Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Михалев (с 7-9; 11-13; 15-18; 20;21;23-34; 37-4...docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
275.76 Кб
Скачать

Вопрос № 42. Россия перед Отечественной войной 1812 г.

Франко-русские отношения с 1810 г. вступили в новую фазу. Внешне всё выглядело как будто бы по-старому: оба императора изредка обменивались любезными письмами, именуя друг друга “государь и брат мой”, хотя в них нет-нет да и прорывались нотки раздражения и взаимного недовольства. Но за кулисами обоих дворов шла напряжённая подготовка к теперь уже неизбежному столкновению.

Пожалуй, самой серьёзной причиной недовольства друг другом были экономические противоречия, в первую очередь касавшиеся соблюдения условий континентальной блокады. Выполнение условий Тильзитского мира оказалось для России весьма трудным делом. Положение усугублялось тем, что войны в бассейне Балтийского моря и английская контрблокада значительно сузили сферу балтийской торговли, война с Турцией повлекла за собой фактическое прекращение торговли черноморской, а война с Персией парализовала торговлю с Кавказом и Средним Востоком. Попытки возместить потери за счёт развития торговых связей с Францией успеха не принесли из-за господства на морях английского флота и неразвитости сухопутной торговли. Помимо того, Наполеон фактически перекрыл российскому правительству возможность получения иностранных займов, что при росте расходов на военные нужды означало ещё один удар по хозяйству страны.

Выход из сложившейся ситуации Россия искала на путях развития торговли с нейтральными странами. Конечно, под нейтральными флагами в Россию контрабандно провозились и английские товары. Понимая это, Наполеон с 1810 г. повёл наступление на нейтральную торговлю, установив в августе 1810 г. так называемый трианонский тариф, значительно повысивший пошлины на “колониальные товары”. Товары, ввозимые контрабандой, подлежали немедленной конфискации, что фактически означало запрет нейтральной торговли. Затем Наполеон потребовал, чтобы Россия ввела аналогичный тариф, что означало бы для неё закрытие последней легальной отдушины в блокаде. Когда Александр отверг предложение, Наполеон лишил Россию одного из важных инструментов нейтральной торговли – голландских и ганзейских судов, присоединив в декабре 1810 г. Голландию и всё побережье между Рейном и Эльбой к Франции и распространив на них действие трианонского тарифа. В ответ Россия приняла новый таможенный тариф и “Положение о нейтральной торговле на 1811 год”. Новый тариф существенно повышал ввозные пошлины, снижал или отменял пошлины на вывозимые товары. Значительно упрощалась организация нейтральной торговли, практически устранялись все помехи к доступу в русские порты всех судов, кроме несущих английский флаг. “Положение о нейтральной торговле” было открытым вызовом Франции. Наполеон выразил по поводу введения положения официальный протест, заявив: “Отныне война будет зависеть от малейшего дуновения ветерка”.

Развязку войны ускорили также русско-французские противоречия в польском вопросе. Стремясь заручиться поддержкой польской шляхты, Наполеон демагогически обещая восстановить Польшу в прежних границах. Вопреки протестам Александра, Наполеон после разгрома Австрии в 1809 г. расширил территорию герцогства Варшавского, присоединив к нему Западную Галицию с 1,5 млн. жителей. С лета 1810 г.начались значительные поставки французского оружия в герцогство Варшавское, туда вводились французские войска, строились военные склады и магазины. Польша превратилась в плацдарм для нападения на Россию.

В 1810-1811 гг. конфликты между Россией и Францией следовали один за другим. В 1810 г. Наполеон решил развестись с Жозефиной и жениться на представительнице царствующего дома Европы, обратившись с соответствующей просьбой в Петербург. Он надеялся при этом своим браком с сестрой Александра I великой княжной Анной Павловной подкрепить не слишком прочные союзнические отношения. Но планы Наполеона встретили ожесточённое сопротивление в придворных кругах России. Последовал недвусмысленный отказ, не упрочивший отношения между странами.

Одним из наиболее напряжённых в русско-французских отношениях накануне войны стал ольденбургский вопрос. Присоединив к Франции Ганзейские города Гамбург, Бремен и Любек, Наполеон оккупировал в 1811 г. также и герцогство Ольденбургское, владелец которого был женат на сестре Александра IЕкатерина Павловне. Захват Ольденбурга был прямым нарушением Тильзитского договора, в котором независимость герцогства оговаривалась в особом пункте. Российское правительство заявило протест, на который Наполеон отвечал, что захватил Ольденбург как центр английской контрабанды. Переговоры остались безрезультатными.

В 1811 г. о войне заговорили открыто. Однако, Россия подходила к ней в крайне неблагоприятной международной обстановке, фактически оказавшись в изоляции. Тильзит и Эрфурт значительно обострили русско-английские отношения. Происходили столкновения на море, англичане блокировали эскадру Д. Н. Синявина в Лиссабоне, где та остановилась на пути из Средиземного моря в Балтийское из-за плохой погоды. Английская дипломатия активно интриговала против России в Швеции, Турции и Персии. Австрия и Пруссия целиком находились в русле французской внешней политики. 24 февраля 1812 г. были подписаны франко-прусский договор и военная конвенция. Пруссия обязалась выставить для войны с Россией 20-тысячный корпус. Ещё более сильным ударом для России был франко-австрийский союз. Ставший в 1809 г. министром иностранных дел Австрии Клеменс Меттерних переориентировал политическую линию страны в сторону Франции. После побед русского оружия в русско-турецкой войне антирусские настроения в Австрии ещё более усилились, и 2 марта 1812 г. она пошла на подписание союзного договора с Францией, передавая ей в помощь 30 тыс. солдат. В свою очередь Наполеон обещал передать оккупированные Россией Дунайские княжества Габсбургам. Лишь угроза Александра урегулировать отношения с Францией и двинуть против Австрии крупные силы заставила Меттерниха пообещать, что действия австрийских войск будут “по возможности ограничены”. Действительно, хотя с началом войны 1812 г. Австрия объявила о разрыве дипломатических отношений с Россией, её войска в боевых действиях участия фактически не приняли. Это стало несомненной дипломатической победой Александра I, сумевшего нейтрализовать одного из самых сильных союзников Франции.

Расчёты Наполеона на полную дипломатическую изоляцию России не оправдались и в отношении Турции. Усилиями М. И. Кутузова Россия победоносно завершила войну на юге и освободила Дунайскую армию для борьбы с Наполеоном. Султан продолжать войну с Россией не решился и предложения Франции о союзе не принял. Столь же серьёзная неудача ждала Наполеона в Швеции. Он был уверен, что завоевание Финляндии поссорит Швецию с Россией. Эта уверенность поддерживалась также избранием французского маршала Бернадота наследником шведского престола. Но Бернадот по ряду политических (боязнь конфликта с Англией и Россией) и личных причин отказался заключить союз с Францией. А после того как французские войска в январе 1812 г. заняли шведскую Померанию, Бернадот склонился к соглашению с Россией. 24 марта 1812 г. был подписан русско-шведский договор, гарантировавший неприкосновенность владений обоих государств. Наполеону не удалось организовать удар по России с северо-запада. Союз со Швецией повлёк в свою очередь улучшение русско-английских отношений. 6 июля 1812 г. в Стокгольме был подписан англо-русский договор о мире и дружбе. Союз трёх держав положил начало образованию новой антинаполеоновской коалиции в ходе Отечественной войны 1812 г. в условиях, когда военные действия велись на российской территории, срыв попыток Наполеона изолировать Россию следует признать безусловным успехом русской дипломатии.