Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
UMKD_PO_FILOSOFII-2.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
655.85 Кб
Скачать

Тема 14 Структура и динамика процесса познания

Философия традиционно выделяла в человеческого познания два вида: чувственное (перцептивное) и циональное. Первый самоочевидно связан с деятельностью на органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.). Второй подраз-вает работу разума — абстрактно-понятийное мышление человё* Основные формы чувственного познания: ощущения, воспри и представления. Разница между ними такова.

(1) Ощущение — это элементарный психический процесс, сотоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явлений материального мира в момент их непосредственного воздействия наши органы чувств.

(2) Восприятие — целостное отражение в сознании предметов явлений при их непосредственном воздействии на органы

увств. Наиболее важные особенности восприятия: предметность Т.е. отнесенность к объектам внешнего мира), целостность и труктурность (воспринимается фактически абстрагированная от тдельных ощущений обобщенная структура — не отдельные но-ы, а мелодия, например).

(3) Представление — сохраненные памятью образы предметов, огда-то воздействовавших на наши органы чувств. В отличие от щущений и восприятий для представлений не нужно непосред­ ственного контакта органов чувств с предметом. Здесь психиче­ ское явление впервые отрывается от своего материального ис­ точника и начинает функционировать как относительно само­ стоятельный феномен.

Рациональное познание в основном сводится к понятийному аб­страктному мышлению (хотя есть и мышление не понятийное). Аб­страктное мышление представляет собой -целенаправленное и обобщенное воспроизведение в идеальной форме существенных и закономерных свойств, связей и отношений вещей. Основные фор­мы рационального познания: понятия, суждения, умозаключения, Гипотезы, теории.

  1. Понятие — это мысленное образование, в котором обобща­ются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т.е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и рас­членяют их, группируют в некоторые классы, тем самым отличая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия ли­шены чувственного, наглядного своеобразия.

  2. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи по­нятий что-1 либо утверждается или отрицается.

  3. Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

  4. Гипотеза — выраженное в понятиях предположение, имею­щее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза трансформируется в теорию.

(5) Теория — высшая форма организации научного знания дающая целостное представление о закономерностях и сущестноных связях определенной области действительности.

Таким образом, в процессе познания аналитически достатно четко выделяются две человеческие познавательные способности чувственная, или сенситивная, и мыслительная, или рационалная. Ясно, что конечный результат (истина) достижим только «совместными усилиями» этих двух составляющих нашего познания

Сенсуалисты (Д. Локк, Т. Гоббс, Д. Беркли) надеялись обнару:— фундаментальную основу познания в чувственном опыте. Рационалисты (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц) пытались приписать же роль абстрактно-логическому мышлению. Аргументы сто, примерно таковы.

Сенсуализм утверждает:

  • Нет ничего в разуме, чего первоначально не было бы в ствах. Разум непосредственно с внешним миром не свя~ Без чувственного опыта (ощущений, восприятий) он г: слеп.

  • Без органов чувств человек вообще не способен ни к как познанию.

  • Роль мышления заключается лишь в обработке (ана, обобщении) чувственного материала, значит разум втор* несамостоятелен.

  • В познании встречаются ошибки. Однако ощущения сами; себе обманывать не могут. Даже если мы видим мираж в тыне — ошибаются не органы зрения (они лишь добре стно фиксируют дошедший до них реальный луч света, « женный от реального объекта, но много раз преломлен, слоях воздуха с разной плотностью), а интерпретирующий держание ощущений разум. Значит, все наши заблужд'е коренятся именно в нем. к

  • Управление предметной деятельностью человека корре* ется только с помощью органов чувств.

  • Установление истинности знания, т.е. его соответствия альности, требует выхода за пределы сознания и конта

самой реальностью, и, следовательно, не может быть осуще­ствлено внутри мышления, такого контакта не имеющего. У рационализма, однако, свои резоны:

  • Только разум способен обобщать получаемую органами чувств информацию, отделять в ней существенное от несу­щественного, закономерное от случайного. Только мышле­ние имеет возможность преодолевать ограниченность чув­ственного опыта и устанавливать знание всеобщее и необ­ходимое".

  • Восприятия одного и того же предмета в разное время и раз­ными лицами не совпадают; чувственные впечатления отли­чаются хаотическим многообразием, они часто не согласуют­ся между собой и даже противоречивы. Только разум спосо­бен внести в этот хаос порядок, найти в разнообразии вос­приятий общие основания и системное .единство.

  • Чувства нас нередко обманывают: нам кажется, что Солнце движется вокруг Земли, хотя разумом мы понимаем, что все обстоит с точностью до наоборот.

