Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Михалев (с 7-9; 11-13; 15-18; 20;21;23-34; 37-4...docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
275.76 Кб
Скачать

Вопрос № 32. Русско-турецкие отношения в период правления Екатерины II.

В последнюю треть XVIII в. насущными задачами внешней политики России стали решение проблемы выхода России к Черному морю, развитие торгового и военного мореплавания на нём, проход судов России через проливы в Средиземноморье, постройка черноморских портов, возможность освоения Северного Причерноморья. От решения этих задач во многом зависело дальнейшее развитие страны. Именно поэтому в данный период важная проблема стала главной во внешней политике России и деятельность российской дипломатии в основном была подчинена её решению, хотя, конечно, ареал интересов России не ограничивался южными делами.

Обострение русско-турецких отношений произошло в конце 60-х гг. XVIII в. в связи с польским вопросом. Для противодействия усиливавшемуся русскому влиянию в феврале 1768 г. в г. Баре на Подолии, была созвана конференция, провозгласившая своим лозунгом самостоятельность страны и затем начавшая борьбу с русскими войсками, посланными в Польшу для защиты интересов некатолического населения (т.н. диссидентов). Терпя поражения от русской регулярной армии, конфедераты обратились к Турции с просьбой о заступничестве. Турция потребовала за помощь Подолию и Волынь. При удобном случае султан надеялся также восстановить свои права на азов. Нужен был только повод для объявления войны и такой повод невольно дали гайдамаки – восставшие против насилий польской шляхты украинские казаки и крестьяне. Один из гайдамацких отрядов, преследуя польских шляхтичей, напал на пограничное местечко Балту и сжёг его. Русский посол в Турции Алексей Михайлович Обресков пытался объяснить, что это сделали не русские войска, а подданные Речи Посполитой, но доводы, основанные на здравом смысле в Стамбуле не восприняли. 6 октября 1768 года Обрескова и ещё 10 членов посольства посадили в Семибашенный замок, а 25 ноября султан объявил войну России.

Начиная войну, Турция пыталась переложить вину за это на Россию. По словам турок, Россия нарушала подписанные ею договора, строила крепости вблизи турецких границ, вмешивалась в дела Польши. Екатерина, в свою очередь, обратилась к европейским дворам с циркулярной нотой, в которой старалась доказать справедливость русской политики и неправоту Турции. Зима 1768/69 гг. прошла в подготовке обеих сторон к военным действиям. Стратегический план турецкого командования состоял в том, чтобы, собрав 300-тысячную армию, начать наступление на Каменец-Подольский и соединиться с противниками России в Польше – барскими конфедератами, численным превосходством заставить русских вывести войска из Речи Посполитой, а на Северном Кавказе и Южной Украине действовать с помощью отрядов крымских ханов. Русская Военная коллегия в свою очередь предложила довольно неопределённый план, рассчитанный на пассивную оборону.

В соответствии с этим планом командующий 1-й армией генерал-аншеф А. М. Голицын действовал вяло, заняв тем не менее Хотин и Яссы. Важные изменения произошли во второй половине 1769 г., когда командующим был назначен П. А. Румянцев. Он провёл ряд успешных наступательных действий, разгромив турецкие войска в сражениях у Рябой Могилы, при Ларге и Кагуле. Одновременно успехом завершилась беспрецедентная акция русского флота – выйдя из Кронштадта и обогнув Европу, он вошел в Средиземное море для блокады Черноморских проливов и 26 июня 1770 г. уничтожил турецкий флот в Чесменском заливе.

Военные победы принесли России дипломатические осложнения, вызвав беспокойство боявшихся усиления России западных держав. Франция усилила антирусскую деятельность в Польше и Швеции, предложила Турции приобрести у неё корабли для восстановления флота. Австрия после вхождения русских войск в Дунайские княжества стала явно поддерживать Турцию. В 1771 г. по инициативе венского двора Австрия и Турция заключили конвенцию, получившую название “тугутовой” (по имени министра ИД Австрии Тугута), по которой Австрия брала на себя обязательство любыми средствами – военными и дипломатическими – добиться возвращения Турции всех крепостей – земель, занятых русскими. Турция в ответ обещала Иосифу IIсубсидию в размере 10 млн. пиастров и Малую Валахию. Екатерина восприняла это соглашение как угрозу военных действий со стороны Австрии и несколько умерила свои требования к Турции, отказавшись от пункта о независимости Молдавии и Валахии и от передачи России одного из островов Эгейского архипелага. Только уступка России в разделе Речи Посполитой 1722 г. заставила Австрию пойти на уступки: “тугутова конвенция” не была ратифицирована, а требование султана перестали поддерживаться.

В 1771 г. русские войска вновь одержали ряд побед, заняв несколько крепостей и овладев Крымом. Это заставило Порту в июне 1772 г. в Фокшанах начать переговоры с Россией. Россию на переговорах представляли А. М. Обресков и Григорий Орлов. Данные им инструкции предусматривали возможность значительных уступок с русской стороны. Они могли не настаивать на требовании предоставления независимости Молдавии и Валахии, могли уменьшить территориальные претензии к Турции, но Россия решительно требовала предоставления независимости Крымскому ханству и отстаивала для себя право свободного плавания русских кораблей в Чёрном море и проливах. Турецкие представители, поддерживаемые Францией и Австрией, вели себя неуступчиво и возражали против каждого предложения русской стороны. В августе Григорий орлов неожиданно покинул Фокшаны и отправился в столицу. Его внезапный отъезд турецкие уполномоченные использовали как предлог для прекращения переговоров и 28 августа тоже оставили Фокшаны, возложив ответственность за неудачу встречи на русских.

