- •Предмет науки в истории социологии. (Исторический экскурс: что изучает социология?)
- •( Э.Дюркгейм, п.Сорокин, э.Гидденс)
- •Э.Дюркгейм
- •П.Сорокин
- •Э.Гидденс
- •Изменение в современном мире
- •Социология и «здравый смысл»
- •Намеренные и ненамеренные последствия человеческого действия
- •Что может социология сообщить нам о наших действиях?
- •Социальная структура и человеческое действие
- •Является ли социология наукой?
- •Объективность
- •Практическое значение социологии
- •Заключительные комментарии
- •В.А.Ядов
Что может социология сообщить нам о наших действиях?
Как индивиды каждый из нас знает много о самом себе и об обществах, в которых мы живем. Мы полагаем, что хорошо понимаем, почему мы поступаем так, а не иначе, не обращаясь при этом к социологам за советом. Многие поступки, которые совершаются нами в повседневной жизни, основаны на нашем знании социальных конвенций. Существуют определенные границы такого самопознания, и одна из главных задач социологии состоит в том, чтобы показать их. На основе предшествовавшей дискуссии мы можем легко определить природу этих границ. Как мы уже видели ранее, у людей существует множество обыденных суждений о себе и других, которые неверны или являются следствием недостоверной информации. Социологическое исследование помогает определить границы наших социальных суждений и в то же самое время представляет собой своего рода «обратную связь» нашего знания о самих себе и о социальном окружении. Другой существенный вклад социологии состоит в демонстрации того, что хотя все мы разбираемся в том, что и почему мы делаем, мы часто имеем далеко не достаточное представление о последствиях наших действий. Непреднамеренные, непредвиденные последствия действий определяют все аспекты и контексты социальной жизни. Социологический анализ выявляет тонкие взаимосвязи между ожидаемым и непредвиденным в социальном мире.
Социальная структура и человеческое действие
Важным понятием, помогающим нам постичь эти связи, является понятие социальной структуры. Социальные контексты, в которых мы существуем, состоят не только из случайного выбора событий или действий. Существуют базовые закономерности в том, как люди действуют, и в том, как они взаимодействуют друг с другом. Это те закономерности, к которым относится понятие социальной структуры. Структурные характеристики обществ в некоторой степени полезно представить в виде структуры здания. Здание имеет стены, потолок и крышу, которые вместе образуют определенный образ или форму. Но эта метафора может оказаться неверной, если ее понимать слишком буквально. Социальные структуры состоят из человеческих действий и взаимоотношений: их структурирует их повторяемость во времени и в пространстве. Так, идеи социального воспроизводства и социальной структуры тесно связаны друг с другом в социологическом анализе. Мы должны представлять себе человеческие общества в виде зданий, которые в любой момент могут быть реконструированы теми же самыми кирпичиками, из которых они состоят. Действия каждого из нас влияют на структурные характеристики наших обществ; в то же самое время мы воссоздаем (а в какой-то степени и изменяем) эти структурные характеристики в наших действиях.
Является ли социология наукой?
Социология занимает главную позицию в группе дисциплин (включая антропологию, экономику и политологию), которые обычно называют социальными науками. Как мы можем реально изучать человеческую социальную жизнь «научным» образом? Для ответа на этот вопрос мы должны, прежде всего, понять главные характеристики науки как формы интеллектуальной деятельности. Что такое наука?
Наука — это использование систематических методов исследования, теоретического мышления и логической оценки аргументов для создания совокупного знания о конкретном предмете исследования. Научная работа зависит от соединения новых идей и анализов очевидных фактов, необходимых для подтверждения или опровержения гипотез или теорий. Информация и положения, полученные в научном исследовании и обсуждении, всегда носят в некоторой степени предварительный характер. Они открыты для пересмотра или полного отвержения в свете новых данных или аргументов.
Когда мы спрашиваем, «является ли социология наукой?», мы имеем в виду два вопроса: «Может ли дисциплина использовать процедуры естественной науки?» и «Может ли социология надеяться получить такое же точное, доказательное знание, какое создали естественные науки о физическом мире?». Эти вопросы всегда в некоторой степени противоречили друг другу, но длительное время большинство социологов отвечали на них утвердительно. Они утверждали, что социология может и должна подражать естественной науке — как ее процедурам, так и характеру ее результатов. Эта позиция иногда называется позитивизмом.
Сейчас такой взгляд можно считать наивным. Как и другие социальные науки, социология — научная дисциплина в том смысле, что она включает в себя систематические методы исследования, анализ данных, проверку теорий фактами и логическими аргументами. Изучение людей естественно отличается от наблюдения событий в физическом мире. Ни логические построения, ни выводы социологии нельзя оценивать так же, как оценивают естественные науки. Исследуя социальную жизнь, мы имеем дело с деятельностью, которая имеет смысл для людей, вовлеченных в нее. В отличие от природных объектов люди являются существами, осознающими себя, отдающими себе отчет в смысле и цели совершаемого ими. Мы не можем даже описать социальную жизнь достаточно точно, если не учтем смысл, который люди придают своему поведению. Например, для описания смерти как самоубийства необходимо установить, собирался ли человек себя убить. Самоубийство имеет место только тогда, когда индивид активно стремился к самоуничтожению. Человек, случайно оказавшийся перед машиной и убитый ею, не может считаться совершившим самоубийство. Этот человек не желал себе смерти.
Тот факт, что мы не можем изучать людей так же, как природные объекты, в некотором отношении составляет преимущество социологии; в других отношениях это создает трудности, с которыми не сталкиваются естественные науки. Преимущество социологов состоит в возможности задавать вопросы тем, кого они исследуют, то есть людям. Однако люди, которые знают, что их деятельность находится под наблюдением, часто ведут себя иначе, чем обычно. Например, когда индивиды отвечают на вопросы, они могут сознательно или нет давать неверное представление о себе. Они могут даже стараться «помочь» исследователю, давая ему те ответы, которые, по их мнению, он хочет от них услышать.