  • Хотя разум и имеет своим источником ощущения и воприя-тия, он, и только он способен выходить за их пределы и по­лучать знания о таких объектах, которые в принципе недос­тупны нашим органам чувств (элементарные частицы, гены, скорость света и пр.).

  • Только разум обладает креативной способностью, т.е. воз­можностью идеально конструировать разные предметы (сред­ства труда, транспорта, связи и т.п.), которые, будучи мате­риализованными, составляют основу человеческой жизнедея­тельности.

• Критерием истинности знания вполне может служить его ло­ гическая непротиворечивость, т.е. следование правилам логи­ческого вывода при условии верного выбора исходных акси­ом, устанавливаемых интеллектуальной интуицией.

Как видим, аргументы обеих сторон достаточно весомы. У ка­ждой из них есть, что называется, «своя правда». Однако при та­кой постановке вопроса — либо чувства, либо разум исходная проблема абсолютно достоверной основы познания выглядит со­вершенно неразрешимой. Поэтому не могли не появиться кон­цепции, объявившие апологию или чувств, или разума односто­ронним подходом к проблеме. В частности, И. Кант посчитал про­цесс познания «синтезом чувственности и рассудка». Марксист­ская философия чуть позже увидела во взаимосвязи чувств разума диалектическое единство противоположностей. Возника противоречие между чувственной и рациональной ступенями\ знания разрешается их синтезом в акте предметно-практичге деятельности человека. Концепция неразрывной взаимосвязи ственно-рацйональных форм освоения действительности с .,, метной деятельностью человека стала безусловным достижей марксистской гносеологии.

Уровни познания Кроме чувственных и рациональных форм п: ния, в его структуре можно различить и неско. уровней: обыденно-практический и научный, эмпирический и ретический.

Обыденное познание опирается на повседневный жизненный опыт человека. Оно характеризуется относительной узостью, вым смыслом, «наивным реализмом», соединением рационал элементов с иррациональными, многозначностью языка. Оно: большей части «рецептурно», т.е. ориентировано на непосредст-ное практическое применение. Это больше «знание как...» ( мастерить, использовать), чем «знание что...»

Научное познание отличается от обыденно-практического жеством свойств: проникновением в сущность объекта познания системностью, доказательностью, строгостью и однозначно, языка, фиксацией методов получения знания и т.д.

Эмпирический и теоретический уровни выделяются уже вне собственно научного знания. Их отличают особенности процедур обобщения фактов, применяемые методы познания, направленность познавательных усилий на фиксацию фактов или создающих общих объяснительных схем, интерпретирующих факты.

Важнейшим структурным компонентом органинического процесса познания считаются также его методы, устоявшиеся способы получения нового знания. Многие философы, как вы помните, именно в открытии и обосвании универсального метода познания видели основное назначение философии.

Основным критерием истины в познании выступает практика, т.е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей. Этот критерий обладает по меньшей мере двумя достоинствами: (1) апеллируя к материальному начала он выводит нас за пределы чисто идеальной познавательной деятельности, т.е. обладает свойством объективности; (2) позволяет обосновать предельную для человечества общность (всеобщность суждений, ибо включает весь многомиллионолетний исторический его опыт.

Однако и этот критерий не может быть абсолютным, так человечество накопило хотя и большой, но все же ограниченн практический опыт, и его может просто не хватить для подтверждения или опровержения какой-либо гипотезы. Кроме то существует и такой класс суждений, который в принципе невозможно окончательно подтвердить или опровергнуть практическим опытом. Это все те суждения, которые явно или не опираются на идею актуальной бесконечности. Так, в принц нельзя сделать окончательного логического вывода относительно существования Бога, вмешательства внеземных цивилизаций земные дела и т.д.

В таких случаях в философии принято применять принцип, известный под названием «бритвы Оккама»: «не следует умножать сущности без необходимости».

При этом данный принцип отнюдь не претендует на установление «окончательной истины в последней инстанции». Принципиальная незавершенность, не­полнота, открытость новому, неожиданному — существенная осо­бенность человеческого познания.

Итак, главным критерием истинности наших знаний является практика. Но главным, не значит — единственным. Существуют и дополнительные критерии отличения истин от заблуждений (на ко­торые, собственно, и опираются неклассические теории истины). Наибольшее применение они находят в научном познании. Осо­бенно на предварительных его этапах, когда речь идет о выборе наиболее правдоподобных гипотез. В качестве дополнительных кри­териев истинности такого знания служат:

  • согласованность, или формально-логическая непротиворечивость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертыва­ния теории;

  • простота — хорошей считается та концепция, которая объяс­няет максимально широкий круг явлений, опираясь на ми­нимальное количество исходных принципов;

внутреннее изящество, гармоничность, красота и даже остро­умие предлагаемых гипотез и др.

ЛЕКЦИЯ №15