирует остеокластическую резорбцию и ингибирует синтез коллагена ОБ.

Кальцитонин – гормон щитовидной железы. При гипотиреозе он тормозит остеокластическую резорбцию, при этом наблюдается снижение клеточной активности кости. При гипертиреозе ОБ и ОК на эндоссальной поверхности активизируются, что на рентгенограмме определяется как «губчатость» компактного слоя.

На остеогенез оказывают непосредственное влияние витамины.

Витамин D обеспечивает регуляцию и нормализацию фосфорно - кальциевого обмена и правильную минерализацию костной ткани. Его дефицит нарушает минерализацию, а избыток – активизирует резорбцию кости.

При С – авитаминозе в зонах структурной перестройки кости усиливается резорбция, замедляется осеогенез, нарушается синтез коллагена ОБ.

При А – авитаминозе снижается выработка половых гормонов, нарушается процесс минерализации костных структур. При гипервитаминозе А остеогенез тормозится, приводя к преобладанию резорбции и истончению костных структур.

Влияние функциональной нагрузки на костную ткань.

Согласно закону диалектики, функция определяет форму. Применительно к медицине, изменение функции ведет к изменению формы и структурной перестройке костного органа, изменению его архитектоники.

Увеличение функциональной нагрузки усиливает биоэлектрические потенциалы кости, активизирует перио – и эндостальное образование кости. Если повышенная нагрузка чередуется с достаточным отдыхом, она успевает перестроиться и приспособиться к новым условиям.

При превышении допустимого уровня физической нагрузки (более 3000 циклов микронапряжени структурных единиц в день) костная ткань испытывает перегрузочное напряжение. Ответной реакцией является резорбция кости в результате нарушения кровообращения и микроциркуляции в зоне чрезмерной физической нагрузки. Начинается дезорганизация и рассасывание структурных единиц кости, микропереломы трабекул и остеонов с образованием полостей, заполненных волокнистой соединительной тканью. Однако остеоид сохраняет способность к обратному развитию и восстановлению при нормализации микроциркуляции и адекватной структурной перестройке.

Снижение функциональной нагрузки ведет к снижению биоэлектрических потенциалов и интенсивности кровообращения кости. Это ингибирует остеогенез и активизирует резрбтивную реакцию кости, приводит к уменьшению микроциркуляторного русла с редукцией капиллярной сети и повышением сосудистой проницаемости.

Первые признаки атрофии костной ткани и явление остеопороза определяют уже через 2-3 недели после ухудшения кровоснабжения. При длительном нарушении кровотока явления атрофии и осеопороза становятся необратимыми. Наступает регрессивная трансформация кости, срыв жизнедеятельности костной ткани, уменьшение прочности. При этом минимальные физические нагрузки могут привести к деформациям, патологическим переломам костных структур и самой кости.

Атрофия челюстей – это процесс, характеризующийся уменьшением объёма, размеров и общей костной массы костного органа. Причиной атрофии являются не только птологические состояния, но и естетсвенный процесс старения организма. Строение костного скулетаидет до 25 летнего возраста, до 40 лет сохраняется «динамическое равновесие» процесса ФР благодаря процессу оппозициооного роста. После 40 лет убыль компактного слоя составляет  0,4% в год, а губчатый слой уменьшается на 1% в год у мужчин и на 2-3% в год у женщин. К 70 годам потеря костной массы составляет около 30% компактного и 40% губчатого слоя. Убыль костной массы челюстей начинается с 25-30 лет снижением их высоты на 0,2 мм в год. Эндо – или экзогенные факторы увеличивают скорость патологической атрофии челюстей, нарушая балланс между резорбцией и остеогенезом в процессе структурной перестройки кости. Патологическое ускорение атрофии челюстей (более 0,4 мм в год) может вызвать изменение гормонального фона, нарушение обмена веществ, нервно-психологический стресс, заболевания пародонта, нарушение окклюзии и функциональная перегрузка пародонта, адентия, нерациональное протезирование, использование съёмных зубных протезов.

Классификацию степеней атрофии челюстей в 1985 году разработали Lekholm и Zarb, учитывая, что атрофия при адентии приводит не только к полному исчезновению альвеолярных отросков, но и частичной атрофии базальных отделов челюстей со значительными топографо – анатомическими нарушениями полости рта ичелюстно-лицевой области. При этом устанавливается прогеническое соотношение беззубых челюстей, изменяется соотношение альвеолярных отросков в боковых отделах челюстей. У 80-94% пациентов резко уменьшается глубина или полностью отсутствует преддверие полости рта, у 25% пациентов ухудшается положение уздечек губ и языка.

Все эти грубые изменения челючтно – лицевой области значительно затрудняют лечение и окклюзионную реабилитацию больных с адентией.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]