Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила,...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.03 Mб
Скачать
  1. Общие положения

    1. Любая системаII развивается за счет окружающей ее среды (над- системы). Несоответствие темпов и объемов развития системы функционально - пространственным и временным самовосстановительным возможностям над- системы и адаптационным потенциям ее самой ведет эту систему к замедлению развития, застою, деструкции, а затем и к гибели. Любая система имеет как вход, так и отходы функционирования (выход) и согласно принципам термодинамики не может быть безотходной.

    2. Саморегуляция отношений системы и надсистемы (гомеостаз системы «человек» в рамках ограничений надсистемы «биосфера») — необходимое условие длительного существования системы. Надсистема высокого уровня иерархии в конфликтной ситуации обычно сохраняется в любом случае, но часто в транс­формированном виде. Это новое состояние может исключать возможность функционирования всего класса систем, к которому относится рассматриваемая, или накладывает очень жесткие ограничения на развитие этого класса систем.

    3. Развитие системы «человек» возможно двумя путями. Первый — искусственное расширение производительности природной надсистемы и ее частей. Это экстенсивный путь, имеющий два варианта: а) пространственного расширения эксплуатируемых площадей суши и акваторий; б) внутренней интен­сификации получения продукции путем сукцессионного омоложения экосистем. Второй путь — собственного внутреннего самосовершенствования (сверхинтенсив­ный путь). Оба пути имеют ограничения. В первом случае — в виде постепенной утери динамических качеств и надежности надсистемыI. Во втором случае — в форме лимитов внутренних потенций системы и взаимоотношения ее под­систем. Очевидно, что оптимально развитие с уравновешенным использова­нием обоих путей.

    4. Неограниченный рост системы внутри надсистемы делает ее, как часть, больше целого и ведет к обоюдной гибели системы, ее ближайшей надсистемы и большинства сопряженных подсистем обоих структурных образований (дей­ствие принципа «неразумного паразита»).

    5. Развитие системы в рамках запаса надежности ее надсистемы (способ­ности к самовосстановлению) обеспечивает ей условно бесконечное время суще­ствования (в пределах временных ограничений надсистемы как таковой и как части системы еще более высокого уровня иерархии).

  2. Человек и природа

    1. Земля и ее биосфера — термодинамически открытая, практически вещественно замкнутая инерционная система с ограниченными пространственно- временными параметрами. Все ресурсы планеты конечны (исчерпаемы) — прямо или через термодинамические запреты. Развивающиеся части целого, в том числе растущее человечество, лимитированы глобальной надсистемой биосферы и экосферы планеты как целым.

    1. Биосфера в настоящее время состоит из: а) естественно-природных самовосстанавливающихся образований, поддерживающих экологический баланс (гомеостаз) на планете и в ее регионах и обеспечивающих существование чело­вечества как генетически обусловленного социально-биологического существа; б) природно-антропогенных образований типа сельскохозяйственных полей, других культурных ландшафтов, не обладающих свойством длительного само­поддержания (квазиприродных систем); в) чисто антропогенных конструкций населенных мест и промышленно-хозяйственных объектов (артеприродной среды), не обладающих устойчивостью и быстро разрушающихся без поддержки чело­века.

      1. В естественно сложившемся соотношении экологических компонентов (энергии, газов, жидкостей, субстратов, продуцентов, консументов и редуцентов, а также сопутствующей им информации) в рамках экосистем нет ничего лишнего или недостаточного, «вредного» или «полезного» для природы. Эти понятия антропоморфичны. Внеэволюционное или случайное природно-катастрофическое нарушение баланса экологических компонентов всегда антропогенно (в коротком интервале времени) и пагубно для экосистем и природно-ресурсного (экологиче­ского) потенциала развития человечества.

      2. Природно-ресурсный (экологический) потенциал территории, аквато­рии или любого системного и несистемного естественного образования в их пре­делах — способность природной системы или ее части без ущерба для себя (т. е. для механизмов своего функционирования и самовосстановления) отдавать не­обходимую человеку продукцию или производить полезную для него работу в рамках хозяйства данного исторического типа (включая утилизацию отходов, в том числе энергетических).

      3. Сохранение экологически, социально и экономически оптимального сочетания экологических компонентов жизненно необходимо для людей. Наруше­ние принципа оптимальности в любом из блоков ведет к непропорциональным ущербам в других блоках, что в конечном итоге сказывается на благополучии целого.

      4. Функциональное соотношение экологических компонентов нелинейно: незначительное изменение одного из них может привести к неадекватно большому позитивному или негативному (для людей) изменению других. При этом экологи­ческая система, как правило, теряет полезные для человека свойства и превраща­ется в природную или экономическую пустыню. В ходе таких превращений могут возникнуть эффекты саморасширения отдельных экологических компонентов типа массового размножения вредителей и т. п.

      5. Оптимальное для сохранения природного (экологического) равно­весия сочетание экологических компонентов возможно лишь в рамках допусти­мого преобразования природной среды (см. 2.2.а), обладающей свойством само­поддержания и саморазвития. Эти лимиты в энергетическом выражении глобаль­но равны примерно 1 % от площади планеты при 100 % ее преобразовании (в этих пределах могут быть любые другие числовые сочетания). Несохранение природ­ных образований ведет к экологическому дисбалансу (опустыниванию), которое человечество физически и экономически не может нейтрализовать. Единствен­ный способ сохранить продуктивность планеты и среду жизни для людей — экологическая территориальная оптимизация.

