
- •Урок 4. Великобритания в XIX- начале XX века.
- •Обострение классовых противоречий: чартистское движение (середина 30-х — начало 50-х гг.)
- •Расцвет промышленного капитализма, появление первых отличительных черт империализма (50—60-е гг. XIX в.)
- •Великобритания в период перехода к империализму (70—90-е гг. XIX в.)
- •Конец XIX - начало XX-го вв.
- •Великобритания в эпоху империализма (до конца Первой мировой войны 1914—18).
Урок 4. Великобритания в XIX- начале XX века.
Победа в войне с Францией, успехи, достигнутые в ходе промышленного переворота, заложили основу промышленной, колониальной и торговой монополии Великобритании. Выпуск английской промышленной продукции в военные годы возрос в 15—20 раз благодаря внедрению машин. В то же время экономические трудности, связанные с континентальной блокадой и войной против США, привели к падению жизненного уровня народных масс. Первые послевоенные годы стали также временем тяжёлых потрясений (экономические кризисы 1815—16 и 1819). После экономического подъёма 1820—25 в Великобритании в 1825 разразился первый в мире циклический кризис, охвативший почти все отрасли экономики.
1816—20 были отмечены подъёмом демократического движения. В нём впервые приняли широкое участие фабричные рабочие. Развернулась агитация за преобразование парламента, введение всеобщего избирательного права и проведение др. демократических реформ. Радикальный публицист У. Коббет гневно обличал господство олигархии. С резкой критикой капиталистического строя выступил социалист-утопист Р. Оуэн. 16 августа 1819 на Питерсфилде, в Манчестере, состоялся 80-тысячный митинг в поддержку требования избирательной реформы. Против участников митинга были брошены войска, учинившие кровавую бойню (см. «Питерлоо»). Чрезвычайная сессия парламента приняла ряд законов против собраний и печати (так называемые «шесть актов для затыкания рта»), многие радикальные лидеры были преданы суду. В Глазго (Шотландия) в 1820 вспыхнула массовая стачка (около 60 тыс. чел.), носившая преимущественно политический характер.
После Венского конгресса Великобритания стала одним из главных оплотов европейской реакции. Внешнеполитический курс Каслри, министра иностранных дел в 1812—22 в торийском правительстве Р. Б. Ливерпула (премьер-министр в 1812—1827), был направлен на поддержку реакционной политики Священного союза. В начале 20-х гг. к власти пришли «либеральные тори» — сторонники Дж. Каннинга (министр иностранных дел в 1822—27 и премьер-министр в 1827), что свидетельствовало об усилении позиций буржуазии. Преследуя цель закрепить за промышленностью Великобританией рынок Латинской Америки и усилить там английское влияние, Каннинг выступил против Священного союза, стремившегося подавить освободительное движение в испанских колониях в Америке. Лицемерно заявляя о своём сочувствии грекам, восставшим против турецкого гнёта, английское правительство в течение длительного времени поддерживало Турцию и фактически препятствовало развитию освободительной борьбы греческого народа. Только боязнь усиления влияния России в Греции и желание обеспечить торговые интересы Великобритании в восточном Средиземноморье побудили Каннинга выступить за автономию Греции.
Конец 20-х — начало 30-х гг. Этот период отмечен обострением классовой борьбы, что отчасти было вызвано экономическим кризисом 1830. Возникли первые крупные тред-юнионы в масштабе всей страны — Великий национальный союз прядильщиков (1829), Национальная ассоциация для защиты труда (1830). В 1830 во многих графствах начались массовые выступления батраков и мелких фермеров (движение «Суинг»), подавленные вооруженной силой. Под влиянием Французской революции 1830 и широкого народного движения, развернувшегося в самой Великобритании, усилились выступления буржуазии за избирательную реформу. Происходили многочисленные митинги и демонстрации, организованные Бирмингемским политическим союзом (основан в 1830) и др. буржуазными организациями. Под прямым давлением народных масс (в Глазго и ряде др. городов были разгромлены дома противников реформы, в Дерби и Бристоле захвачены тюрьмы) преобладавшая в парламенте аристократия была вынуждена уступить. В 1832 парламент утвердил Билль о реформе, внесённый вигским правительством Ч. Грея (премьер-министр в 1830—34). В результате реформы 56 «гнилых местечек» лишились права посылать депутатов в парламент; всего освободилось 143 места (примерно 1/5 всех мест в парламенте), которые были распределены, главным образом, между городами и сельскими округами, причём избирательное право предоставлялось только имущим классам. Реформа, облечённая в форму нового политического компромисса между буржуазией и землевладельцами, явилась победой промышленной буржуазии, которая (особенно её высший слой) была признана господствующим классом и в политическом отношении. Однако земельная аристократия сохранила значительное влияние в управлении страной.