Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Лекции. Дифт.соч.с плавными. Начало слова.Редуц...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
123.9 Кб
Скачать

Последствия падения редуцированных ь и ъ в области структуры слога.

Падение редуцированных оказало существенное влияние на фонетическую и морфологическую системы языка, отразилось на словообразовательных средствах и в лексике русского языка. Следствия падения глухих очень значительны.

Перестал действовать закон открытого слога, появились закрытые слоги, сократилось количество слогов в слове: до-мъ > дом; ко-нь > конь (было по два открытых слога, стало по одному закрытому). Появление закрытых конечных слогов вызвало тенденцию к снижению звучности в конце слова, что обусловило тоже ряд последствий.

Возникли нулевые окончания в словах; сравним: столъ > стол , стола > стола .

Слоговая граница стала меняться при словоизменении и словообразовании, например, в древнерусском языке было: пло-дъ - пло-да, в современном русском: плод – пло-да.

В результате падения редуцированных вновь появились исчезнувшие ранее сочетания типа *tort. Ср. вол-на < въл-на; гор-ка < го-ръ-ка.

Возникла беглость гласных о и е, то есть появилось регулярное чередование гласных е, о с нулем звука (о: ø; е: ø) (например, сон – сна, денёк – денька и т.п.)

В древнерусском языке в XI в. беглых о и е не было. Беглые о, е появились в результате падения глухих в различных морфемах – корнях, приставках, суффиксах. Если в XI в. в корнях были исконные гласные о и е, на их месте беглого гласного не появлялось: стол – стола, столу – в др.р. столъ; село – села, селу – в др.р. село.

Появление беглых о и е в корнях слов (примеры): и.п. вьсь > весь, р.п. вьсего > всего, пьнь > пень, пьн" > пня, но: домъ > дом, домоу > дому.

Появление беглых о в приставках-предлогах: въ > во, в; съ > со, с; отъ > ото, от; подъ > подо, под; възъ > возо-, воз-, вз- и т.п. Ср.: къ вьсему – ко всему, но къ тебh – к тебе; съ мьною – со мною; но съ тобою > с тобою.

Появление беглых о и е в суффиксах: ък > ок, к; ьк > ек, к, ьск > еск, ск.

И.п. доубъкъ > дубок, братьць > братец, орhшькъ > орешек.

Р.п. доубъка > дубка, братьца > братца, орhшька > орешка.

Братьскыи > братский, но дроужьскыи > дружеский (ь после ж не утрачивался, хотя и был в слабой позиции, а переходил в гласный полного образования е потому, что в противном случае могло возникнуть труднопроизносимое скопление согласных. Под влиянием напевного чтения (церковнославянских текстов) стали произносить после шипящих -ество): -ьство > -ство, -ество – только после шипящих: братьство – братство, но: юношьство – юношество.

На основании беглости гласных о, е в современном русском языке можно восстановить древнерусский вид слова в XI в., например, сотня < сътьня, т.к. а) сто, сот; б) сотен, сотня.

Последствия падения редуцированных ь и ъ в области согласных.

1) Снижение звучности к концу слова. В результате падения редуцированных после исчезновения ъ и ь в слабой позиции звонкие согласные в конце слова оглушились (кроме сонорных, которые не имеют парных глухих): морозъ > мороз [с], плодъ – плод [т], кръвъ – кров[ф], рабъ – раб [п] и т.п. Так в русском языке сформировался фонетический позиционный закон – оглушения звонкого согласного на конце слова.

2) В результате падения редуцированных возникли новые процессы ассимиляции, диссимиляции и упрощения групп согласных (как последствия утраты редуцированных ь и ъ).

Процесс ассимиляции. В XI в. многие согласные были отделены друг от друга гласными ь, ъ, а после их падения согласные, оказавшись рядом, подверглись регрессивной ассимиляции предшествующего согласного последующему. Наблюдается три вида ассимиляции: а) по звонкости-глухости, б) по твердости-мягкости, в) свистящие ассимилируются шипящим.

