- •Проблема социального иждивенчества в Российской империи после голода 1891 -1892 гг.
- •Глава 1. Обзор предпринятых государством и общественных организаций мер
- •Подробное изучение всех правительственных мер
- •Общественные работы
- •Конфликты на местах:
- •Восприятие крестьянством общественной помощи:
- •Восприятие общественностью крестьянства:
Глава 1. Обзор предпринятых государством и общественных организаций мер
Цель данной главы — показать, что гос-во и общественные организации сделали, чтобы помочь нуждающимся, и , насколько это возможно, рассказать, почему были предприняты те или иные действия. Задача — изучить действия всех общественных и государственных институтов — от Кабинета министров до местных крестьянских общин. Для того, чтобы успешно бороться с этим бедствием, этим институтам нужно было находить пути взаимодействия друг с другом. Глава будет разделена на параграфы:
Подробное изучение всех правительственных мер
К половине октября 1891 года на обсеменение и продовольствие в 18 губерниях было ассигновано почти 32 млн рублей + 1.125.000 рублей отпущено на общественные работы (Вестник Европы,1891 г ноябрь-декабрь, с. 354)
Государство выделило на помощь пострадавшем 170 млн рублей (63 % от годового военного бюджета). Масштабное прощение недоимок (1894 год -прощение 50 млн рублей). Эта линия продолжается правительством вплоть до 1908 года.
Государство и земство снабжает крестьян семенами и кредитами (Земство делает закупки семян и зерна на Кавказе)
Так как в ноябре 1891 года возникла проблема с отоплением изб - дрова стоили слишком дорого для бедствующего населения, рубить лес было нельзя, солома и прошлогодние листья шли на корм скоту – гос-во приняо решение разрешить крестьянам собирать валежник на отопку в казенных лесах (Московские ведомости, ноябрь, 1891 г.)
Общественные работы
Министерством государственных имуществ, в рамках борьбы с крестьянской безработицей, инициировало создание рабочих мест на казенных лесных дачах. На эти цели было выделено 50 тысяч рублей (данные только по нижегородской губернии) Зарплата была назначена 40 коп. пешему рабочему и 1 руб. конному в день. Программа общественных работ, предназначен для обеспечения обездоленных с трудоустройством, потерпела фиаско. Некоторые представители общественности обвиняют крестьян в лени, т.к. крайне низкая явка крестьян на созданные специально для них работы. Но здесь лень крестьянства часто путают с апатией, подавленностью народа в связи с масштабом катастрофы. К этому стоит добавить крайне скудную пищу, обладающую крайне низкой питательностью. До лесных уездов нижегородской губернии, где были созданы рабочие места, по осеннему бездорожью может быть крайне тяжело добраться, особенно для крестьянина, обессилевшего от голода и истощенного болезнями.
(По материалам: ВЕ, ноябрь-дек. 1891 г. с. 423;»Ведомости», ноябрь 1891 г. Роббинсон с. 173)
Прощение недоимок
Рост крестьянского задолженности был еще один показатель влияния катастрофы. После голода, сумма денег, причитающихся с сельских жителей для частных лиц и для правительства резко возросла. Действительно, снижение крестьянского благосостояния было настолько значительно, что государственные чиновники быстро поняли, что это было бы практически невозможно собрать займы нуждающимся во время голода (Ермолов (с. 44) Роббинсон с. 173)
Общественная помощь голодающим
Касательно роли общественной помощи в смягчении последствий неурожая, здесь мнения расходятся. А.С. Ермолов («Неурожай и народное бедствие»), В.Г.Короленко , Л.Н.Толстой , Л.Л.Толстой , К.К.Арсеньев , Л.Ф.Маклакова писали о консолидации общества, нравственном подъеме и т.д. Михайловский Н. К. («Былое», 1906 г.) назвал реакцию общества «вялой». Похожее пишет Степняк-Кравчинский («Free Russia”)/
Цифры:
Суммы частных пожертвований, в сравнении с государственными — незначительны. По оценке Вестника Европы 2-4 миллиона (Вестник Европы, ноябрь-декабрь, с. 354)
Общество Красного Креста — 131 тысяча руб.(сбор) + 370 тыс. из собственных капиталов (там же).
Парадокс помощи - для борьбы с голодом необходимы экстраординарные меры: раздача хлеба неимущим крестьянам. Но Эти меры провоцируют крестьян на мысли о обязательности помощи. (Ермолов А. С. («Неурожай и народное бедствие» с. 79)
