Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Михалев (с 7-9; 11-13; 15-18; 20;21;23-34; 37-4...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
275.76 Кб
Скачать

Вопрос № 18. Внешняя политика России в первый период Северной войны.

Начало Северной войны было встречено крайне недоброжелательно не только Францией, но и правящими кругами Англии и Голландии, которые, заключив договор со Швецией, теперь рассчитывали на её военную мощь в предстоящей борьбе за испанское наследство. При поддержке англо-голландского флота шведский король Карл XII принудил датское правительство подписать Травендальский мирный договор и выйти из войны. Это обеспечивало Швеции безопасный тыл и преобладание на море, поскольку ни Россия, ни Саксония флота не имели.

Отвергнув затем посреднические предложения морских держав, настаивавших на заключении мира на севере с целью привлечения Швеции в борьбу за Испанское наследство, Карл XII перебросил армию в Прибалтику, где 19 ноября 1700 г. уничтожил русское войско, осаждавшее Нарву. Международный престиж России, который и раньше был невысок, пал до самого низкого уровня. Русский посол в Вене Голицын сообщал, что австрийский канцлер “говорить со мной не хочет, да и на других нельзя полагаться: они только смеются над нами”. Решил, что с Россией покончено, и сам Карл XII, перебросив свою армию в Польшу против Августа II. Ослеплённый успехом, он отверг мирные предложения августа, надеясь захватить Курляндию, входившую тогда в состав Речи Посполитой.

“Увязание” Карла XII в Польше, а также начавшаяся летом 1702 г. война за испанское наследство, в результате которой европейское государство лишилось возможности прямого вмешательства в Северную войну, позволили в 1701-1703 гг. перевооружённой и реорганизованной русской армии отвоевать значительную часть Восточной Прибалтики. В 1704 году русская армия овладела Нарвой, Ивангородом, Деритом и прочно утвердилась в Ингрии, Эстляндии и части Лифляндии. Военные успехи России побудили польский сейм принять решение о вступлении Польши в войну со Швецией. В июле 1704 г. в Нарве был подписан русско-польский союзный договор, согласно которому Петр обязывался поддерживать Польшу войсками и деньгами, а Август II, как король польский, должен был выставить для борьбы со Швецией 48-тысячную армию и вести войну до победного конца. Нарвский договор являлся крупным дипломатическим успехом Петра.

Однако, значимость его сказалась не сразу. Хотя русская армия в 1705 г. вышла к Гродно, угрожая тылам шведов, это не помешало Карлу XII к зиме 1705/06 гг. вытеснить силы Августа II в Саксонию и Силезию, а летом 1706 г. овладеть Лейпцигом и Дрезденом. Август был вынужден капитулировать, подписав 26 сентября 1706 г. унизительный Альтранштедтский мирный договор. Он отказывался от польской короны в пользу шведского ставленника Станислава Лещинского, разрывал союзные отношения с Россией и обязывался содержать в течение всей зимы шведскую армию.

Понимая, что следующий удар Карла XII обрушится на Россию, Петр начинает беспрецедентную дипломатическую борьбу с целью предотвращения шведского вторжения. Используя недовольство Империи вторжением карла в Саксонию и Силезию, что нарушало целую систему договоров о нейтралитете и мире в Имперских землях, русское правительство начало зондировать почву по вопросу вступления России в Великий союз. В идее слияния Северной войны с войной за испанское наследство, что с неизбежностью вовлекло бы в борьбу с Карлом XII Англию Империю, Данию, Саксонию, Польшу и Пруссию, царь видел возможность военного решения шведской проблемы в кратчайшие сроки. Но в большей степени он рассчитывал на то, что сам факт присоединения России к антифранцузской коалиции парализует военную активность Швеции и заставить её сесть за стол переговоров.

Действительно, кризис в шведско-австрийских отношениях, когда сложилась угроза повторения страшной картины Тридцатилетней войны, заставил английское правительство оказать в мае 1707 г. тёплый приём русскому послу Матвееву и обсуждать предложение о выступлении Лондона в качестве посредника в заключении мира на севере при условии сохранения за Россией Петербурга и прилегающих земель. Одновременно в Вену был направлен посол Урбих, призвавший императора не уступать давлению Стокгольма и принять военную помощь России. Однако переговоры главы английского правительства герцога Мальборо с Карлом XII показали, что шведский король не стремится к дальнейшей конфронтации с Австрией, а намерен разрешить русскую проблему. Англичане оказали мощное давление на Вену, и та пошла на уступки шведам, что привело к урегулированию отношений между странами.

Развернув в Европе широкую дипломатическую антишведскую борьбу, Петр вместе с тем не упускал из виду и возможность заключения мира с Карлом XII. Весной 1707 г., используя в качестве посредника Францию, он решил прозондировать почву. Царь соглашался уступить Швеции все завоёванные земли, кроме Петербурга. Однако, на запрос французского посла по этому поводу карл заявил, что согласится на мир только тогда, когда царь признает границы 1700 г. и возместит все военные издержки. И добавил, что он скорее пожертвует последним шведом, чем оставит Петербург в русских руках.

В августе 1700 г. шведская армия двинулась из Саксонии на Восток. При этом Карл XII рассчитывал на военное сотрудничество с Крымом и Турцией, направив весной 1708 г. своего представителя в Бахчисарай с предложением военного союза, что встретило позитивный отклик у Девлет-Гирея II. Однако, воинственные планы крымского хана не встретили сочувствия у султана Ахмеда III, который целиком придерживался политики нейтралитета по отношению к русско-шведской войне. Правда, эта позиция султана подкреплялась такими акциями Петра, как сожжение кораблей азовского флота на глазах представителя султана, вручения крупных сумм денег, а также успехи русского оружия в кампании 1708 г., заставившие карла отказаться от движения на Москву и повернуть на Украину.

Позицию османского правительства быстро уловил русский посол в Турции П. А. Толстой, в начале 1709 г. доносивший в Москву: “Извольте быть безопасны от турок и татар на будущую весну”. Однако, Карл XII был уверен в поддержке Девлет-Гирея II, что являлось важным моментом его планов на лето 1709 г. В Полтаве Карл рассчитывал соединиться с 40-тысячной крымской границей, а затем развивать наступление через Харьков и Белгород на Москву. Возможно, “крымский фактор” сыграл решающую роль в отказе Карла начать мирные переговоры, о чём он был извещён русским правительством 2 апреля. Пётр соглашался заключить мир на условиях уступки Швецией России части Карелии и Ингрии с Петербургом на основе денежной компенсации. Увидев в этом проявление слабости, Карл в середине апреля осадил Полтаву. Отчаянные попытки овладеть городом оказались безуспешными, а 27 июня 1709 г. состоялось решающее сражение, после которого шведская армия перестала существовать, а Карл XII укрылся в Турции.