Совместными усилиями Панину, Румянцеву и Обрескову удалось добиться возобновления в октябре 1772 г. переговоров в Бухаресте. Хотя А. М. Обрескову удалось согласовать 10 статей будущего договора, в том числе добиться расширения прав подвластных Турции народов, на вопросе о свободе плавания через проливы переговоры зашли в тупик. Весной 1773 г. военные действия возобновились. Новые победы русских войск при Козлудже и Туртукае привели к тому, что 4 июля 1774 г. к Румянцеву прибыли уполномоченные визиря с предложением о мире. На этот раз переговоры прошли по-военному быстро (благо значительная часть уже была согласована ранее), и 10 июля 1774 г. в деревне Кючук-Кайнарджа был подписан мирный договор. Крымское ханство признавалось независимым от Турции, под власть России переходило Черноморское побережье с крепостями Керчь, Еникале и Кинбурн. Молдавское и Валашское княжества получали автономию, Россия получила право защиты христиан в этих княжествах. Кроме того, русским консулам предоставлялась возможность выступать в защиту христианского населения Османской империи, что создавало благоприятные условия для проникновения России на Балканы. На Северном Кавказе в подданство России перешли Кабарда и Северная Осетия. Порта признала свободу русской торговли и обещала покровительство русским купцам в Триполи, Тунисе и Алжире. Русские торговые корабли получали право свободного прохода через Босфор и Дарданеллы. По секретному приложению Турция уплачивала России 4,5 млн. рублей контрибуции. Взамен Россия выводила свой флот из Средиземного моря. Кючук-Кайнарджийский мир способствовал не только подъёму международного престижа России, но и создал благоприятные условия для борьбы балканских народов против турецкого ига.

Однако Турция надеясь на поддержку европейских держав, уклонялась от выполнения договора. Она прекратила выплату контрибуций, возобновила назначение в Крым судей и таможенных чиновников и готовилась к новой войне с Россией. В 1776 г. Турция потребовала возврата Кинбурна и отказалась выполнять пункт договора 1774 г. о независимости Крыма. В ответ в ноябре 1776 г. русские войска заняли Крым и добились избрания ханом сторонника русской ориентации Шагин-Гирея. Бесплодность мелких военных демонстраций со стороны турок на Чёрном море и Дунае привела к тому, что в Порте на время взяли верх сторонники мира с Россией. 10 марта 1779 г. в Константинополе было подписано соглашение, подтверждающее все условия Кючук-Кайнарджийского договора. Турция признала Шагин-Гирея крымским ханом, а Екатерина обязалась вывести русские войска (кроме гарнизонов в Керчи) из Крыма. Но нарушения договора со стороны Турции продолжались (население Тамани было объявлено турецкими подданными и т.д.). Сославшись на них, Екатерина II манифестом от 8 апреля 1783 г. включила Крым в состав Российской империи. Это позволило России более прочно обосноваться на берегах Чёрного моря. В том же 1783 г. был заключён Георгиевский трактат между Россией и царём Картлии и Кахетии (Восточная Грузия) Ираклием II, по которому последний отдался под покровительство России.

Включение Крыма в состав России и Георгиевский договор послужили предлогом для объявления Турцией новой войны, в которой она ставила целью отмену Кючук-Кайнарджийского договора. Объявленная 12 августа 1787 г., последняя в XVIII в. русско-турецкая война началась в трудной для России международной обстановке. Она могла рассчитывать только на поддержку Австрии, с которой её связывало соглашение 1781 г. о союзе против Турции. Англия же и Пруссия настойчиво подстрекали Порту к войне с Россией. После первых русских побед в войне, в августе 1788 г., Англия, Пруссия и Голландия заключили союз, направленный на ослабление позиций России на Ближнем Востоке и в Прибалтике.

Подстрекаемый Англией и Пруссией к ревизии итогов Северной войны, шведский король Густав III в июне 1788 г. начал военные действия против России. Введя в Финский залив свой флот и осадив крепость Нейшлот и Фридрихсгам, Густав III предъявил России фантастический ультиматум: вернуть Швеции все принадлежавшие ей до Ништадтского мира земли, уступить Крым турецкому султану, разоружить русский флот, вернув все корабли, вышедшие в Балтийском море. Но наступление шведских войск не имело успеха. В короткий срок России удалось перебросить в Финляндию 20-тысячную армию, которая уже в августе 1788 г. вынудила шведов покинуть пределы Российской империи. Борьба на море с переменным успехом продолжалась ещё в течение 2-х лет, но к середине 1790 г. военное перемирие Швеции стало очевидным. 3 августа 1790 г. в финской деревне Вереле был подписан мирный договор, не внесший никаких принципиальных территориальных изменений в отношения между Россией и Швецией.

Успехи сопутствовали русскому оружию и на юге. Был одержан ряд блестящих побед как на суше (взятие Очакова и Измаила, у Фокшан и Рымника), так и на море (у о. Фидониси и мыса Калиакрия). Они крайне беспокоили английское правительство, которое, добиваясь международной изоляции России, стремилось создать коалицию из Пруссии, Турции, Польши, Дании и Швеции. В 1790 г. сделала неожиданный шаг Австрия: заключив с Турцией сепаратное перемирие, она взяла на себя обязательство не оказывать помощь России. Но происки европейских стран только затянули войну и не изменили соотношения сил. 29 декабря 1791 г. в Яссах (Румыния) был подписан мирный трактат, подтвердивший русские права на Крым и Северное Причерноморье. Новая граница между Россией и Турцией устанавливалась по Днестру. Турецкое правительство отказывалось от претензий на Грузию, обязывалось возмещать русским купцам убытки, которые будут причинены им пиратами.

Ясский мир 1791 г. завершил определённый этап в развитии русско-турецких отношений. С этого времени Екатерина II, а затем и Павел I стремились к установлению мирных отношений с Турцией.