
- •Проблема социального иждивенчества в Российской империи после голода 1891 -1892 гг.
- •Глава 1. Обзор предпринятых государством и общественных организаций мер
- •Подробное изучение всех правительственных мер
- •Общественные работы
- •Конфликты на местах:
- •Восприятие крестьянством общественной помощи:
- •Восприятие общественностью крестьянства:
Конфликты на местах:
Вопрос о том, кто должен возглавлять местные попечительства: предлагаются местные землевладельцы (кандидатура вызывает одобрение, но права управления не должны быть лишены священники, врачи и учителя) тогда как председательство из числа предводителей местного дворянства или земских начальников «неминуемо сообщит попечительству официальный характер, которого быть не должно.
Столкновение в попечительстве Ефремовского уезда («Новое время», № 5612) между попечителями и земскими начальниками: попечитель распорядился выдать сельскому старосте семена, а земской начальник, не зная об этом, но зная материальное положение старосты, приказал посадить его под арест)
Отсутствие согласованности действий у земских начальников и частных лиц
Восприятие крестьянством общественной помощи:
На основании материалов «Вестника Европы», ноябрь-декабрь, 1891 г. с. 27 - 28)
Слухи о появившемся в Тамбовской губернии комитете, учрежденном с целью сбора пожертвований и раздачи собранных денег, быстро распространились среди крестьян, оказавшихся в положении крайнего отчаяния вызвав преувеличенную надежду на помощь. Меры, предпринятые комитетом, казались крестьянам недостаточными, и спровоцировали крайнюю степень неудовольствия. Многие члены комитета (среди которых священники, купцы и т. д.) начали считать своё положение опасным и стали остерегаться принимать на себя обязанности по раздаче хлеба. Возникали трудности со справедливой и равномерной раздачей хлеба; крестьян охватывает паника. Работу членов комитета усложняет также мысль о «недостаточности помощи». Масштаб голода такой, что, несмотря на то, что комитет уже приступил к закупке ржи, несмотря на то тесное взаимодействие с земством, членов комитета неотступно преследует мысль о том что их действия бессильны изменить крайне бедственное положение крестьян.
Ещё в ноябре 1891 года крестьяне массово распродают скот (разумно считая, что им выгоднее будет приобрести его весной, чем кормить до весны), крестьянский скарб, в надежде на то, что вырученными деньгами удастся прокормиться до получения ссуды на продовольствие («Вестник европы, Ноябрь 1891, Русская жизнь).
Ноябрь 1891 года (по сообщения «Русской жизни» и «Вестника Европы» ): Земские начальники и судебные следователи завалены делами о кражах хлеба из амбаров, кладовых и магазинов, грабят рабочих, перевозящих зерно с мельницы (эпизод в селе Смородинка)
Восприятие общественностью крестьянства:
Общественное мнение разделилось на два лагеря: Люди, участвующие в помощи голодающим, поддерживающие активное развитие благотворительности, и люди, считающие, что эти меры приведут лишь к дармоедству крестьян.
Отрывок из газетного интервью с нижегородским генерал-губернатор Барановым: (Ведомости)
Крестьянин чувствует себя в этот неблагополучный год неурожая комфортнее, чем в благополучный. Это касается ленивых крестьян, которые привыкли к голоду, и у которых нет скота или посевных, которых можно потерять. Во-первых, крестьянству, по случаю неурожая, оказываются послабления снисхождения по платежу повинностей и недоимок. Хлебную ссуду выдают под круговую поруку всего сельского общества и, если крестьянин, с ней не расплатится — за него должна будет расплатиться сельская община. На инициированные министерством общественные работы никто из крестьян не вышел, хотя плату предлагали более чем для тех мест отличную...