2.3. Человечество — популяционная система, ограниченная доступными природными ресурсами и условиями жизни, социально-экономическими и генети­ческими механизмами. Любая значимая перемена в этих механизмах приводит к необходимости дополнительной адаптации, а следовательно, к крупным экономи­ческим расходам. В противном случае возникают ущербы, которые могут выйти за рамки допустимых (мыслимо компенсируемых).

  1. Возможности использования доступных природных ресурсов возрастают до пределов технико-экономической рациональности и автоматически не лимити­рованы наличным природно-ресурсным (экологическим) потенциалом как комплексом экологических благ, необходимых для жизни людей, их физического благополучия. В связи с этим интегральная или отраслевая эксплуатация ресурсов может вести (и обычно ведет) к разрушению природных систем (прямому или косвенному, опосредованному). Это разрушение осознается как экологический кризис локального, регионального или глобального масштаба.

  2. Социально-экономические нужды, как правило, приводят к нарастанию использования природных ресурсов вплоть до их полного истощения. Механизма превентивного блокирования эксплуатации ресурсов в рамках социальной и экологической рациональности в природопользовании человечество не выработа­ло: экономические ограничения, возникающие на базе социально-экологического дисбаланса осознаются лишь с наступлением кризиса. В лучшем случае кризис удается преодолеть, в худшем — наступает катастрофа (полное опустынивание или безвозвратная потеря ресурса).

2.3.3. Человечество и все остальное живое существует постольку и до тех пор, пока его генетические возможности соответствуют параметрам окружающей его среды. Несоответствие ведет к неминуемому вымиранию. Поскольку последнее непредотвратимо, экологические блага имеют наивысший приоритет в социально- экономическом развитии общества, составляя содержание экологической безопасности, к которой ведет рациональная экологическая политика.

    1. До тех пор, пока человечество не составляло единого глобального образования, воздействующего на биосферу Земли в целом, экологические кризисы и катастрофы происходили в локально--региональных границах и благо­даря разновременности развития пространственных подсистем человечества не приводили к угрозам всеземных коллапсов. Ныне человечество стало обще­земной «геологической силой» (по В. И. Вернадскому), способной нацело раз­рушить среду своего обитания — биосферу или сделать ее непригодной для соб­ственной жизни. Эта опасность тем реальнее, чем выше технико-экономический потенциал и численность человечества (с учетом того, что общественные потреб­ности многократно превышают сумму индивидуальных нужд людей). Никакая группа стран или регион, сколь высоко бы он ни был развит, не может избежать единой судьбы человечества. «Экологические двери» закрыть невозможно. Только научно-гуманитарное развитие человечества препятствует процессу техногенной деструкции.

    2. Критерием и индикатором успешности социально-экономического раз­вития в рамках экологических ограничений должны выступать показатели здоровья населения и продолжительность его жизни, а также природные предпосылки обес­печения этих показателей. Экономическое богатство как таковое следует считать устаревшим мерилом национального достояния. Не хлебом единым жив человек. Богатство страны прежде всего в здоровье населения, в интеллектуальном потен­циале людей и в достаточном природно-ресурсном потенциале для их сохранения и развития. Поэтому нецеленаправленное и неконтролируемое развитие чело­вечества в наши дни делается опасным. В этом смысл понятия ноосферы.

    3. Экологические законы столь же объективны, как любые естественно- исторические и социально-экономические закономерности. Только следование им может привести к успехуI.

      1. Сбои в действии принципа Ле Шателье — Брауна, искажения в про­цессе биогенной миграции атомов в связи с изменением глобальной биоты, на­рушения во многих других фундаментальных закономерностях функционирования экосистем планеты указывают на то, что хроническая деструкция планетарных систем жизнеобеспечения приняла угрожающие для существования людей масштабы.

      2. Одновременно наблюдаются признаки острой дисфункции планетарных систем и природно-ресурсного потенциала: истощение природных ресурсов и условий жизни людей; глобальное химическое загрязнение и замусоривание суши, моря, континентальных и подземных вод, ближайшего космоса, в том числе слож­ными органическими соединениями и тяжелыми металлами; геофизическое из­менение среды жизни — изменение климата и т. п.; радиоактивное загрязнение поверхности Земли; ослабление озонового экрана и озоновые «дыры»; кислотные осадки как результат химического загрязнения; вторичное загрязнение в резуль­тате спонтанных химических реакций; обезлесивание планеты; деградация почв; опустынивание суши и акваторий; уничтожение видов, принимающее форму каскадного процесса; возникновение новых и проникновение существовавших опасных биологических форм в освобождающиеся и возникающие экологические ниши; смещение экологического равновесия с формированием новых экосистем; ухудшение артеприродной и квазиприродной среды, ведущее к психологической усталости, болезням стресса и т. п.

      3. Объединенное действие хронических и острых процессов позволяет говорить о сложении антропогенных деструкции и саморазрушения биосферы.

Наступил момент, когда на человека воздействует не природа, а измененная чело­веком природа. Отклонить или ослабить действие этого бумеранга с каждым часом делается все труднее. Пока еще глобальные процессы обратимы, но в любой миг они могут стать необратимыми, и тогда человечество будет фатально обречено Ься социально-экономическая мощь людей окажется недостаточной для остановки процессов саморазрушения биосферы — надсистемы существования человече­ства.