Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Lektsii_Differ_psikhol.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
317.1 Кб
Скачать

5. Представления—различия в образной сфере

Вторжение субъективного фактора в область общепси­хологических исследований требовало пересмотра тради­ционных воззрений на безличную природу базовых про­цессов ментальной реальности. Не ограничившись освое­нием территории первичных психических образов (ощу­щений и восприятий), дифференциально-психологичес­кий анализ стал перспективным методом познания спе­цифики вторичных образов (в частности, характеристик представлений и воображения, включая грезы, мечты и фантазии). Уже в самой общей способности субъекта про­дуцировать образы проявляется широкий диапазон инди­видуальных различий {Sheehan, 1978).

Среди всего разнообразия различий в образной сфере можно выделить несколько основных направлений (см. Гостев, !992).

Доминировачие образов определенной модальности. Вряд ли можно всерьез говорить о выделении специальных типов образности на основе отдельной модальности.

Несмотря на отпущенное природой значительное чис­ло модальностей, определяющих способ получения инфор­мации человеком и являющихся основой продуцирования образов, хорошо исследовано три типа последних — осяза­тельные (тактильно-кинестетические), зрительные и вербаль­ные (аудио-моторные). Противопоставление "осязание—зре­ние" вполне понятно, учитывая фундаментальную разни­цу в контактно-физическом и пространственно-символи­ческом способах манипулирования информацией. Однако данные о разли­чиях, обусловленных предпочтением в использовании так­тильных или зрительных образов, остаются пока в сфере гипотез, хотя в нашем распоряжении уже имеется солид­ная база в виде общепсихологических исследований фено­мена осязания (в этой связи можно также упомянуть и об известной психотерапевтической методике, разработанной на основе метода нейро-лингвистического программиро­вания).

Более удачной — в смысле содержательной интерпре­тации — оказалась следующая дихотомия, условно обо­значаемая в типологическом аспекте как "визуализаторы"— "вербализаторы" (Paivio, 1971) (о связи этой типологии с концепцией И.П.Павлова о первой и второй сигнальных системах мы будем говорить в главе о типологических раз­личиях). Так, "визуализаторы" кодируют информацию буквально, а "вербализаторы" используют различные формы символически-смыслового кодирования, вербализуя мате­риал любого типа (Anderson, 1973). Также отмечается боль­шая склонность женщин к "визуализации", что некото­рые авторы связывают с различиями в активности полу­шарий мозга и следующими отсюда различиями в позна­вательных стратегиях (White, Ashton, Brown, 1977).

Контролируемость (мысленное оперирование) образа­ми. Различия связаны с вызывающими трудности при вос­поминании элементами образа — одни с трудом вспоми­нают движущиеся сцены и объекты, другие испытывают сложности в воспроизведении цвета (Якиманская, 1980). Различия обнаруживаются в яркости—четкости образов, в легкости и скорости их формирования, изменения и раз­рушения.

 

6. Дифференциальные характеристики воображения

Воображение — процесс создания образов тех явлений, которые не воспринимаются в данный момент — стало предметом дифференциального анализа в конце прошло­го века. Еще Ф.Гальтон в серии своих обширных экспери­ментов пытался обнаружить, какие формы воображения существуют. В современных исследованиях активно изуча­ется такая форма воображения как грезы и мечты — са­мостоятельное создание новых образов желаемого (см. Теп­лов, 1946). Оказывается те, кого можно назвать "мечтате­лями" , проявляют большую осознанность в отношении са­мих себя, они хорошо помнят свои ночные видения и про­являют меньшую тенденцию подавлять свои мысли. Меч­татели отчетливее представляют себе те вещи, которые их тревожат и проявляют желание сообщать о них (Singer, 1966). Автор исследования выявил на основе применения фак­торного анализа данных семь паттернов, характеризующих индивидуальные различия в области вторичных представ­лений — грез. Первые два фактора отражали частоту (склон­ность иметь часто разные грезы или редко лишь некото­рые) и удовлетворенность (восприятие грез как нормаль­ной части своей жизни, признание их также в качестве способа, помогающего решать некоторые проблемы). Ос­тальные пять факторов были связаны с содержанием грез такого характера:

самообвинение (темы вины, мук совести, депрессии посещают в течение дня людей с высокими показателями по этому фактору);

невротическая самопогруженность (чрезмерное внима­ние к характеристикам и реакциям собственного тела, свя­занное с тревожностью);

причудливость (например, чья-то голова, плывущая в космическом пространстве);

калейдоскопичность — "проходящий сквозь сознание поток фрагментарных кусочков образов" (что характерно для людей легко отвлекающихся и скучающих);

реалистичность (положительно коррелирует с эмоцио­нальной стабильностью и любознательностью по отношению к физическому миру; оказывает позитивное влияние на процесс планирования и научного анализа).

 

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]