Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Михалев (с 7-9; 11-13; 15-18; 20;21;23-34; 37-4...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
275.76 Кб
Скачать

Вопрос 19 Вопрос № 20. Южное направление внешней политики России в первой четверти XVIII в.

В условиях войны за Балтийское побережье русское правительство рассматривало поддержание мира с южным соседом – Турцией как необходимое условие успеха на севере и соответственно этому строило свою политику. С 1702 г. в Стамбуле находился первый постоянный посол России при султанском дворе П. А. Толстой. В его полномочной грамоте подчёркивалась миролюбивая миссия посольства, говорилось, что посылается он “для лучшего и состоятельнейшего оного мира сохранения”. Посольство П. А. Толстого сыграло важную роль в деле сохранения мирных отношений с Османской империей в сложный для России период Северной войны. В свою очередь финансовые трудности, народные волнения, феодально-сепаратистские выступления, янычарские мятежи, визирская чехарда заставляли Османскую империю в начале XVIII в. придерживаться политики нейтралитета. В результате, как уже было сказано, даже в сложнейший период 1708-1709 гг. русскому правительству удалось сохранить с турками и татарами мирные отношения.

Однако известие о Полтавской победе вызвало беспокойство султанского правительства. Слабовольный султан Ахмед III постоянно колебался между придворными группировками, одна их которых жаждала реванша после потери Азова, а другая хотела мира. Для части турецких феодалов небольшая небезопасная война казалась лучшим средством стабилизации страны. Представители находящегося на территории Османской империи Карла XII распространяли в султанском окружении слухи о том, что для Турции существует угроза русского нападения, и обещали, что если Османская империя начнёт войну с Россией, то её поддержат с севера шведские войска, а также Станислав Лещинский и его польские сторонники. Уверение Карла XII были активно поддержаны представителями Франции, Австрии и Англии. Султану обещали не только вернуть Азов и Таганрог, но и передать Южную Польшу, украинскую Подолию и выплачивать ежегодно 4 млн. дукатов. В этой обстановке партия сторонников войны с Россией одержала верх.

9 ноября 1710 г. Османская империя объявила войну России. В качестве главной причины войны выдвигалась опасность, будто бы угрожавшая Турции со стороны русского государства: русские якобы построили крепости на турецких границах, на азовском море сосредоточили воинские части непосредственно на границах Османской империи. Стратегический план русской армии сводился к тому, чтобы не допустить соединения турок со сторонниками С. Лещинского в Польше и, опираясь на помощь народов Балтийского полуострова, наступать на Стамбул, завершив войну быстрой победой. Но этот план не отличался реализмом. Хотя стремительный бросок русской армии к реке Прут воспрепятствовал соединению сил противника, Петр явно переоценил свои силы и был блокирован на реке Прут втрое превосходящей по силам турецкой армией.

Оказавшись в критическом положении, Петр согласился на крупные уступки Турции. Согласно договору, подписанному 12 июля 1714 г., Россия теряла Азов и Таганрог, обязывалась не вмешиваться в польские дела, “отнять руку” от казаков и запорожцев, не иметь в Стамбуле своего посла. Тем не менее в данных условиях договор устраивал царя, поскольку не содержал каких-либо уступок или обязательств, нарушавших русские планы в отношении Балтийского побережья.

Не без влияния Франции и Карла XII ещё дважды – в 1712 и 1713 гг. – Османская империя объявляла войну России. И хотя дело не доходило до кровопролития (если не считать походов Крымского хана на украинские земли), Россия шла ради сохранения мира на новые уступки. Лишь 13 июня 1713 г. П. Шафиров подписал Андрианопольский мирный договор, по которому к Османской империи отошла вся территория Запорожья, и граница России с Крымским ханством стала проходить посередине между реками Самара и Орель. Условия русско-турецкого мира 1713 г. явились той базой, на которой складывались мирные отношения между Россией и Османской империей в завершающий период жизненно важной для русского государства Северной войны. В дальнейшем в ноябре 1720 г. был подписан новый “вечный” мир между Россией и Турцией, в основном повторивший содержание договора от 1713 г. (только была изменена в русскую пользу статья о Польше и получено разрешение на посылку Россией своего посла в Стамбул). Договор 1720 г. знаменовал дальнейшее улучшение русско-турецких отношений.

Как можно заметить, южному направлению внешней политики Петр придавал второстепенное значение – цель его жизни составляли устремления на Запад. Однако, после того, как спало напряжение в Северной войне в результате слома шведского могущества под Полтавой роль южного направления возрастает. Интересы Росси требовали выхода к Каспийскому морю. Петр стремился взять под контроль транзитную торговлю Востока со странами Европы, особенно торговлю шёлком. А ввиду усиливавшегося турецкого натиска на слабеющую Персию создавалась угроза переводу торговли шёлком на Волжско-Каспийский путь, да и вообще русской восточной торговле. Таким образом, предотвращение турецкой экспансии в Закавказье и Персии, недопущение османов к западному побережью Каспийского моря представляли важную задачу русской внешней политике.

В 1715 г. в Иран отправилось посольство Артемия Петровича Волынского. Официальной целью посольства было подтверждение “давнишней дружбы” с шахом, однако Волынский должен был выполнить и ряд разведывательных задач: собрать сведения о пристанях, городах и путях сообщения, вооруженных силах, жизни двора и т.д. Ему также предписывалось приложить все усилия, не останавливаясь перед подкупом, склонить Иран к доставке шёлка-сырца “водным путём” до Петербурга. Донесения Волынского показали хаотическое состояние экономики Ирана, слабость центральной власти (о шахе: “редко такого дурачка можно сыскать между простых, не токмо из коронованных”), продажность двора и коррупция чиновников и оказали заметное влияние на решение царя вторгнуться в закавказские владения Ирана. Другой причиной стали сведения того же Волынского о намерении турков установить своё влияние на Западном побережье Каспийского моря.

Сразу по завершении Северной войны начинается подготовка к персидскому походу. От тщательности его организации пришлось отказаться ввиду угрозы вторжения османов на территорию Западного Прикаспия. В июле 1722 г. с более чем 40-тысячным войском Петр отправился из Астрахани на юг. В конце августа русские войска без боя вступили в Дербент, рассчитывая далее двинуться к конечной цели своего похода – Шемахе. Однако, после того, как суда, доставлявшие в Дербент продовольствие попали в шторм, в результате чего находившаяся в них мука пришла в негодность, в армии стал ощущаться недостаток провианта, и Петр вынужден был повернуть обратно.

Несмотря на то, что все цели похода не были выполнены в течение 1722 г. русским войскам удалось закрепиться на всём протяжении западного побережья Каспийского моря, за исключением Баку. После того, как в 1723 г. отряд генерал-майора Матюшкина занял и Баку, 12 сентября 1723 г. в Петербурге был заключён договор с Ираном, по которому взамен уступленных земель царь обязывался оказать шаху военную помощь в борьбе против афганцев, пытавшихся подчинить Иран своему влиянию. Правда, договор так и не был ратифицирован новым шахом Персии Тахмаспом II, а в середине 30-х гг. XVIII в. территории Западного Прикаспия были возвращены Персии.

Удалось завершить миром и соперничество за Закавказье с Османской империей. В июне 1724 г. в Константинополе был заключён договор между Россией и Турцией, по которому султан признал присоединение к России Западного и Южного Прикаспия, но и Россия признала протекторат Османской империи над Восточными Арменией и Грузией. Закавказье оказалось разделено между двумя державами.