2а. Звонкие, оказавшись перед глухими, оглушились – эта ассимиляция, в орфографии не отразилась: сказъка > в произношении [скáска]; подъ садъмь > под[т]садом; въ садъ> в[ф] сад.

Глухие согласные, оказавшись перед звонкими, озвончились – тоже только в произношении: съ горы > [з гары]; в некоторых случаях это явление отразилось на письме: исьба > изба, сьдесь > здесь, къде > где, бъчела > пчела, вьсьде > везде, сватьба > свадьба.

Перед сонорными и «в» ассимиляции не происходило: сънизити, сърhзати, съм"ти, съвити (перед в в своей артикуляции согласные не ассимилировались потому, что в XI в. звук в был близок к ў – к у-неслоговому).

2б. После падения глухих ъ и ь твердые согласные могли оказаться в соседстве с мягкими согласными и наоборот: въ сънh > [ва с’н’е], правьда > [прáвда]. Свистящие ассимилировались шипящим: съшити > [ш̃ыт’], съ женою > [ж жыэнójу] и т.п.

2в. В связи с падением глухих ь и ъ в результате диссимиляции в группе из смычных согласных первый изменялся в щелевой: м"гъкыи > [м’а́хкъj] , легъкыи > [л’óхкъj].

2г. Выпадение согласных. В XI в. многие согласные были отделены друг от друга гласными ь и ъ. После исчезновения этих гласных в некоторых случаях возникло труднопроизносимое скопление согласных – в таких случаях один согласный выпадал. На орфографии это явление не отразилось, за небольшим исключением: оустьныи (сочетание стн), тростьникъ; звhздьныи, оуhздьныи (сочетание здн). Того же типа изменения наблюдаются в слове сълньце.

В орфографии нашли отражение эти явления в следующих словах:

Истьба > изба, бедрьцевая (берцовая – кость), Пльсковъ (Псков), дьбряньскъ > Брянск, дьбряньска > Брянска – и некоторые другие.

2д. Исчезновение суффикса -л- в глаголах прошедшего времени м.р. ед.ч. В XI в. в древнерусском языке существовали причастия с суффиксом -л- – неслъ (а, о), съхлъ (а, о), моклъ (а, о). После исчезновения конечного ъ в конце слова образовалось труднопроизносимое сочетание двух согласных. В таком положении конечный -л утратился – таким образом, в мужском роде единственного числа возникли формы типа: несъ, сохъ, мокъ. Но в словах женского и среднего рода и в формах множественного числа суффикс -л- сохранился под защитой флексий: несла, несли.

2 е. Появление звука «ф» в русском языке. С середины XII в. в древнерусских словах появился звук [ф] в двух случаях: на конце слова, когда с отпадением редуцированных ь и ъ произошло оглушение конечного звонкого согласного [в]: кръвь, любовь и в середине слова перед глухим согласным: лавъка > [лáфка].

2ж. Переход сочетаний -тьс, -дьс в [ц] – в орфографии этот процесс не отражается: несеться > несётся; городьскыи > городскój] и т.п.

2з. Отвердение согласных в конце слова. С конца XII в. в результате падения редуцированных в древнерусском языке происходит отвердение конечного губного согласного в нетематических глаголах, а также в формах творительного и местного падежей имен существительных мужского и среднего рода: плодомь > плодом, вьлкомь > волком, о немь > о нем.

2и. Появление новых сочетаний согласных. В результате падения глухих появились такие сочетания согласных, которые не были известны языку предшествующего периода. Академик А.А.Шахматов в «Очерке древнейшего периода истории русского языка» перечисляет ряд таких сочетаний: кт – кто, гд – где, дч – дчерь, пт – птица, чт – что, шв – шва (шов) и другие. Современное московское произношение слова что [што] сложилось, по-видимому, в древности в результате регрессивной контактной диссимиляции.

3. После падения глухих ь и ъ начинает складываться современная система соотношений твердых и мягких согласных: [брат] – [брат’], [угол] – [угол’].

Буква ъ стала употребляться для обозначения твердости согласных, ь – для обозначения мягких. Следовательно, с XIII в. уже можно говорить о буквах ъ и ь как о твердом и мягком знаках в русском языке.