Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Хрестоматия по социологии - часть 2.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
932.28 Кб
Скачать

Девочки

Принято считать, что современным девушкам сложнее преодолевать барьеры взросления, чем юношам. С этим можно поспорить. Девушки и юноши растут не в изолированных пространствах (даже если речь идет о жестких патриархальных семьях), а рядом друг с другом, отражая, воспроизводя в себе и те, и другие черты.

Именно взрослые усложняют процессы взросления. Существует устойчивый стереотип относительно генетических предрасположенностей мальчиков и девочек. Мальчики «по природе своей» должны быть более агрессивны, поскольку они отвоевывают новое пространство, формируют новые нормы, разрушая прежние. Девочки «по своей природе» испытывают потребность в воспроизводстве традиционных, патриархальных ролей. Если же девочка агрессивна и жестока, то эти качества стереотипно связываются с ее «проблемной» сексуальностью. Девочки в глазах взрослых совершают в этом контексте двойное нарушение: по отношению к общепринятым нормам вообще (как и мальчики) и по отношению к мужчинам и мальчикам, поэтому их сексуальная агрессивность («реальная», а чаще всего приписываемая) всегда вызывает большее общественное порицание. Подобное отношение к девочке обусловлено, конечно же, общественным отношением к женщине в целом.

Здесь уместно обратиться к понятию гендерной нечувствительности или «слепоты». Это «мягкая» форма сексизма: речь не идет о прямой или скрытой дискриминации или маргинализации девочек/женщин – их просто не замечают. Когда говорят о молодежи, то по умолчанию рассуждают исключительно о мальчиках, которые воспринимаются как синоним молодежи в целом, не обращая внимания на особенности как эпатажных, публичных, так и повседневных, скрытых женских молодежных действий. Особенно ярко гендерная слепота проявилась в теориях молодежных субкультур, в которых эти субкультуры обычно представляются как исключительно мужские, а сложности подросткового периода сводятся к половому созреванию, гормональному всплеску, и весь процесс взросления представляется по умолчанию – взрослением мальчиков-подростков. Девочки оказались абсолютно «невидимыми».

«Видимые» мужские и «скрытые» женские молодежные пространства

Субкультурный подход оказался самым «живучим» из всех молодежных теорий ХХ века. В термине «субкультура» подчеркивался андеграундный характер молодежных групп и их отличие от господствующей культуры. Со временем наиболее яркие субкультурные формирования приобрели свои имена – Тедди Бойз (у нас – стиляги), моды, скинхеды, растаманы, панки, готы, рейверы и др. Они были открытыми, демонстративно бросающими вызов принятым канонам, и сразу стали рассматриваться как опасность, сначала – существующему порядку, а затем – общественным ценностям и буржуазной идеологии в целом. Субкультурные имена возникали одно за другим и с помощью средств массовой информации закреплялись за новыми культурными формированиями. Их начали активно исследовать. При этом внимание было обращено только к мужчинам, да и сами исследования проводились в основном мужчинами. Скрытые стороны поведения, не только женского, но и мужского, долгое время оставались за рамками изучения.

Сторонники феминистского подхода главным недостатком субкультурных теорий считают полное игнорирование участия девушек в субкультурах, отсутствие внимания к взаимоотношениям мальчиков и девочек, субкультурной сексуальности, отношению разных групп к семье и женитьбе. Игнорировались субкультуры, в которых центральным моментом было доминирование особых сексуальных норм и телесных экспериментов (не только гейская и лесбийская субкультуры, но, например, сексуальные мистерии готов, агрессивный сексизм скинхедов, инфантильная сексуальность рейверов и др.). Гендерная нечувствительность распространялась и на территориальное позиционирование мальчиков и девочек. Молодежь представлялась мальчиками, которые вели себя «как мальчики» и проводили свое свободное время, как правило, на улицах. Девочки рассматривались как «маленькие жены и матери», свободное время которых проходило «где-то там» внутри родительского дома.

Исследователи феминистского направления изучают автономные девичьи культуры (особенно девочек из рабочей среды). Были показаны характерные для них формы сопротивления, как брутальному сексизму мужчин-сверстников, так и дискриминации внутри семьи, системы образования и рынка труда. Исследование, проведенное Анжелой Мак Робби в конце 1980-х годов, показало, что девочки входят в субкультуры, занимая в них маргинальные позиции, что отражает «нормальные» сексуальные установки парней, для которых девушки – это, прежде всего «girl-friends». Интересно, что девушки-скинхедки и панкушки, бросая вызов генеральной линии феминности своим субкультурным выбором, в пределах своей субкультурной группы продолжали поддерживать традиционные гендерные различия и распределение властных ролей. По мнению исследовательницы, не существует каких-то особых женских субкультур (в противоположность мужским). Однако она обратила внимание на особые способы общения девушек между собой. Эти девичьи тусовки Мак Робби назвала «культурой спальни» (bedroom culture). Стремясь к автономности и убегая от контроля не только взрослых, но и мальчиков-сверстников, девочки собираются вместе у одной из подруг, обсуждают свои переживания, сексуальность, свои влюбленности, демонстрируют покупки. В принципе происходит то же самое, что и в мальчишеских компаниях, отличие одно – девичьи группы менее заметны.

Отметим, что в последнее время девочки становятся все более «видимыми», отвоевывая себе пространства в публичной сфере – клубах, кафе, на улицах.